Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:12, реферат
Предназначены для использования специалистами центров гигиены и эпидемиологии в Практике текущего госсаннадзора; медицинскими работниками школ (врачи и средний
медицинский персонал), администрацией и педагогами школ при организации и проведении учебно-воспитательного процесса.
1. Область применения.................................................................................................. 4
2.Нормативные ссылки............................................................................................................... 4
3.Общие положения.................................................................................................................... 5
4. Распределение школьников на медицинские группы для занятий физической культурой...................................................................... ............................ 6
5.Гигиенические требования к организации урока физкультуры ............................................7
6. Гигиенические требования к организации занятий учащихся специальной медицинской группы........................................ ......................................... 9
7.Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы......................................... 11
3.Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием........................................ 12
9. Контроль санитарно-эпидемиологической службы за организацией двигательного режима школьников ................................................................ ........ 13
4. Распределение школьников на медицинские группы для занятий физической культурой
4.1. Администрация
4.2. Врач-педиатр при комплексной
оценке состояния здоровья школьника
должен учитывать диагноз, перенесенные
заболевания, физическое развитие и биологический
возраст.
Обязательной составной
частью медицинского обследования является
проведение
функциональной пробы, характеризующей
адаптационные возможности организма,
тип
реакции на физическую нагрузку.
4.3. В заключении по итогам
определены:
- группа здоровья;
-
медицинская группа для
- рекомендации педагогу
по двигательному режиму (физкультрецепт),
противопоказания и назначения обследуемому
(Приложение 3)
4.4. С учетом комплексной
оценки здоровья все учащиеся распределяются
на
медицинские группы: а) основную (ОГ); б)
подготовительную (ПГ); в) специальную
медицинскую (СМГ); г) лечебной физкультуры
(ЛФК).
4.5. К основной группе относятся
здоровые школьники, имеющие
4.6. К подготовительной
группе относятся школьники, имеющие незначительные
морфофункциональные отклонения и недостаточную
физическую подготовленность.
4.7. Специальная медицинская
группа комплектуется школьниками III группы
здоровья и оформляется (один раз в полугодие)
приказом директора школы. Комплектование
СМГ проводится медицинским работником
школы весной (в конце учебного года), т.к
в задачу медицинского осмотра входит
не только уточнение медицинской группы
для занятий физкультурой, но и выравнивание
отклонений здоровья за счет конкретных
для каждого ребенка назначений и индивидуального
подбора физических упражнений.
4.8. Учащиеся, отнесенные по состоянию
здоровья к основной и
4.9. Занятия с учащимися
специальной медицинской группы следует
проводить
отдельно от здоровых школьников. Наполняемость
СМГ должна составлять 8-12 учащихся, независимо
от возраста, пола, диагноза заболевания.
Наиболее целесообразно комплектовать
группы, объединяющие учащихся по классам,
например, учащихся 3-5-х, 6-8-х, 9-11-х классов.
Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, должны проводиться учителями (преподавателями) физического воспитания, имеющими физкультурное образование, прошедшими соответствующую дополнительную подготовку (специальные курсы при областных, Минском городском институтах усовершенствования учителей, в институте повышения квалификации при Академий физического воспитания и спорта).
4.10. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к группе лечебной физкультуры (ЛФК), должны заниматься в медицинских учреждениях под руководством врача-специалиста ЛФК. Как правило, группа ЛФК комплектуется школьниками IV группы здоровья.
4.11. Распределение необходимо проводить до 15 сентября ежегодно. Учащиеся, не прошедшие медосмотр, к занятиям по физической культуре не допускаются (СанПиН 14-46-96, п.9.23)
5. Гигиенические требования к организации урока физкультуры
5.1.
Содержание учебно-
5.2.
Урок физической культуры
5.3.
Гигиеническая оценка
-соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, уровню физической подготовленности, возрасту и полу учащихся;
-
-методически правильное
-
-выполнение физических
- -место урока физкультуры в расписании учебного дня и недели;
-проведение урока в специальном помещении (спортивном или гимнастическом зале), на специально оборудованных площадках пришкольных участков, стадионе, лыжной трассе или в бассейне;
-выполнение
учащимися упражнений в
5.4. Уроки по физической культуре в школе должны проводиться не реже 3 раз в неделю.
5.5. Сдвоенные уроки допускаются при выполнении программы по лыжной подготовке (СанПиН 14-46-96, п.9.16), а также в отдельных случаях по рекомендациям Министерства образования при условии согласования с органами госсаннадзора;
5.6.
При составлении расписания
5.7.
В сельских школах нельзя
5.8. В структуре урока должны
быть выделены три части:
минут), основная (25-30 минут), заключительная
(3-5 минут). Содержание урока определяется
действующей учебной программой и темой
урока.
I 5.9.
Для определения общей плотности урока
учитывают полезно затраченное время
урока, т.е. время, затраченное на выполнение
движений, объяснение и показ упражнений,
страховку, оценку и т. д. Общую плотность
урока определяют отношением полезно
затраченного времени к общей продолжительности
урока и выражают в процентах. На
правильно организованном уроке общая
плотность должна приближаться к 100%.
5.10. Моторная (двигательная)
плотность урока представляет собой
суммарное время
двигательной активности одного ученика
в течение всего урока, выраженное в процентах.
Моторная плотность определяется по формуле:
МПУ = ВДА (ученика) : ВУ х 100% где: МПУ - моторная плотность урока;
ВДА
- суммарное время двигательной активности
ученика в минутах;
ВУ - время урока в минутах (35-45 минут).
Величина
моторной плотности зависит от типа
урока, а также от многих других
факторов - от возраста учащихся, количества
учащихся в классе, числа мальчиков и девочек,
уровня физической подготовленности и
т. д.
Примерные величины моторной плотности урока физкультуры.
Типы уроков:Моторная плотность
1. Вводный урок10%-40%
2. Урок ознакомления с новым материалом20% - 40%
3. Урок разучивания нового материала30% - 50%
4.
Урок закрепления и
5. Контрольный урок 40% - 50%
6. Комбинированный урок 40% - 60%
7. Сюжетные уроки (сказка, путешествие ...), урок-соревнование 30% - 60%
8.
Урок - круговая тренировка
50% - 80%
5.11.Наиболее
информативным показателем
нагрузку является частота пульса. По
динамике ее изменения на протяжении урока
физкультуры и в восстановительном периоде
оценивают правильность построения урока,
соответствие нагрузки функциональным
возможностям организма школьника. Частоту
пульса определяют за 10-секундные отрезки
времени - до урока, после подготовительной
части, на высоте основной, после основной,
после заключительной части и в течение
3-5 мин в восстановительном периоде. Полученные
данные используют для построения кривой
физиологической нагрузки.
5.12.
Нормальная физиологическая
которая может подниматься в основной
части урока на 80-100% (основная медицинская
группа) по отношению к исходному уровню,
с несколькими зубцами, соответствующими
выполнению наиболее интенсивных упражнений.
В заключительной части урока должна наблюдаться
выраженная тенденция к снижению кривой.
Разница исходных и конечных показателей
не должна превышать 20%. Незначительный
подъем кривой свидетельствует о малой
нагрузке на уроке, не обеспечивающей
тренирующего эффекта.
5.13.
Двигательные режимы при
5.14.
Резкое учащение пульса и
5.15.
Для учащихся подготовительной
группы с отклонениями со
сосудистой системы рекомендуется использовать
физические нагрузки, направленные
преимущественно на развитие общей выносливости.
Основными средствами являются ходьба,
дозированный бег умеренной интенсивности,
плавание, упражнения на тренажерах, подвижные
и спортивные игры (по упрощенным правилам),
упражнения на развитие равновесия, дыхательные
упражнения, средства закаливания, самомассаж,
водные процедуры.
Не рекомендуется выполнять прыжки в длину с места и поднимать туловище (для девочек) из положения лежа.
5.16. Учащимся подготовительной группы
с нарушением функций органов брюшной
полости, малого таза, можно выполнять
упражнения для улучшения осанки, укрепления
мышц брюшного пресса и тазового дна, дыхательные
упражнения, им необходимы массаж, самомассаж,
водные процедуры. Школьники могут выполнять
челночный и 6-минутный бег. Не
следует делать наклоны туловища из
положения сидя, подтягиваться на перекладине
(для мальчиков), поднимать туловище из
положения лежа (для девочек), прыгать
в длину с места.
5.17.
Учащимся с анатомическими дефектами
опорно-двигательного аппарата; отстающим
в физическом развитии (при массе и росте
в пределах минус 5 по сравнению с возрастными
стандартами), имеющим нарушения осанки,
плоскостопием, остаточными явлениями
и последствиями закрытых травм черепа
(не ранее, чем через год после занятий
в специальной группе) физические нагрузки
подбирают строго индивидуально!
6. Гигиенические требования к организации занятий учащихся специальной медицинской группы.
6.1. Школьников СМГ необходимо с учетом тяжести и характера их заболеваний подразделять на подгруппы «А» и «Б» с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.
Информация о работе Гигиенический контроль за организацией двигательного режима школьников