Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа
Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. Практически все, что окружает современного человека – это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.
Введение 3
Глава I. Аналогия как метод научного познания 6
§1.1 Методы научного познания как компоненты гуманитарно ориентированного содержания математического образования 6
§1.2 Познавательные процессы и умственные способности юношеского возраста 12
§1.3 Сущность метода аналогии. Роль аналогии в обучении математике 14
Выводы по Главе I………………………………………………………….…..22
Глава II. Методические рекомендации к обучению школьников методу аналогии при изучении темы «Сфера» 24
§2.1 Основные положения методики обучения школьников методу аналогии 24
§2.2 Выводы из логико – дидактического анализа темы «Сфера» 38
§2.3 Конспекты уроков 43
Урок по теме «Сфера и шар. Уравнение сферы» 43
Урок по теме: «Взаимное расположение сферы и плоскости» 51
Урок по теме: «Касательная плоскость к сфере» 56
Заключение 63
Список использованной литературы 64
Например: изучение переместительного закона сложения натуральных чисел учащиеся на частных примерах 2+7=7+2=9 убеждаются в справедливости свойства a+b=b Q, используя индукцию; применяя этот закон для облегчения вычисления (1+42=42+1=43) учащиеся уже действуют дедуктивным путем.
1) наблюдение и опыт;
2) гипотеза;
3) обоснование (доказательство) гипотезы.
Например,
требуется установить, сколькими
способами можно совершить
Выше были описаны методы обучения математике, каждый из которых применим к тому или иному типу урока. Теперь рассмотрим существующие типы уроков.
§ 3 Типы уроков
Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:
Урок - лекция
Урок - беседа
Урок с использованием учебного кинофильма
Урок
теоретических или практических
самостоятельных работ(
Урок
смешанный(сочетание различных видов
урока на одном уроке)
Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:
Урок самостоятельных работ
Урок - лабораторная работа
Урок практических работ
Урок - экскурсия
Семинар
Сюда
входят основные виды всех пяти типов
уроков.
устная форма проверки(фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)
письменная проверка
зачет
зачетные практические и лабораторные работы
контрольная ( самостоятельная) работа
смешанный
урок( сочетание трех первых видов)
Ориентируясь
на тему данной работы, подробно рассмотрим
особенности школьной лекции.
§
4 Сущность урока-лекции и обоснование
его применения к изучению темы «Равносильные
уравнения и уравнение-следствие»
Урок-лекция относится к типу уроков формирования новых знаний.
Уроки формирования новых знаний также конструируются в формах:
урок-путешествие;
урок-экспедиция;
урок-исследование;
урок-инсценировка;
учебная конференция;
урок-экскурсия;
мультимедиа- урок;
проблемный урок.
Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
Задачи:
В вертикальной педагогике – методе обучения школьников математике, созданном белорецким педагогом Р. Г. Хазанкиным в конце 1970-х годов - используется система совместной работы учащихся и учителя, включающая в себя:
проведение уроков-лекций с целью изучения новой темы крупным блоком, активизации мышления школьников при изучении нового, экономии времени для дальнейшей творческой работы;
проведение уроков решения ключевых задач по теме. Учитель (вместе с учащимися) вычленяет минимальное число задач, на которых реализуется изученная теория, учит распознавать и решать ключевые задачи;
проведение уроков-консультаций, на которых вопросы задают ученики, а отвечает на них учитель;
проведение зачетных уроков, целью которых является организация индивидуальной помощи учащимся, постепенная подготовка их к решению более сложных задач, контроль усвоения пройденной темы.
Рассмотрим урок-лекцию с точки зрения Хазанкина Р. Г.
Урок-лекция – это, прежде всего, урок приобщения школьников к творческой деятельности на учебном материале. Это урок соразмышления учителя и учеников. Он должен быть подготовлен и проведен таким образом, чтобы, с одной стороны, крупным блоком была рассмотрена целая тема, был бы обеспечен высокий научный уровень изучаемого материала, и, с другой стороны, были бы обеспечены доступность, изящество и красота. Именно в ходе лекции пробуждается интерес к математике. Однако это возможно лишь только тогда, когда лекция очень далека от пересказа параграфа из школьного учебника.
Во
время лекции рассказ учителя
сочетается с вопросом к классу:
«А как вы думаете? Предложите свои
варианты. Приведите опровергающий
пример, попробуйте доказать самостоятельно,
повторить доказательство, сформулируйте
правило, определение или теорему.
Кто может данное утверждение
обобщить? Нет ли у кого другого
доказательства?». Такие вопросы
стимулируют учащихся к активной
работе мысли на уроке, помогают им
не «выключаться» из процесса познания.
Как бы хорошо ни была подготовлена
лекция и как бы ни было высоко желание
учителя успеть на уроке изучить
целостный кусок учебного материала,
он должен прерывать свою лекцию вопросами:
«Кому не понятно? Где не понятно?
Кому понятно?» Важно, чтобы учитель
не просто констатировал понимание
или непонимание, а побуждал школьников
к тому, чтобы они признавались,
где и что им непонятно. В каждом
таком случае, когда школьник поднимает
руку и просит повторить какое-либо
утверждение или доказательство
всей теоремы, учитель не должен раздражаться,
наоборот, очень доброжелательно
и с большим уважением к
задавшему вопрос должен повторить
всё сначала, но более обстоятельно,
после чего осведомиться удовлетворён
ли ученик ответом учителя. Очень
важно – создавать такую
Из всех типов уроков урок-лекция – самый трудный, даже для опытного учителя. Во-первых, этот урок требует от учителя большой подготовки. Во-вторых, в ходе лекции учителю приходится раздваиваться, а именно, с одной стороны, он должен выступать в роли блестящего лектора, а с другой стороны, ему необходимо держать в поле зрения всех учеников и постоянно управлять их деятельностью. Сложность урока-лекции определяется и тем обстоятельством, что в ходе данного урока необходимо решить целый комплекс задач, взаимосвязанных друг с другом:
заинтересовать учащихся материалом лекции;
добиться понимания сути изучаемого вопроса в процессе объяснения;
познакомить учащихся с методами математических исследований, которые используется в изучаемой теме;
заложить основы не только для решения задач, но и для доступной учащимся творческой деятельности;
ознакомить ребят с литературой, которую можно использовать для закрепления и углубления материала лекции.
Условно
все школьные лекции можно разделить
на обзорные, учебные, обобщающие. Как
правило, первые выполняют логико-
Работа учащихся на лекции тем эффективнее, чем теснее деловой контакт с преподавателем; последний, видя реакцию школьников, может регулировать темп рассказа: усложнить или упростить изложение, сократить один раздел и усилить другой, что-то повторить, подчеркнуть, разъяснить. Учащихся нужно готовить к предстоящей лекции, а для этого им надо разъяснить, как слушать и записывать, как работать с лекционным материалом. Важно объявить цели и задачи, сообщить структуру изложения и, конечно, определить цепь приемов активизации познавательной деятельности учеников и меры обратной связи с аудиторией (контроля за вниманием, пониманием и т.д.).
Изучив труды Хазанкина Р.Г. и иную литературу по данной теме, можно сделать следующие выводы:
Лекция - это метод сообщения новых знаний; ее отличает высокая целенаправленность и большая информативность. Лекция обладает способностью показать личностное отношение педагога к учебному материалу. Ее воздействие на ученика осуществляется двояко: содержанием и эмоциональной выразительностью речи. В ходе лекции педагог не только передает новую научную информацию в систематическом целостном виде, но и может вскрыть многие связи - с другими предметами, проблемами и практикой. Он учит мыслить, анализировать, доказывать, делать обобщения и выводы; в этом смысле лекция для учащихся - образец рассказа. Монологическое изложение позволяет учителю развивать внимание школьников, умение выделять главное, а эти качества важны и для последующего самообразования, и для любой профессии.
В старших классах, когда большинство ребят готовятся к поступлению в ВУЗы, перед учителем встает задача не только подготовить их к успешной сдаче экзаменов, но и сформировать у них навыки, которые пригодятся им во время дальнейшего обучения: написание реферата, запись лекции, составление конспекта, плана, тезисов и так далее.
Школьную лекцию целесообразно применять в том случае, когда объём излагаемого материала достаточно велик. Уравнения и неравенства в школьном курсе алгебры занимают одно из ведущих мест. На их изучение отводится много времени. Уравнения имеют не только важное теоретическое значение, но и служат практическим целям. Большинство задач о пространственных формах и количественных отношениях реального мира сводятся к решению различных видов уравнений.
Известно, что линия уравнений
и неравенств тесно связана
с числовой линией: в ряде случаев
необходимость расширения
Кроме того, линия уравнений и неравенств связана и с функциональной линией: методы, разработанные в теории уравнений и неравенств, применимы к исследованию функций; в свою очередь аппарат линии функций используется в исследовании уравнений, неравенств и их систем.
Следует
также отметить связь линии уравнений
и неравенств с теорией тождественных
преобразований: владение содержанием
линии уравнений и неравенств
позволяет расширить список преобразований;
теория тождественных преобразований
приобретает новое содержание и
смысл при изучении равносильных
преобразований уравнений.
§ 5 Понятие
о равносильности уравнений и
неравенств. Теоремы о равносильности
Уравнения
и неравенства представляют интерес
для изучения, так как именно с
их помощью на символическом языке
записываются задачи, связанные с
познанием реальной действительности.
Этой ролью уравнений и неравенств
в естествознании и определяется
их роль в школьном курсе математики.
Кроме того, при изучении любой
темы уравнения и неравенства
могут быть использованы как
эффективное средство закрепления,
углубления, повторения и расширения
теоретических знаний, для развития
творческой математической деятельности
учащихся. Это способствует развитию
сообразительности, находчивости и
инициативности учеников.