Автор: r******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 17:38, курсовая работа
Литература испокон веков играла весомую роль в развитии общества, находясь на стыке искусства и науки. Произведения зарубежной литературы взывали к жизни и поддерживали многие течения искусства, влияли на политические перемены и, благодаря своему величию не утратили актуальность и по сей день. Новые литературные стили помогали человеку вписаться в новую реальность, литературные произведения зачастую опережали события – мы и сейчас, читая труды тысячелетней давности, можем с удивлением отметить, что ничего не изменилось, констатировать цикличность истории.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава I. Проблема изучения зарубежной литературы в основной школе………………………………………………………………………….. 5
§1. Методика обучения зарубежной литературы в школе…………... 6
§2. Анализ программ по литературе…………………………………… 8
Глава II.
……………………………………………………………………………...… 16
Глава III. Система работы……………………………………………..…. 27
Заключение………………………………………………………………..... 29
Список литературы………………………………………………………... 30
Приложение………………………………………
Содержание
Введение………………………………………………
Глава I.
Проблема изучения зарубежной
литературы в основной
школе…………………………………………………………………
§1. Методика обучения зарубежной литературы в школе…………... 6
§2. Анализ программ по литературе…………………………………… 8
Глава II.
……………………………………………………………………
Глава
III. Система работы…………………………………………
Заключение…………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение…………………………………………
Введение
Литература испокон веков играла весомую роль в развитии общества, находясь на стыке искусства и науки. Произведения зарубежной литературы взывали к жизни и поддерживали многие течения искусства, влияли на политические перемены и, благодаря своему величию не утратили актуальность и по сей день. Новые литературные стили помогали человеку вписаться в новую реальность, литературные произведения зачастую опережали события – мы и сейчас, читая труды тысячелетней давности, можем с удивлением отметить, что ничего не изменилось, констатировать цикличность истории.
Тема нашей работы «К вопросу об изучению зарубежной литературы».
Тема является актуальной, т.к. роль и значение зарубежной литературы в мировой культуре очень велико. Литературы разных стран и народов мира находятся в тесном родстве. Хорошо понять и проследить развитие русской литературы, мы сможем тогда, когда будем знать историю зарубежной литературы. Таким образом, наше исследование, посвященное вопросу изучения зарубежной литературы, возможно, будет использоваться в школе на уроках литературы, с целью формирования у учеников целостного представления о мировом литературном процессе, частью которого является и русская литература.
Цель работы: выявить необходимость в изучении зарубежной литературы в школе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Предметом исследования является вопрос изучения зарубежной литературы в основной школе.
Объектом исследования является сказочная повесть «Хоббит, или Туда и обратно».
Метод исследования:
Глава I. Проблема изучения
зарубежной литературы
в основной школе
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Актуальные задачи, стоящие перед современной школой, в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы литературного образования.
Зарубежная литература – важная, неотъемлемая часть школьного литературного образования. Особенно актуально ее преподавание в связи с активизацией проблемы межкультурной коммуникации в современном литературоведении. Необходимо помнить и о том, что происхождение нравственных норм как определенной ступени развития человеческой цивилизации лежит в основе античной мифологии и литературы, что еще раз подтверждает важность этого предмета.
Преподавание зарубежной литературы в школе имеет достаточно сложившуюся и долгую историю.
Изучение
зарубежной литературы способствует расширению
и углублению гуманитарных знаний у
школьников, открывая более ясное представление
о мировой литературе.
§1.
Методика обучения зарубежной
литературы в школе
Преподавание литературы в общеобразовательной школе сегодня строится согласно традиционной программе Т.Ф. Курдюмовой. Гораздо менее распространены другие программы, в том числе программа А.Г. Кутузова, которая, отличается рядом достоинств. Это объясняется многими факторами. Одним из них является некоторая боязнь обилия произведений зарубежной литературы, которые включены в данную программу.
В целом методика обучения зарубежной литературе опирается на общеметодические требования.
Несомненно,
курс русской литературы обладает
важным и актуальным для современного
воспитательно-образовательного достоинством
в области гражданско-
В кругу предметов, изучаемых в современной средней школе, входит литература зарубежных стран, что способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы.
Школьный
курс зарубежной литературы строится
на основе комплексного подхода включающего
аспекты историко-
В школьный курс включены произведения литературной классики доступные для восприятия учащимися 5-9 классов. Знакомство с зарубежной литературой осуществляется в два этапа:
1 этап – 5-7 класс;
2 этап – 8-9 класс.
Структура
каждого из них определяется хронологической
последовательностью. Иногда применяется
и жанрово-тематический принцип. Например,
при изучении жанра литературная
сказка.
§2.
Анализ программ по
литературе
Название учебника | Автор, произведение и класс | Аспекты изучения |
|
5 класс
5) Редьярд Джозеф
Киплинг: «Кошка, гулявшая сама по себе» |
|
2. Литература. 5кл.: Учеб. Хрестоматия для общеобразоват. Учеб.заведений. В 2ч. ч.2/Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.-320с. |
|
|
3. Литература. 5кл.: Учеб. Хрестоматия для общеобразоват. Учеб.заведений; В.Г. Маранцмана, М.А. Мирзоян – 3-е изд., стереотип. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»;СПб.: СпецЛит.,2001.-600с. |
|
|
1. Литература. 6кл.: Учеб. Хрестоматия для общеобразоват. Учеб.заведений. /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.-400с. |
6 класс
1) Теренс Хентери
Уайт «Свеча на ветру» (в сокращении) 2) Марк Твен: «Приключение
Гекльберри Финна» (в сокращении) 3) Жюль Верн:
«Таинственный остров» 4) Оскар Уайльд: «Кентервильское приведение» |
|
2. В мире литературы 6кл.: Учеб. – хрестоматия для общеобразоват. Учеб. Заведений /Авт.сост.А.Г. Кутузов, В.В. Леденева, Е.С. Романичева, А.К. Киселев; Под ред. А.Г. Кутузова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 480с. |
Франсуа Рабле: «Гаргантюа и Пантагрюэль» |
|
3.Литература: Учеб. для 6кл. общеобразоват. учреждений /Авт.-сост. В.П.Полухина – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвящение, 1996-447с. |
|
|
4.Литература: Учеб. – хрестоматия для 6 кл. общеобразоват. Учреждений/Под ред. В.Г. Маранцмана. – 3-е изд., стереотип. – М.: ООО «Издат. АСТ» СПб.:СпецЛит, 2001. – 463с. |
Антуан де Сент – Экзюпери: «Маленький принц» |
|
1. Литература. 7кл.: Учеб. Хрестоматия для общеобразоват. Учеб.заведений. /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003.-480с. |
7 класс
1) Марк Твен:
«Как я редактировал 2)Артур Конан
Дойл: «Пляшущие человечки»
|
|
2.Литература: Учеб. – хрестоматия для 7 кл. общеобразоват. Учреждений/Под ред. В.Г. |
Уильям Шекспир: «Ромео и Джульетта» |
|
3. В мире литературы 7кл.: Учеб. – хрестоматия для общеобразоват. |
2) О. Генри: «Дары волхвов» |
|
1.Литература. 8кл.: Учеб. Хрестоматия для общеобраз.учреждений с углубл. изуч. лит., /Авт.-сост. А.Б. Есин, М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина; - 4-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2001.-448с. |
8 класс
1) Томас Мэлори:
«Смерть Артура» главы из
7) Вольтер: «Кандид, или оптимизм» |
|
В мире литературы 9кл.: Учеб. – хрестоматия для общеобразоват. Учереждений. /Авт.сост.А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, под ред. А.Г. Кутузова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 560с. |
9 класс
1) Уильям Шекспир:
«Ромео и Джульетта» 2) Мигель де Сервантес
Соаведра: «Хитроумный идальго дон Кихот
Ламанчский» 3) Оскар Уайльд: «Кентервильское приведение» |
|
Исходя
из анализа программ по литературе,
делаем вывод, что для достижения
полного осмысления учащимися основной
школы представлений о зарубежной литературе
необходимо уделять больше времени на
ее изучение.
II. глава
Мы
выбрали данного автора, т.к. произведения
Толкиена очень сложны и интересны. Единственный
способ максимально приблизится к пониманию
книг Толкиена – это прочесть и осознать
их самому. Его произведения содержат
очень интересные мысли, касающиеся Бога
и дьявола, добра и зла, человека, его судьбы
и смысла его жизни. Толкиен на страницах
своих книг создает образное отображение
именно нашего мира, и прочтение его произведений
поможет человеку ориентироваться именно
в нашем мире. Книги Толкиена формируют
верную ориентацию в жизни, задают правильные
полюса добра и зла, формируют у человека
нравственность. Какую бы основную мысль
ни несло в себе произведение Толкиена,
все равно на одно из первых мест выходит
проблема чести, добра, искренности и самоотверженности.
§1.
Джон Рональд Руэл Толкиен
"Железный
" XIX век - не только век расцвета
прагматизма, век науки,
Очень
тонкие и одаренные люди в начале
XX века (Гумилев просто не успел, хотя
были и "Заблудившийся трамвай",
и попытка "Веселых братьев")
почувствовали необходимость
Надо было пройти ужасную мировую войну, в окопах, с простыми людьми; и потом стать выдающимся кельтологом, чтобы создать "сотворенную реальность" Средиземья. Создать язык Нуминора, а язык - ведь это тоже миф, с очень сложной, но четкой структурой, с "железными" законами. Создать историю и географию, фольклор и обычаи страны, в существование которой ныне невозможно не поверить. Создать произведения, равно восторженно любимые и детьми и взрослыми в самых разных земных регионах.