- изучение
каждого из классов имеет определенную
нагрузку в формировании понятия «решение
уравнений», постепенно обогащает алгоритмический
и эвристический опыт учащихся.
Общая
идея решения любого уравнения, не являющегося
простейшим уравнением какого-либо типа
Решение любого уравнения осуществляется
в два этапа:
- Преобразование
данного уравнения (неравенства) к простейшему
виду – эвристический этап.
- Решение простейшего
уравнения (неравенства) по известным
формулам, алгоритмам или правилам – алгоритмический
этап.
- Организация
имеющихся у учащихся знаний и опыта в
единую целостную систему, позволяющую
распознавать возможности сведения более
сложных уравнений к простейшим известных
типов.
- для группы
уравнений указать возможный способ решения
(сами решения не приводить);
- после предварительного
анализа внешнего вида уравнения и способа
решения решить уравнение.
- раскрытие
скобок;
- перенос слагаемых;
- приведение
подобных слагаемых;
- умножение
обеих частей уравнения на выражение или
число, отличное от нуля;
- возведение
в степень.
- разложение
на множители;
- замена переменных;
- сведение
к системе уравнений и неравенств;
- функциональный;
- графический.
С точки зрения деятельностного
подхода к обучению, именно на
формирование обобщенных приемов
решения уравнений и следует
обратить основное внимание.
Основные обобщенные
приемы решения уравнений и неравенств,
формируемые в школьном курсе математики
- обобщенный
прием решения уравнений первой
- обобщенный
прием решения уравнений с модулем.
- обобщенный
прием решения неравенств первой степени
с одной переменной и их систем;
- обобщенный
прием решения уравнений и неравенств
второй степени с одной переменной;
- обобщенный
прием решения рациональных уравнений
с одной переменной;
- обобщенный
прием решения дробно-рациональных уравнений
с одной переменной;
- обобщенный
прием решения иррациональных уравнений
с одной переменной.
- обобщенный
прием решения иррациональных неравенств
с одной переменной;
- обобщенный
прием решения показательных уравнений
и неравенств;
- обобщенный
прием решения логарифмических уравнений
и неравенств;
- обобщенный
прием решения тригонометрических уравнений
и неравенств.
- Определить,
является ли уравнение (неравенство) линейным,
т.е. вида ах + b = 0 (ах + b> 0),
а ≠ 0
- Найти
х = - b/а (х > - b/а, а >0 и х <- b/а, а < 0 ).
- Записать
ответ.
2. Установить,
какие из следующих тождественных
и равносильных преобразований
нужно выполнить, чтобы привести
уравнение (неравенство) к линейному:
- перенос слагаемых
из одной части уравнения в другую,
- приведение
подобных слагаемых,
- раскрытие
скобок,
- разложение
на множители .
4. Найти
х = - b/а (х > - b/а, а >0 и х <- b/а, а <
0 ).
- решение простейших
уравнений данного вида;
- анализ действий,
необходимых для их решения;
- вывод алгоритма
(правила, формулы) решения и запоминание
его;
- решение несложных
уравнений данного вида, не являющихся
простейшими;
- анализ действий,
необходимых для их решения;
- формулировка
частного приема решения;
- применение
полученного частного приема по образцу,
в сходных ситуациях, в легко осознаваемых
вариациях образца;
- работа по
описанным этапам для следующих видов
уравнений согласно программе;
- сравнение
получаемых частных приемов, выделение
общих действий в их составе и формулировка
обобщенного приема решения;
- применение
обобщенного приема в различных ситуациях,
перенос и создание на его основе новых
частных приемов для других видов уравнений.
Метод уравнений и неравенств
является главным средством для овладения
учащимися основами математического
моделирования, т.к. :
- в нем наиболее
ярко и выпукло отражаются все характерные
черты процесса математического моделирования;
- уравнения,
неравенства и их конструкции являются
моделями очень многих явлений.
- формирование
у учащихся умений математизации реальных
ситуаций;
- установление
внутрипредметных и межпредметных связей;
- формирование
системности знаний.
- установление
основных связей и зависимостей, характеризующих
явление или процесс (т.е. построение словесной
модели явления или процесса);
- перевод словесной
модели на язык математики, при котором
выявленные связи и зависимости записываются
в виде уравнений, неравенств или из конструкций
(т.е. построение математической модели);
- решение поставленной
задачи в рамках математической модели:
решение уравнений, неравенств или их
конструкций;
- перевод решения
на язык, на котором была сформулирована
задача (т.е. установления соответствия
полученного результата исходному явлению).
- Объективная
– связанная с системой знаний, без которой
метода не существует.
- Субъективная
– связанная с системой действий, реализация
которой ведет к достижению результата,
и средствами осуществления этих действий.
- Знания об
уравнениях, неравенствах и их конструкциях,
а именно :
- понятия
уравнения, неравенства, системы уравнений
или неравенств, корня уравнения, решения
неравенства, равносильных уравнений
или неравенств;
- свойства
числовых равенств и неравенств;
- виды уравнений
и неравенств и способы их решения. Знание
зависимостей между основными величинами,
Свойств геометрических фигур и других
объектов, изучаемых в школьном курсе
математики.
- Умения, связанные
с решением уравнений и неравенств, а именно:
- получение
уравнений или неравенств, равносильных
данному;
- выбор рационального
способа решения. Умение составлять уравнения
или неравенства в соответствии с свойствами
объектов или зависимостями между величинами.
- Умение интерпретировать
результаты решения уравнений или неравенств
в соответствии с условиями задачи.
- выбор и обозначение
одной или нескольких неизвестных величин;
- выражение
через выбранные величины других неизвестных
величин с учетом связей и зависимостей,
зафиксированных в словесной модели;
- составление
решающей модели (уравнения, неравенства
или их конструкций);
- решение составленной
модели;
Методические
задачи, связанные с овладением учащимися
методом
«уравнений и неравенств»
- обеспечить
понимание учащимися сути метода и овладение
ими действиями по применению метода;
- обучить применению
метода для решения различных видов задач
(сюжетных, геометрических, прикладных).
- Мотивационный
этап (принятия учебной задачи).
- Этап усвоения
сути метода.
- Этап формирования
компонентов метода.
- Этап обучения
применению метода к типовым задачам (тип
модели определен однозначно).
- Этап обучения
применению метода для решения широкого
круга задач (формирование умения рационального
выбора вида решающей модели).
Типы задач
школьного курса математики, решаемые
методом «уравнений и неравенств»
Формирование умений решать задачи
методом «уравнений и неравенств» осуществляется
главным образом при решении сюжетных
задач, среди которых по признаку «тип
решающей модели» выделяют:
- задачи на
составление уравнения;
- задачи на
составление неравенств;
- задачи на
составление систем уравнений;
- задачи на
составление систем неравенств;
- задачи на
составление комбинированных систем;
- задачи на
оптимизацию.
- Возможность
установления межпредметных связей
при решении
прикладных физических, экономических
и т.п. задач
(выбор решающей
модели связан с предварительным
установлением и использованием
физических, экономических и т.п.
свойств объектов и явлений;
- Возможность
установления внутрипредметных связей
через выделения того общего, что связывает
все методы и все составные части математики
– алгебру, геометрию, начала математического
анализа.
Алгебра
и начала анализа: Учеб. для 10 – 11 кл.
общеобразоват. учреждений / Ш. А.
Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и
др. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
§8.
Равносильные уравнения и неравенства.
Пункт
1 этого параграфа посвящен равносильным
уравнениям. Начинается он с задачи.