Междисциплинарный подход в изучении математики в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:
1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.
2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.
3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 70.09 Кб (Скачать)
ign="justify">     Привитие  умения коллективной работы, расширение кругозора;

     Развитие  познавательной активности учащихся.

     Оборудование: линейка, учебник «Математика 5», Латотин Л.А., Чеботаревский Б.Д..

     Повторить дома понятия и формулы:

     a, b—стороны прямоугольника;

       – площадь прямоугольника; 

     1 м2 = 100 дм2 = 10000 см2;

     1 га = 100 а = 10000 м2 

     Примечание 1. Найти в Интернете на сайте http://www.rusecocentre.ru в разделе “Новости” (стр. 2) какую  площадь лесных угодий вырубают, чтобы  получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется га леса);

     Цель  работы:

     Знакомство  с практическим применением математики в жизни на примере профессии  эколога;

     Решение задачи на вычисление количества га леса для изготовления тиража учебника;

     Развитие  качества бережливости по отношению  к учебникам;

     ХОД РАБОТЫ

     Задача.

     Вычислить, сколько нужно вырубить леса для  того, чтобы издать один учебник  “Математика 6” авт. Л. А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский и сколько, чтобы издать тираж учебника?

     1. Вычислить площадь одной страницы  учебника (измерить на уроке).

     2. Умножить результат на количество  страниц в учебнике (посмотреть  количество страниц в конце  учебника)

     3. Умножить на тираж учебника (посмотреть  тираж)

     4. Выразить результат в квадратных  метрах.

     5. Сколько вырубили леса, чтобы  создать тираж учебника?

     Решение.

     Размеры одной страницы учебника 14см на 21 см, т.е. площадь равна 
 
 

     В учебнике 318 страниц или 159 листа, значит площадь всех листов учебника . На 1000 м2 нужно вырубить деревьев, т.е. в 2,5 раза больше. Значит на производство одного учебника требуется . На весь тираж в 42200 экземпляров требуется: 

     леса, а это примерно 5 га 

     Ответ: 5 га

     Дополнительные  вопросы и задания:

     Какие леса преобладают на территории Беларуси?

     Запишите  в тетради определения равных фигур и их свойства.

     В современном мире, в связи с  тем, что человек всё больше использует богатства природы, необходима такая  профессия как эколог. Экологи  следят за состоянием окружающей среды, помогают избежать истребления лесов, популяций животных, загрязнения  рек, озёр, морей и океанов. Контролируют количество вредных выбросов производства. Эту профессию выбирают люди, которым  не безразлична судьба природы, которые  заботятся о ней.

     На  рассмотренном примере мы убедились  в том, что экологи так же должны знать математику, для своей эффективной  работы.

     Теперь, зная сколько леса уничтожается для изготовления учебников, подумайте, прежде чем их портить!!! 

     7.Лабораторная работа в 5 классе №3 (сам) 

     Тема: «Окружность и круг»

     Цели:

     Обучающая:

     Получить  теоретическое и практическое представление  об окружности и круге, как геометрических фигурах, их элементов;

     Развитие  практических умений – пользоваться чертёжными инструментами, с их помощью  строить окружности любого радиуса;

     Повторить способ сравнения отрезков одинаковой и разной длины.

     Развивающая:

     Развитие  математической речи, наблюдательности, самостоятельности в учебной  деятельности;

     Работа  над математической терминологией (путём распознания);

     Развитие  непроизвольной памяти.

     Воспитательная:

     Привитие  умения коллективной работы, расширение кругозора;

     Развитие  познавательной активности учащихся.

     Оборудование: простой карандаш, линейка, циркуль, ластик, учебник (Математика 5, Л.А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский), окружности и круги разных диаметров.

     Повторить:

     Определение отрезка;

     Измерение и сравнение отрезков.

     Цель  работы:

     Знакомство  с геометрическими фигурами –  окружность и круг;

     Изучение  их элементов;

     Построение  окружности и круга;

     Измерение радиусов окружности и круга.

     ХОД РАБОТЫ

     Поставьте на листе точку. Обозначьте её буквой О.

     Проделайте  с циркулем следующее: ножку циркуля  с иглой установите в точку О, а ножку с грифелем вращайте вокруг данной точки, касаясь листа тетради. Итогом будет замкнутая линия, которую и называют окружностью. Точку О называют центром окружности.

     Начертите отрезки, концами которых будут  точка О и точка на замкнутой линии. Эту точку обозначьте большой буквой.

     Ответьте  на вопросы и выполните задание:

     Сколько таких отрезков можно провести?

     Сравните  эти отрезки.

     Сделайте  вывод.

     Запишите  вывод в тетрадь.

     (Такой  отрезок называется радиусом  окружности). Запишите определение  в тетрадь.

     Найдите в учебнике определение радиуса  окружности.

     Ответьте  на вопросы и выполните задание:

     Что можно сказать о расположении точек окружности по отношению к  центру окружности?

     Запишите  определение в тетради: отрезок, проходящий через центр окружности и имеющий своими концами две  точки окружности, называется диаметром.

     Сколько диаметров можно провести в окружности на вашем рисунке?

     Измерьте  длину диаметра на своем рисунке.

     Сравните  длину диаметра с длиной радиуса.

     Сделайте  вывод.

     Запишите  вывод в тетрадь.

     Что делает диаметр с окружностью?

     Найдите в учебнике определение части  окружности. Запишите в тетрадь.

     На  сколько дуг делит диаметр  окружность?

     Соедините две точки окружности ( этот отрезок называется хордой). Запиши в тетрадь.

     Ответьте  на вопросы:

     Сколько хорд можно провести в окружности? Ответ запишите в тетради.

     Может ли хорда проходить через центр? Ответ поясните. Если “Да”, то как ее можно назвать по-другому?

     Запишите  определение диаметра через понятие  хорды.

     Изучите круг и его свойства.

     Окружность  поделила плоскость тетради на две  части. Та часть, которая лежит внутри окружности вместе с окружностью, называется кругом.

     Изобразите  круг в своей тетради.

     Измерьте  длину его радиуса.

     Сравните  его с диаметром.

     Запишите  свои наблюдения.

     Запишите  все, что ты можешь сказать о круге.

     Сравните  свои наблюдения с окружностью и  сделайте выводы о фигуре, которая  называется кругом.

     Дополнительные  вопросы и задания:

     Измерьте  радиусы окружностей и кругов, имеющихся у вас. 

       

     Запишите, чему равны диаметры каждой из фигур.

     Запишите, какие выводы ты сделал?

     Нарисуйте окружность произвольного радиуса. Изобразите все изученные вами элементы окружности и подпишите их.

     Нарисуйте две окружности, которые не пересекаются. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод. Запишите в тетрадь.

     Нарисуйте две окружности, которые пересекаются в двух точках. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод. Запишите в тетрадь.

     Нарисуйте две окружности, которые имеют  одну общую точку. Измерьте длины  их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод. Запишите в тетрадь.

     Приведите примеры окружности и круга в  окружающих вас предметах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     8.Заключение 

     Реализация  идеи межпредметных связей в педагогике и методике преподавания тесно связано с методологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказам педагогической науки и школе. Утверждение и упрочнение предметной системы преподавания в современной школе неразрывно связано с развитием идеи межпредметных связей.

     Выявление и последующее осуществление  необходимых и важных для раскрытия  ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

     снизить вероятность субъективного подхода  в определении в определении  межпредметной емкости учебных тем.

     сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых  аспектах учебных предметов, которые  играют важную роль в раскрытии ведущих  идей наук.

     осуществлять  поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей.

     формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов  в их органическом единстве.

     осуществлять  творческое сотрудничество между учителями  и учащимися.

     изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в  связи с жизнью.

     Дальнейшее  улучшение системы многосторонних межпредметных связей предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации:

     планирование  этой работы в школе,

     координацию деятельности всех участников педагогического  процесса;

     эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, расширение практики сдвоенных уроков, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких учителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Междисциплинарный подход в изучении математики в школе