Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа
Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. Практически все, что окружает современного человека – это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.
Введение 3
Глава I. Аналогия как метод научного познания 6
§1.1 Методы научного познания как компоненты гуманитарно ориентированного содержания математического образования 6
§1.2 Познавательные процессы и умственные способности юношеского возраста 12
§1.3 Сущность метода аналогии. Роль аналогии в обучении математике 14
Выводы по Главе I………………………………………………………….…..22
Глава II. Методические рекомендации к обучению школьников методу аналогии при изучении темы «Сфера» 24
§2.1 Основные положения методики обучения школьников методу аналогии 24
§2.2 Выводы из логико – дидактического анализа темы «Сфера» 38
§2.3 Конспекты уроков 43
Урок по теме «Сфера и шар. Уравнение сферы» 43
Урок по теме: «Взаимное расположение сферы и плоскости» 51
Урок по теме: «Касательная плоскость к сфере» 56
Заключение 63
Список использованной литературы 64
Одними из основополагающих понятий являются понятия равносильных уравнений, уравнений-следствий. Определения этим понятиям даются во всех учебниках. В учебнике Ш.А. Алимова введение определения равносильных уравнений сопровождается приведением примера (пример приводится непосредственно перед формулировкой определения). Определение следующее: уравнения, имеющие одно и то же множество корней, называются равносильными. Определение строгое, понятное. В учебниках авторов Алимов и др. и Никольский и др. приводятся примеры равносильных и неравносильных уравнений, что способствует лучшему осознанию этого определения учениками, затем делается важное замечание, что уравнения, не имеющие корней, также считаются равносильными (это замечание имеет место во всех рассматриваемых учебниках).
В
учебнике С.М. Никольского и др. формулируется
определение равносильного
В учебнике Ш.А. Алимова и др. выделяются преобразования уравнений, приводящих к равносильным уравнениям:
Акцент
делается на том, что только при этих
преобразованиях уравнение
Данный список равносильных преобразований пополняется в учебнике Никольского и др. (после введения соответствующих определений – возведение в степень, извлечение корня, логарифмирование) следующими преобразованиями:
Кроме перечисления этих преобразований, в учебнике С.М. Никольского и др. представлены утверждения, из которых они следуют, и их доказательства. Утверждения выделены в тексте параграфа. Доказательства их аналогичны, поэтому авторы учебника представили только одно доказательство, в остальных случаях ученики выполняют его самостоятельно. Доказательство строгое, несложное, основано на определении корня уравнения и на действиях с числами. Оно осложняется тем, что проводится в обе стороны и рассматривается случай, когда уравнение не имеет корней. Таким образом, учеников следует лишь натолкнуть на рассмотрение этих случаев, доказательство для каждого случая учитель может вести фронтально с «подсказками» учащихся.
Далее
формулируется определение
Как и в случае равносильных уравнений, в учебнике авторов С.М. Никольский и др. формулируется определение перехода к уравнению-следствию: замену уравнения другим уравнением, которое является его следствием, называют переходом к уравнению-следствию. Здесь внимание заостряется на том, что при переходе к уравнению-следствию невозможно потерять корни исходного уравнения, но возможно появление посторонних корней.
Ниже перечисляются преобразования, приводящие к уравнению-следствию:
В случае потенцирования проводится доказательство.
В учебнике А.Г. Мордковича также выделяется общая схема решения уравнений:
В
этом случае опять акцентируется
внимание на том, что если преобразования
были равносильными, то множество найденных
корней последнего уравнения совпадает
с множеством корней исходного уравнения,
т.е. потеря корней не происходит. В
связи с этим А.Г. Мордкович выделяет
следующие этапы решения
Эти
этапы при непосредственном решении
уравнений указывать не нужно, но
следует проводить все
Таким образом, во всех учебниках выделяется обязательный этап решения уравнений – проверка, которая показывает, привело ли решение уравнения к появлению постороннего корня. Если да, то такие корни в ответ не включают.
В
учебнике Ш.А. Алимова формулируются
утверждения о появлении
Утверждение. Посторонние корни могут получиться при умножении обеих частей уравнения на выражение, содержащее неизвестное.
Утверждение. Потеря корней может произойти при делении обеих частей уравнения на выражение, содержащее неизвестное.
Таким образом, эти утверждения предостерегают учащихся от неверных шагов при решении уравнений.
Что касается потери корней, то в учебнике А.Г. Мордковича выделяются следующие причины этого:
После чего автор дает некий совет ученикам: применяя при решении уравнения какую-либо формулу, следите за тем, чтобы ОДЗ переменной для правой и левой частей формулы были одинаковыми. Так, выделенные причины играют важную роль в теме, т.к., зная их, ученики могут избежать потери корней при решении уравнений.
Кроме того, в учебнике А.Г. Мордковича сформулированы теоремы о равносильности уравнений.
Теорема 1. Если какой-либо член уравнения перенести из одной части уравнения в другую с противоположным знаком, то получится уравнение, равносильное данному.
Теорема 2. Если обе части уравнения возвести в одну и ту же нечетную степень, то получится уравнение, равносильное данному.
Теорема 3. Показательное уравнение равносильно уравнению .
Эти теоремы, как говорит А. Г. Мордкович, «спокойные», т.е. гарантируют равносильность преобразований. Следующие три теоремы – «беспокойные», т.к. работают лишь при определенных условиях.
Теорема 4. Если обе части уравнения умножить на одно и то же выражение h(x), которое:
Следствие. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля, то получится уравнение, равносильное данному.
Теорема 5. Если обе части уравнения неотрицательны в области определения уравнения, то после возведения обеих его частей в одну и ту же степень n получится уравнение, равносильное данному: .
Теорема 6. Если , то логарифмическое уравнение , равносильно уравнению .
Теоремы сформулированы как в условной, так и в категоричной форме. Доказательств не приведено. Эти теоремы показывают учащимся способы перехода к равносильным уравнениям.
Далее автор обращает внимание учащихся на то, что если в процессе решения уравнения применить заключение одной из теорем 4, 5, 6, не проверив выполнения ограничительных условий, заложенных в формулировках теорем, то получится уравнение-следствие.
В
учебнике авторов С.М. Никольский и
др. выделяется отдельный параграф
«Равносильность уравнений
Далее
следует пункт о решении
Доказательство
этого утверждения
Утверждение
доказано в тексте параграфа. Доказательство
основано на определении решения
уравнения и определении
Вообще говоря, учащиеся знакомы с этим утверждением в следующей формулировке: дробь тогда равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля. Здесь этот способ представлен в символьной форме.
Здесь учащимся вводится знак, обозначающий равносильность ( ), что несколько упрощает запись и указывает на осуществление равносильного перехода.
Ниже
следует параграф «Равносильность
уравнений на множествах». Здесь
формулируются определения
Как и ранее в общем случае здесь выделяются основные преобразования уравнений, приводящие исходное уравнение к уравнению, равносильному ему на некотором множестве чисел: