Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа
Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. Практически все, что окружает современного человека – это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.
Введение 3
Глава I. Аналогия как метод научного познания 6
§1.1 Методы научного познания как компоненты гуманитарно ориентированного содержания математического образования 6
§1.2 Познавательные процессы и умственные способности юношеского возраста 12
§1.3 Сущность метода аналогии. Роль аналогии в обучении математике 14
Выводы по Главе I………………………………………………………….…..22
Глава II. Методические рекомендации к обучению школьников методу аналогии при изучении темы «Сфера» 24
§2.1 Основные положения методики обучения школьников методу аналогии 24
§2.2 Выводы из логико – дидактического анализа темы «Сфера» 38
§2.3 Конспекты уроков 43
Урок по теме «Сфера и шар. Уравнение сферы» 43
Урок по теме: «Взаимное расположение сферы и плоскости» 51
Урок по теме: «Касательная плоскость к сфере» 56
Заключение 63
Список использованной литературы 64
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Нижегородский государственный педагогический университет
Факультет математики, информатики и физики
Кафедра
теории и методики обучения математике
Фондовое
задание
Тема: Понятие
о равносильности уравнений и
неравенств. Теоремы о равносильности.
Школьная лекция по теме «Уравнение-следствие
и равносильные уравнения»
Выполнила:
Студенка VI курса з/о ФМИФа
Минина
Анна Петровна
Нижний Новгород
2011
Содержание
Введение
Математика...
выявляет порядок,
симметрию
и определенность,
а
это – важнейшие виды прекрасного.
Аристотель.
Математическое
образование, получаемое в общеобразовательной
школе, является важнейшим компонентом
общего образования и общей культуры
современного человека. Практически
все, что окружает современного человека
– это все так или иначе
связано с математикой. А последние
достижения в физике, технике и
информационных технологиях не оставляют
никакого сомнения, что и в будущем
положение вещей останется
В школьном курсе алгебры и начал анализа, 10 - 11 класс, при сдаче ЕГЭ за курс средней школы и на вступительных экзаменах в ВУЗы встречаются различного вида задания, связанные с решением уравнений и неравенств, в частности с решением равносильных уравнений и неравенств.
Овладение методикой их решения очень полезно: оно повышает умственные и творческие способности учащихся. При решении задач ученики приобретают первые навыки исследовательской работы, обогащается их математическая культура, развиваются способности к логическому мышлению. У школьников формируются такие качества личности как целеустремленность, целеполагание, самостоятельность, которые будут полезны им в дальнейшей жизни. А также происходит повторение, расширение и глубокое усвоение учебного материала.
В ходе работы над данной темой, была изучена и проанализирована математическая литература по теме «Равносильность уравнений и неравенств», а также были рассмотрены методические рекомендации по данной теме, в результате чего был выявлен наиболее подходящий метод обучения школьников теме «Равносильные уравнения и уравнение-следствие». Так как на изучение этой темы в школьном курсе математики выделяется всего два часа, то можно провести школьную лекцию, совместив два урока. С помощью лекции осуществляется руководство различными видами деятельности учащихся на уроке и вне урока, формируются разнообразные умения. Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учащихся: читая лекцию, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к уроку, важно думать не только о том, что и как рассказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать ученики, какую цель перед ними поставить, как подготовить их к восприятию и усвоению материала, какого уровня в овладении знаниями и умениями достигнут они на данном уроке и как это можно проверить. Словом, урок-лекция позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них.
Математические знания усваиваются школьниками в определенной, приспособленной к их пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одно из другого. При сознательном усвоении математических знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение учащимися математических знаний развивает математическое мышление учащихся. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания.
Таким
образом, проведя урок-лекцию по теме
«Равносильные уравнения и
Анализ письменных экзаменационных работ учащихся показывает, что решение равносильных уравнений и неравенств вызывает у них ряд трудностей и ведет к появлению ошибок. А также у них возникают проблемы на этапе систематизации полученных результатов, где могут в силу перехода к уравнению - следствию или неравенству - следствию, появиться посторонние корни. С целью устранения ошибок используется проверка по исходному уравнению или неравенству и алгоритм решения уравнений, либо план решения неравенств.
Чтобы учащиеся смогли успешно сдать выпускные и вступительные экзамены, необходимо уделять больше внимания решению равносильных уравнений и неравенств на учебных занятиях, либо дополнительно на факультативах и кружках.
Глава I
Теоретические
основы изучения темы «Равносильность
уравнений и неравенств»
§1
Цели изучения математики на базовом и
профильном уровнях
• Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
•
Интеллектуальное развитие, формирование
качеств личности, необходимых для
полноценной жизни в
- ясность и точность мысли,
- критичность мышления,
- интуиция,
- логическое мышление,
-
элементы алгоритмической
-
пространственных
-
способность к преодолению
•
Формирование представлений об идеях
и методах математики как универсального
языка науки и техники, средства
моделирования явлений и
• Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Базовый уровень:
• Формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
• Развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе по соответствующей специальности;
•
Овладение математическими
•
Воспитание средствами математики культуры
личности, понимания значимости математики
для научно-технического прогресса,
отношения к математике как к
части общечеловеческой культуры через
знакомство с историей развития математики,
эволюцией математических идей.
Профильный уровень:
• Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
• Овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
•
Развитие логического мышления, алгоритмической
культуры, пространственного воображения,
математического мышления и интуиции,
творческих способностей, необходимых
для продолжения образования
и для самостоятельной
• Воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
В Стандарте среднего (полного) образования по математике
сформулированы цели изучения математики на базовом и профильном
уровнях.
Изучение математики на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах
математики;
алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне,
необходимом для будущей
последующего обучения в
повседневной жизни, для
дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не
требующих углубленной
значимости математики для
к математике как к части
общечеловеческой культуры
с историей развития
На профильном уровне цели сформулированы следующим образом:
математике как универсальном
языке науки, средстве
явлений и процессов;
математическими знаниями и
школьных естественнонаучных
освоения избранной
образования
и для самостоятельной
и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
знакомство с историей развития математики, эволюцией
математических идей; понимания
значимости математики для
технического прогресса.
Цели, сформулированные в стандарте, затем конкретизируются через
перечисление
элементов обязательного