Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа
Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. Практически все, что окружает современного человека – это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.
Введение 3
Глава I. Аналогия как метод научного познания 6
§1.1 Методы научного познания как компоненты гуманитарно ориентированного содержания математического образования 6
§1.2 Познавательные процессы и умственные способности юношеского возраста 12
§1.3 Сущность метода аналогии. Роль аналогии в обучении математике 14
Выводы по Главе I………………………………………………………….…..22
Глава II. Методические рекомендации к обучению школьников методу аналогии при изучении темы «Сфера» 24
§2.1 Основные положения методики обучения школьников методу аналогии 24
§2.2 Выводы из логико – дидактического анализа темы «Сфера» 38
§2.3 Конспекты уроков 43
Урок по теме «Сфера и шар. Уравнение сферы» 43
Урок по теме: «Взаимное расположение сферы и плоскости» 51
Урок по теме: «Касательная плоскость к сфере» 56
Заключение 63
Список использованной литературы 64
Несмотря
на то, что учебник предназначен
для общеобразовательных
Кроме алгебраических уравнений в учебнике Ш.А. Алимова и др. рассматриваются и уравнения, сводящиеся к алгебраическим – рациональные уравнения. Их изучению посвящен отдельный параграф. Как и в случае с введением понятия алгебраического уравнения, знакомство с рациональными уравнениями начинается с приведения примеров. Затем говорится, что такое уравнение называется рациональным, т.к. его членами являются рациональные алгебраические дроби, у которых числителями и знаменателями являются многочлены.
Ниже выделен алгоритм решения рационального уравнения, состоящий из нескольких этапов:
Алгоритм решения можно выделить в процессе решения какого-либо рационального уравнения, где напротив каждого действия написать соответствующий этап решения. Так перед учениками будет не только выделенный алгоритм, но и его применение.
Также
в учебнике в списке упражнений для
повторения отдельно выделены задачи
на составление уравнений и
Уравнение с одним неизвестным – равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой.
Корень уравнения – значение неизвестного, при котором уравнение обращается в верное равенство.
Решить уравнение – значит найти все его корни или установить, что их нет.
Основные свойства уравнений:
Квадратное уравнение – уравнение ax2 + bx + c = 0, где a,b,c – заданные числа, причем a ≠ 0, x – неизвестное число.
Коэффициенты квадратного уравнения называют так: a – первый или старший коэффициент, b – второй коэффициент, c – свободный член.
Неполное квадратное уравнение – квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0, у которого хотя бы один из коэффициентов b или c равен нулю.
Формула корней квадратного уравнения:
Приведенное квадратное уравнение – уравнение вида
x2 + px + q = 0.
Формула корней приведенного квадратного уравнения:
.
Всем понятиям даны формально-логические определения, которые подтверждаются примерами. Вообще говоря, эти теоретические положения и составляют ядро темы «Уравнения», они являются теоретическим базисом темы. Их должны знать все ученики без исключения.
Теорема Виета. Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, и их произведение равно свободному члену.
Таким образом, если x1 и x2 – корни уравнения x2 + px + q=0, то .
Теорема, обратная теореме Виета. Если числа p, q, x1, x2 таковы, что x1 + x2 = - p, x1x2 = q, то x1 и x2 – корни уравнения x2 + px + q = 0.
Эти теоремы очень важны и имеют широкое практическое применение. Они являются еще одним методом (кроме представленных выше формул) нахождения корней квадратного уравнения через коэффициенты этого уравнения и являют собой наиболее быстрый способ решения уравнений.
Основной материал, связанный с уравнениями высших степеней, изложен в первых трех параграфах. Понятий в тексте немного, всем из них даны формально-логические определения. Содержание понятий дополняют алгоритм деления многочленов и алгоритм решения рационального уравнения, формулы деления многочленов нацело и с остатком, теорема, которая в свою очередь тоже является одним из способов решения уравнений, и теорема из высшей алгебры. Доказательство теоремы о целом корне уравнения проведено синтетически и основано на определении корня уравнения и его целочисленности. В качестве дополнительного материала здесь выступает пункт «Из истории решения алгебраических уравнений» (где и формулируется основная теорема высшей алгебры).
Перейдем
теперь непосредственно к
В учебнике С.М. Никольского и др. в отличие от учебников других авторов одновременно представлен как материал для профильных классов, так и для общеобразовательных. Рассмотрим информацию, касающуюся уравнений для общеобразовательных классов. Здесь сначала излагается материал относительно многочленов, алгебраических дробей и только потом переходят к уравнениям. В остальных учебниках изучение темы «Уравнения» начинается с основных определений. Поэтому рассмотрим сначала учебник С.М. Никольского и др.
Т.к.
рациональные уравнения связаны
с рациональными выражениями, то
параграф «Рациональные уравнения»
начинается с пункта «Рациональные
выражения». Здесь вводятся понятия
одночлена и многочлена. Определения
описательные: многочлен – сумма
нескольких одночленов; оно понятное,
простое, подкреплено примерами, поэтому
не требует отработки по полной схеме.
Далее формулируется
Ниже вводятся обозначения многочленов, говорится, что сумма, разность и произведение многочленов тоже многочлен. Утверждение это в тексте учебника не выделено, хотя является очень важным.
Кроме того, авторы акцентируют внимание учащихся на том, что разложение многочлена на множители бывает необходимо при решении уравнений и других задач. Ниже приводятся формулы сокращенного умножения: квадрат и куб суммы и разности, разность квадратов и разность и сумма кубов. Их использование экономит время при решении уравнений и упрощает вычисления.
Рассматривается
также частное двух многочленов.
Формулируется определение
После
рассмотрения правил многочленов делается
вывод о том, что любой многочлен
можно рассматривать как
Ниже, как и для многочленов, приводятся правила сложения, вычитания, умножения и деления алгебраических дробей. Они перечисляются.
После изучения многочленов и алгебраических дробей авторы переходят к изучению рациональных выражений.
Рациональным выражением называют выражение, в котором несколько алгебраических дробей соединено знаками арифметических действий, причем это выражение не содержит деления на нулевой многочлен.
Определение формально-логическое, дано через род и видовые отличия. Учащимся такая формулировка доступна и понятна.
Далее вводится понятие многочлен от одной переменой. Четкого определения этого понятия не сформулировано. На основе этого определения переходят к понятию симметрического многочлена: многочлен от нескольких переменных называется симметрическим многочленом, если его вид не изменяется при любой перестановке этих переменных. Определение строгое, формально-логическое. Для лучшего осознания определения приведены примеры симметрических и несимметрических многочленов.
Ниже формулируется утверждение о том, что любой симметрический многочлен от двух переменных x и y представим в виде многочлена от двух симметрических многочленов . Такое представление иногда необходимо при решении уравнений. Эти формулы даются учащимся в готовом виде, не выводятся и не доказываются.
Наряду с рассмотренными формулами сокращенного умножения представлены также формулы для любого натурального n (n ≥ 2), которые можно получить с помощью бинома Ньютона, а для нахождения коэффициентов в этих формулах применяют треугольник Паскаля. Этот способ ученикам подробно объясняется в тексте параграфа. Также приводится общая формула: или , где (число сочетаний из n по k) – биномиальные коэффициенты. Кроме этих формул приводятся еще две: и . Все приведенные формулы имеют доказательство. Метод доказательства – метод математической индукции. Метод для учеников не нов. Одну формулу можно доказать учителю совместно с учащимися, остальные оставить на самостоятельное изучение, т.к. доказательства проводятся аналогично.
После
изучения многочленов учащимся предоставляется
теоретический материал касательно
рациональных уравнений. Ему отведен
отдельный пункт этого
Изучение уравнений в 10 классе в учебнике С.М. Никольский и др. представляет собой список определений, являющихся одними из основных: рациональное уравнение, корень уравнения, что значит решить уравнение. Такие определения в учебниках для 10 классов других авторов не формулируются, т.к. были введены авторами ранее.
Кроме того, в учебнике авторов С.М. Никольский и др. вводится понятие равносильных уравнений. Определения этому понятию как такового не дается, говорится лишь, что это уравнение, имеющее те же корни, что и предшествующее (исходное). Определение в тексте учебника не выделено.
Далее
формулируется определение
Такое понятие не вводится в учебниках других рассматриваемых авторов.
Ниже говорится, что множество всех корней распадающегося уравнения есть объединение множеств всех корней двух уравнений A(x) = 0 и B(x) = 0.
Далее представлены правила решения уравнений конкретного вида:
После
введенных определений и
Вводится понятие возвратного уравнения, но четкой формулировки не дается. Выделяется лишь характерная особенность – совпадение коэффициентов при слагаемых, сумма степеней которых равна степени многочлена.
На этом заканчивается изучение уравнений в учебнике С.М. Никольского и др. для 10 класса общеобразовательных учреждений.
Материал учебника 11 класса этих авторов перекликается с теорией учебников других авторов по теме «Уравнения», поэтому с этого момента анализ теоретического материала можно проводить одновременно по нескольким учебникам.