Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа
Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. Практически все, что окружает современного человека – это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.
Введение 3
Глава I. Аналогия как метод научного познания 6
§1.1 Методы научного познания как компоненты гуманитарно ориентированного содержания математического образования 6
§1.2 Познавательные процессы и умственные способности юношеского возраста 12
§1.3 Сущность метода аналогии. Роль аналогии в обучении математике 14
Выводы по Главе I………………………………………………………….…..22
Глава II. Методические рекомендации к обучению школьников методу аналогии при изучении темы «Сфера» 24
§2.1 Основные положения методики обучения школьников методу аналогии 24
§2.2 Выводы из логико – дидактического анализа темы «Сфера» 38
§2.3 Конспекты уроков 43
Урок по теме «Сфера и шар. Уравнение сферы» 43
Урок по теме: «Взаимное расположение сферы и плоскости» 51
Урок по теме: «Касательная плоскость к сфере» 56
Заключение 63
Список использованной литературы 64
Равносильные
уравнения и неравенства
Определение 1. Решением (корнем) уравнения с одним неизвестным называется любое число, которое при подстановке вместо неизвестного в уравнение превращает это уравнение в верное числовое равенство.
Определение 2. Решением неравенства с одним неизвестным называется любое число, которое при подстановке вместо неизвестного в неравенство превращает последнее в верное числовое неравенство.
Решить уравнение (или
Определение 3. Два уравнения (иди два неравенства) называются равносильными, если множества их решений совпадают.
Так как процесс решения
На этот счет существуют
Теорема 1. Если к обеим частям уравнения (или неравенства) прибавить выражение (функцию), имеющую смысл во всей области определении данного уравнения, то получится уравнение равносильное данному
Где имеет смысл в D.
Следствие. Любой член уравнения или
неравенства можно переносить в любую
его часть с противоположным знаком.
Теорема 2. От умножения обеих частей уравнения на отличное от нуля число а или на выражение , которое при всех допустимых значениях x имеет смысл и не обращается в нуль в D, образуется уравнение равносильное данному
Если
в D.
Теорема 3. Обе части неравенства можно
умножить (или разделить) на одно и то же
положительное число. Обе части неравенства
можно умножить (или разделить) на одно
и то же алгебраическое выражение, принимающее
только положительные значения на всей
области определения неравенства.
Теорема 4. Если при любых допустимых
значениях неизвестного обе части уравнения
имеют один и тот же знак (т.е.
обе или обе
), то обе части уравнения можно возвести
в степень.
Теорема 5. Если при любых допустимых
значениях неизвестного обе части неравенства
не отрицательны (т.е.
), то обе части неравенства можно возвести
в степень, даже в любую четную.
Нужно помнить, что если
Если возвести в квадрат
Уравнение принято называть
Типов распадающихся уравнений
— множество. Рассмотрим
а) Линейное уравнение.
Уравнение вила ах + b = 0, где а и b некоторые постоянные, называется линейным уравнением.
Решение
б) Квадратное уравнение.
Уравнение вида ах2 + bх + с = 0, гдеa, b, c— некоторые числа, причем , называется квадратным.
Решение квадратного уравнения.
ах2 + bх + с = 0,
Частные случаи:
Выводы
по I главе
Были рассмотрены общие цели и методы обучения математике и теперь можно сделать вывод о том, что методы обучения – упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения как средства образования и воспитания.
Система методов обучения математике состоит из:
а) общих методов обучения, разработанных дидактикой и адаптированных к обучению математике;
б) частных (специальных) методов обучения математике, опережающих основные методы познания, используемые в математике.
Это обусловлено тем, что:
цели обучения включают усвоение не только определенной совокупности научных фактов, но и методов добывания этих фактов, используемых в самой науке;
методы научных исследований – методы приобретения новых знаний в науке, методы обучения – методы приобретения новых знаний в познавательной деятельности;
специальные методы обучения, отражающие методы самой математики, способствуют формированию и развитию математического мышления учащихся.
Так же выделен словесный
Глава
II Методика изучения темы «Равносильные
уравнения и неравенства»
§
1 Содержание
и роль линии уравнений и неравенств в
современном школьном курсе математики
Ввиду важности и обширности материала, связанного с понятием уравнения и неравенства, их изучение в современной методике математики организовано в содержательно-методическую линию уравнений и неравенств. Здесь рассматриваются вопросы формирования понятий уравнения и неравенства, общих и частных методов их решения, взаимосвязи изучения уравнений и неравенств с числовой, функциональной и другими линиями школьного курса математики.
Выделенным
областям возникновения и
а) Прикладная направленность линии уравнений и неравенств раскрывается главным образом при изучении алгебраического метода решения текстовых задач. Этот метод широко применяется в школьной математике, поскольку он связан с обучением приемам, используемым в приложениях математики.
В
настоящее время ведущее
б)
Теоретико-математическая направленность
линии уравнений и неравенств
раскрывается в двух аспектах: во-первых,
в изучении наиболее важных классов
уравнений, неравенств и их систем и,
во-вторых, в изучении обобщенных понятий
и методов, относящихся к линии
в целом. Оба эти аспекта необходимы
в курсе школьной математики. Основные
классы уравнений и неравенств связаны
с простейшими и одновременно
наиболее важными математическими
моделями. Использование обобщенных
понятий и методов позволяет
логически упорядочить изучение
линии в целом, поскольку они
описывают то общее, что имеется
в процедурах и приемах решения,
относящихся к отдельным
в)
Для линии уравнений и
Линия
уравнений и неравенств тесно
связана также и с
Подходы
к определению понятия
Функциональный подход
Предикатный подход (через высказывательную форму)
При любом из подходов к определению понятия уравнения суть действия решения уравнения трактуется одинаково:
решить уравнение
– значит найти все его корни
или доказать, что их нет.
Связь понятия «уравнение» с понятием «тождество»
Основные тенденции в изучении уравнений
Два основных процесса, сопровождающих обучение
Значение выделения основных классов уравнений и неравенств