Гигиенический контроль за организацией двигательного режима школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:12, реферат

Описание работы

Предназначены для использования специалистами центров гигиены и эпидемиологии в Практике текущего госсаннадзора; медицинскими работниками школ (врачи и средний
медицинский персонал), администрацией и педагогами школ при организации и проведении учебно-воспитательного процесса.

Содержание

1. Область применения.................................................................................................. 4

2.Нормативные ссылки............................................................................................................... 4

3.Общие положения.................................................................................................................... 5

4. Распределение школьников на медицинские группы для занятий физической культурой...................................................................... ............................ 6

5.Гигиенические требования к организации урока физкультуры ............................................7

6. Гигиенические требования к организации занятий учащихся специальной медицинской группы........................................ ......................................... 9

7.Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы......................................... 11

3.Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием........................................ 12

9. Контроль санитарно-эпидемиологической службы за организацией двигательного режима школьников ................................................................ ........ 13

Работа содержит 1 файл

gigiena.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

    4. Распределение школьников  на медицинские группы для занятий физической культурой

          4.1. Администрация общеобразовательной  школы обязана ежегодно совместно  с органами здравоохранения организовать углубленный медицинский осмотр учащихся. 
       4.2. Врач-педиатр при комплексной оценке состояния здоровья школьника должен учитывать диагноз, перенесенные заболевания, физическое развитие и биологический возраст. 
     Обязательной составной частью медицинского обследования является проведение 
функциональной пробы, характеризующей адаптационные возможности организма, тип 
реакции на физическую нагрузку.

           4.3. В заключении по итогам обследования  каждому учащемуся должны быть 
определены:

     -    группа здоровья;

     -    медицинская группа для занятий  физкультурой;

           - рекомендации педагогу  по двигательному режиму (физкультрецепт), 
противопоказания и назначения обследуемому (Приложение 3)

                4.4. С учетом комплексной оценки здоровья все учащиеся распределяются на 
медицинские группы: а) основную (ОГ); б) подготовительную (ПГ); в) специальную 
медицинскую (СМГ); г) лечебной физкультуры (ЛФК).

         4.5. К основной группе относятся  здоровые школьники, имеющие достаточную  физическую подготовленность.

                 4.6. К подготовительной группе относятся школьники, имеющие незначительные 
морфофункциональные отклонения и недостаточную физическую подготовленность. 
      4.7. Специальная медицинская группа комплектуется школьниками III группы 
здоровья и оформляется (один раз в полугодие) приказом директора школы. Комплектование СМГ проводится медицинским работником школы весной (в конце учебного года), т.к в задачу медицинского осмотра входит не только уточнение медицинской группы для занятий физкультурой, но и выравнивание отклонений здоровья за счет конкретных для каждого ребенка назначений и индивидуального подбора физических упражнений.

         4.8. Учащиеся, отнесенные по состоянию  здоровья к основной и подготовительной  медицинской группам, должны заниматься под руководством учителя по действующим учебным программам на уроках физкультуры.

          4.9. Занятия с учащимися специальной медицинской группы следует проводить 
отдельно от здоровых школьников. Наполняемость СМГ должна составлять 8-12 учащихся, независимо от возраста, пола, диагноза заболевания. Наиболее целесообразно комплектовать группы, объединяющие учащихся по классам, например, учащихся 3-5-х, 6-8-х, 9-11-х классов.

    Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию  здоровья к СМГ, должны проводиться  учителями     (преподавателями)     физического     воспитания,     имеющими     физкультурное образование, прошедшими соответствующую дополнительную подготовку (специальные курсы при областных, Минском городском институтах усовершенствования учителей, в институте повышения квалификации при Академий физического воспитания и спорта).

          4.10. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к группе лечебной физкультуры (ЛФК), должны заниматься в медицинских учреждениях под руководством врача-специалиста   ЛФК. Как правило, группа ЛФК комплектуется школьниками IV группы здоровья.

         4.11. Распределение необходимо проводить до 15 сентября ежегодно. Учащиеся, не прошедшие медосмотр, к занятиям по физической культуре не допускаются (СанПиН 14-46-96, п.9.23)

    5. Гигиенические требования  к организации  урока физкультуры

    5.1. Содержание учебно-воспитательного  процесса физического воспитания учащихся регламентируется Программами по физической культуре для учащихся начальных классов общеобразовательных школ (Минск, 1999), для учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы (Минск, 1998); Программами 12-летней общеобразовательной школы (подготовительный. 1-3 классы, Минск, 2000); Образовательным стандартом РД РБ 02100.2.025-98 «ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».

    5.2. Урок физической культуры является  основной формой физического  воспитания, которая в обязательном порядке схватывает всех учащихся школы.

    5.3. Гигиеническая оценка организации  урока физкультуры дается специалистами  центров гигиены и эпидемиологии, специалистами по врачебному контролю диспансеров спортивной медицины, школьными медицинскими работниками по следующей схеме:

    -соответствие  содержания урока и величины  нагрузки состоянию здоровья, уровню  физической подготовленности, возрасту и полу учащихся;

    - -методически правильное построение  с выделением отдельных структурных  частей урока, обеспечением оптимальной общей и моторной плотности, физиологической нагрузки;

    - -выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья, гармоническому развитию и формированию правильной осанки;

    -    -место урока физкультуры в  расписании учебного дня и  недели;

    -проведение урока в специальном помещении (спортивном или гимнастическом зале), на специально оборудованных площадках пришкольных участков, стадионе, лыжной трассе или в бассейне;

    -выполнение  учащимися упражнений в спортивной  одежде и обуви, при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

    5.4. Уроки по физической культуре  в школе должны проводиться  не реже 3 раз в неделю.

    5.5. Сдвоенные уроки допускаются  при выполнении программы по лыжной подготовке (СанПиН 14-46-96, п.9.16), а также в отдельных случаях по рекомендациям Министерства образования при условии согласования с органами госсаннадзора;

    5.6. При составлении расписания уроков  следует руководствоваться требованиями п.9.15. СанПиН 14-46-96.

    5.7. В сельских школах нельзя проводить  физическую культуру первым и  последним уроками, поскольку особенностью двигательного режима сельских детей является необходимость ежедневных (в среднем около 3,4 км в оба конца) пеших переходов в школу. Если ходьба в пределах 1-1,5 км оказывает стимулирующее воздействие на детский организм, играя роль своеобразной гимнастики, то при большей продолжительности ходьбы (свыше 2,5км)   у   школьников   возникают   признаки   утомления,   отмечается   снижение   результатов выполнения контрольных физических упражнений, общей работоспособности.

     5.8. В структуре урока должны  быть выделены три части: подготовительная (5-10 
минут), основная (25-30 минут), заключительная (3-5 минут). Содержание урока определяется 
действующей учебной программой и темой урока. 

    I 5.9. Для определения общей плотности урока учитывают полезно затраченное время 
урока, т.е. время, затраченное на выполнение движений, объяснение и показ упражнений, страховку, оценку и т. д. Общую плотность урока определяют отношением полезно затраченного времени к общей продолжительности урока и выражают в процентах. На 
правильно организованном уроке общая плотность должна приближаться к 100%.

          5.10. Моторная (двигательная) плотность урока представляет собой суммарное время 
двигательной активности одного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. 
Моторная плотность определяется по формуле:

    МПУ = ВДА (ученика) : ВУ х 100% где: МПУ - моторная плотность урока;

    ВДА - суммарное время двигательной активности ученика в минутах; 
 ВУ - время урока в минутах (35-45 минут).

    Величина  моторной плотности зависит от типа урока, а также от многих других 
факторов - от возраста учащихся, количества учащихся в классе, числа мальчиков и девочек, уровня физической подготовленности и т. д.

          Примерные величины моторной плотности  урока физкультуры. 
            Типы  уроков:                                                                    Моторная плотность
 
1.      Вводный урок                                                                                          10%-40% 
2.      Урок ознакомления с новым материалом                                          20% - 40% 
3.      Урок разучивания нового материала                                                30% - 50%

    4.       Урок закрепления и совершенствования  нового материала               50% - 80%

    5.       Контрольный урок     40% - 50%

    6.       Комбинированный урок     40% - 60%

    7.       Сюжетные уроки (сказка, путешествие  ...), урок-соревнование      30% - 60%

    8.       Урок - круговая тренировка      50% - 80% 

    5.11.Наиболее  информативным показателем реакции  организма на физическую 
нагрузку является частота пульса. По динамике ее изменения на протяжении урока 
физкультуры и в восстановительном периоде оценивают правильность построения урока, соответствие нагрузки функциональным возможностям организма школьника. Частоту пульса определяют за 10-секундные отрезки времени - до урока, после подготовительной части, на высоте основной, после основной, после заключительной части и в течение 3-5 мин в восстановительном периоде. Полученные данные используют для построения кривой физиологической нагрузки.

    5.12. Нормальная физиологическая кривая  представляет собой восходящую  линию, 
которая может подниматься в основной части урока на 80-100% (основная медицинская группа) по отношению к исходному уровню, с несколькими зубцами, соответствующими выполнению наиболее интенсивных упражнений. В заключительной части урока должна наблюдаться выраженная тенденция к снижению кривой. Разница исходных и конечных показателей не должна превышать 20%. Незначительный подъем кривой свидетельствует о малой нагрузке на  уроке, не обеспечивающей тренирующего эффекта.

    5.13. Двигательные режимы при средней  (измеренной несколько раз за  урок) частоте пульса 150-170 ударов в минуту - самые оптимальные для основной группы, поскольку они обеспечивают эффективную тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Частота пульса 150-170 ударов в минуту является переходным рубежом от аэробного к анаэробному дыханию.

    5.14. Резкое учащение пульса и отсутствие  тенденции к его снижению к  концу заключительной части урока указывают на чрезмерность нагрузки.

    5.15. Для учащихся подготовительной  группы с отклонениями со стороны  сердечно 
сосудистой системы рекомендуется использовать физические нагрузки, направленные 
преимущественно на развитие общей выносливости. Основными средствами являются ходьба, дозированный бег умеренной интенсивности, плавание, упражнения на тренажерах, подвижные и спортивные игры (по упрощенным правилам), упражнения на развитие равновесия, дыхательные упражнения, средства закаливания, самомассаж, водные процедуры.

    Не  рекомендуется выполнять прыжки в длину с места и поднимать  туловище (для девочек) из положения лежа.

       5.16. Учащимся подготовительной группы с нарушением функций органов брюшной 
полости, малого таза, можно выполнять упражнения для улучшения осанки, укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна, дыхательные упражнения, им необходимы массаж, самомассаж, водные процедуры. Школьники могут выполнять челночный и 6-минутный бег. Не следует делать наклоны туловища из положения сидя, подтягиваться на перекладине (для мальчиков), поднимать туловище из положения лежа (для девочек), прыгать в длину с места.

    5.17. Учащимся с анатомическими дефектами опорно-двигательного аппарата; отстающим в физическом развитии (при массе и росте в пределах минус 5 по сравнению с возрастными стандартами), имеющим нарушения осанки, плоскостопием, остаточными явлениями и последствиями закрытых травм черепа (не ранее, чем через год после занятий в специальной группе) физические нагрузки подбирают строго индивидуально! 

    6. Гигиенические требования  к организации  занятий учащихся  специальной медицинской группы.

    6.1. Школьников СМГ необходимо с  учетом тяжести и характера их заболеваний подразделять на подгруппы «А» и «Б» с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

Информация о работе Гигиенический контроль за организацией двигательного режима школьников