Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа
Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. Практически все, что окружает современного человека – это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.
Введение 3
Глава I. Аналогия как метод научного познания 6
§1.1 Методы научного познания как компоненты гуманитарно ориентированного содержания математического образования 6
§1.2 Познавательные процессы и умственные способности юношеского возраста 12
§1.3 Сущность метода аналогии. Роль аналогии в обучении математике 14
Выводы по Главе I………………………………………………………….…..22
Глава II. Методические рекомендации к обучению школьников методу аналогии при изучении темы «Сфера» 24
§2.1 Основные положения методики обучения школьников методу аналогии 24
§2.2 Выводы из логико – дидактического анализа темы «Сфера» 38
§2.3 Конспекты уроков 43
Урок по теме «Сфера и шар. Уравнение сферы» 43
Урок по теме: «Взаимное расположение сферы и плоскости» 51
Урок по теме: «Касательная плоскость к сфере» 56
Заключение 63
Список использованной литературы 64
Следствие. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля, то получится уравнение, равносильное данному.
Теорема 5. Если обе части уравнения неотрицательны в области определения уравнения, то после возведения обеих его частей в одну и ту же степень n получится уравнение, равносильное данному: .
Теорема 6. Если , то логарифмическое уравнение , равносильно уравнению .
Теоремы сформулированы как в условной, так и в категоричной форме. Доказательств не приведено. Эти теоремы показывают учащимся способы перехода к равносильным уравнениям.
Далее автор обращает внимание учащихся на то, что если в процессе решения уравнения применить заключение одной из теорем 4, 5, 6, не проверив выполнения ограничительных условий, заложенных в формулировках теорем, то получится уравнение-следствие.
В
учебнике авторов С.М. Никольский и
др. выделяется отдельный параграф
«Равносильность уравнений
Далее
следует пункт о решении
Доказательство
этого утверждения
Утверждение
доказано в тексте параграфа. Доказательство
основано на определении решения
уравнения и определении
Вообще говоря, учащиеся знакомы с этим утверждением в следующей формулировке: дробь тогда равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля. Здесь этот способ представлен в символьной форме.
Здесь учащимся вводится знак, обозначающий равносильность ( ), что несколько упрощает запись и указывает на осуществление равносильного перехода.
Ниже
следует параграф «Равносильность
уравнений на множествах». Здесь
формулируются определения
Как и ранее в общем случае здесь выделяются основные преобразования уравнений, приводящие исходное уравнение к уравнению, равносильному ему на некотором множестве чисел:
Пусть 2m – натуральное четное число ( ) и пусть в каждой точке множества M обе функции f(x) и g(x) неотрицательны, тогда на этом множестве равносильны уравнения f(x)=g(x) и .
Это утверждение ничем не обосновано.
Остальные преобразования предназначены только для профильных классов. Ниже просто перечислим их.
приводит к уравнению f(x)=g(x), равносильному исходному на том множестве M, на котором обе функции f и g положительны.
В
учебнике А.Г. Мордковича также оговаривается
возможность расширения области
определения уравнения в
Ниже делается вывод: обязательна проверка всех найденных корней, если:
Здесь опять внимание учеников акцентируется на необходимости выполнения проверки, особенно в выделенных случаях. Проверку корней можно провести двумя способами – использовать ОДЗ уравнения или просто подставить найденные значения в исходное уравнение. Последний способ наиболее универсален.
После
всей представленной теории по теме «Уравнения»
А.Г. Мордкович перечисляет общие
методы решения уравнений. Вообще, в
учебниках других авторов таких методов
как таковых не выделяется. Ниже перечислим
эти методы.
Алгебра
и начала математического анализ:
учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений:
базовый и профил. уровни / [С. М. Никольский,
М. К. Потапов и др.] – 7-е изд., доп.
– М.: Просвещение, 2008.
Глава II. Уравнения. Неравенства. Системы.
В
начале главы авторы учебника кратко
описывают предстоящую
§ 7. Равносильность уравнений и неравенств.
7.1
Равносильные преобразования
Определение 1. Пусть даны два уравнения и . Если любой корень первого уравнения является корнем второго, а любой корень второго уравнения является корнем первого, то такие два уравнения называются равносильными.
Другими словами, два уравнения равносильны, если совпадают множества всех корней этих уравнений.
Например, уравнения равносильны, т.к. каждое из них имеет единственный корень 1. Уравнения также равносильны, т.к. каждое из них не имеет корней.
Определение 2. Замену одного уравнения другим равносильным ему уравнением называют равносильным преобразованием уравнения.
Если
при решении уравнения
Основные равносильные преобразования:
При применении преобразований 1) – 3) часто не пишут, что получилось уравнение, равносильное данному, а пишут: «перепишем исходное уравнение в виде…».
Определение 3. Замену уравнения уравнением , где , называют возведением уравнения в степень.
Определение 4. Замену уравнения уравнением , где , называют извлечением корня степени n из обеих частей уравнения.
Определение 5. Замену уравнения , уравнением называют логарифмированием показательного уравнения.
Далее список равносильных преобразований продолжается:
Равносильность преобразований 1) – 6) следует из утверждений:
(1)
и
. (2)
Доказательство: Пусть число x0 – любой корень уравнения (1), т.е. пусть существуют числа f(x0) и g(x0), для которых справедливо числовое равенство f(x0) = g(x0). Но если равны числа, то равны и их любые нечетные натуральные степени, т.е. справедливо равенство:
.
Полученное равенство означает, что любой корень уравнения (1) является корнем уравнения (2).
Докажем обратное.
Пусть число x1 – любой корень уравнения (2), т.е. пусть существуют числа f(x1) и g(x1), для которых справедливо числовое равенство:
.
Из
равенства чисел следует
Таким образом, если хотя бы одно из уравнений (1) и (2) имеет корень, то эти уравнения равносильны.
Покажем, что если уравнение (1) не имеет корней, то и уравнение (2) не имеет корней.
Предположим противное, т.е. предположим, что уравнение (2) имеет хотя бы один корень x2. Тогда по доказанному выше число x2 является корнем уравнения (1), что противоречит условию: уравнение (1) не имеет корней. Следовательно, наше предположение неверно, т.е. уравнение (2) не имеет корней.
Следовательно, если хотя бы одно из уравнений (1) и (2) не имеет корней, то эти уравнения равносильны.
Пример. Решить уравнение
.
Извлекая корень 11-й степени из обеих частей уравнения, получим уравнение
,