Изучение зарубежной литературы в школе

Автор: r******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Литература испокон веков играла весомую роль в развитии общества, находясь на стыке искусства и науки. Произведения зарубежной литературы взывали к жизни и поддерживали многие течения искусства, влияли на политические перемены и, благодаря своему величию не утратили актуальность и по сей день. Новые литературные стили помогали человеку вписаться в новую реальность, литературные произведения зачастую опережали события – мы и сейчас, читая труды тысячелетней давности, можем с удивлением отметить, что ничего не изменилось, констатировать цикличность истории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава I. Проблема изучения зарубежной литературы в основной школе………………………………………………………………………….. 5
§1. Методика обучения зарубежной литературы в школе…………... 6
§2. Анализ программ по литературе…………………………………… 8
Глава II.
……………………………………………………………………………...… 16
Глава III. Система работы……………………………………………..…. 27
Заключение………………………………………………………………..... 29
Список литературы………………………………………………………... 30
Приложение………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………….  3

Глава I. Проблема изучения зарубежной литературы в основной школе…………………………………………………………………………..  5

      §1. Методика обучения зарубежной литературы в школе…………...  6

      §2. Анализ программ по литературе……………………………………  8

    Глава II.

    ……………………………………………………………………………...…  16

    Глава III. Система работы……………………………………………..….  27

    Заключение……………………………………………………………….....  29

    Список  литературы………………………………………………………...  30

    Приложение…………………………………………………………………  31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Литература  испокон веков играла весомую  роль в развитии общества, находясь на стыке искусства и науки. Произведения зарубежной литературы взывали к  жизни и поддерживали многие течения  искусства, влияли на политические перемены и, благодаря своему величию не утратили актуальность и по сей день. Новые литературные стили помогали человеку вписаться в новую реальность, литературные произведения зачастую опережали события – мы и сейчас, читая труды тысячелетней давности, можем с удивлением отметить, что ничего не изменилось, констатировать цикличность истории.

    Тема  нашей работы «К вопросу об изучению зарубежной литературы».

    Тема  является актуальной, т.к. роль и значение зарубежной литературы в мировой культуре очень велико. Литературы разных стран и народов мира находятся в тесном родстве. Хорошо понять и проследить развитие русской литературы, мы сможем тогда, когда будем знать историю зарубежной литературы. Таким образом, наше исследование, посвященное вопросу изучения зарубежной литературы, возможно, будет использоваться в школе на уроках литературы, с целью формирования у учеников целостного представления о мировом литературном процессе, частью которого является и русская литература.

    Цель  работы: выявить необходимость в  изучении зарубежной литературы в школе.

    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературоведческие исследования, определить основные понятия работы.
  2. Описать существующие подходы к изучению зарубежной литературы в основной школе.
  3. Выявить особенности изучения творчества зарубежных авторов на примере творчества  Джона Рональда Руэла Толкиена и его произведения «Хоббит, или Туда и обратно».

    Предметом исследования является вопрос изучения зарубежной литературы в основной школе.

    Объектом исследования является сказочная повесть «Хоббит, или Туда и обратно».

    Метод исследования:

  1. Анализ литературы по теме.
  2. Наблюдение над литературными явлениями.
  3. Анализ художественного текста.
 
 
 
 
 
 

      Глава I. Проблема изучения зарубежной литературы в основной школе 

    Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

    Актуальные  задачи, стоящие перед современной  школой, в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы литературного образования.

     Зарубежная  литература – важная, неотъемлемая часть школьного литературного  образования. Особенно актуально ее преподавание в связи с  активизацией проблемы межкультурной коммуникации в современном литературоведении. Необходимо помнить и о том, что происхождение нравственных норм как определенной ступени развития человеческой цивилизации лежит в основе античной мифологии и литературы, что еще раз подтверждает важность этого предмета.

    Преподавание  зарубежной литературы в школе имеет достаточно сложившуюся и долгую историю.

    Изучение  зарубежной литературы способствует расширению и углублению гуманитарных знаний у  школьников, открывая более ясное представление о мировой литературе. 

    §1. Методика обучения зарубежной литературы в школе 

    Преподавание  литературы в общеобразовательной  школе сегодня строится согласно традиционной программе Т.Ф. Курдюмовой. Гораздо менее распространены другие программы, в том числе программа А.Г. Кутузова, которая, отличается рядом достоинств. Это объясняется многими факторами. Одним из них является некоторая боязнь обилия произведений зарубежной литературы, которые включены в данную программу.

    В целом методика обучения зарубежной литературе опирается на общеметодические требования.

     Несомненно, курс русской  литературы обладает важным и актуальным для современного воспитательно-образовательного достоинством в области гражданско-патриотического  воспитания,  а именно – призван  воспитать любовь  и уважение к национальным памятникам литературы. Однако обращение к произведениям зарубежных авторов параллельно с изучением отечественной литературы не умоляет достоинств последней, а, напротив, позволяет адекватно оценить нравственно-эстетическую уникальность русской литературы в контексте литературы мировой и, по мнению автора другой вариативной программы по литературе, М.Б.Ладыгина, "дает возможность установить принципы культурного взаимодействия нардов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию".

     В кругу предметов, изучаемых в  современной средней школе, входит литература зарубежных стран, что способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы.

    Школьный  курс зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода включающего  аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения литературных явлений. При этом приоритет отдается рассмотрению литературы, как виду искусства. Михальская Н.П. считает, что такой подход позволяет более эффективно решить главную задачу – ввести ребенка в мир художественной литературы, радость общения которыми рождается не от излишнего теоритизированного материала, а от непосредственного общения с текстом.

    В школьный курс включены произведения литературной классики доступные для восприятия учащимися 5-9 классов. Знакомство с зарубежной литературой осуществляется в два этапа:

    1 этап – 5-7 класс;

    2 этап – 8-9 класс.

    Структура каждого из них определяется хронологической  последовательностью. Иногда применяется  и жанрово-тематический принцип. Например, при изучении жанра литературная сказка. 

    §2. Анализ программ по литературе 

Название  учебника Автор, произведение и класс Аспекты изучения
 
  1. Литература. 5кл.: Учеб. Хрестоматия для школ и  классов с углубл. изуч. лит., гимназий и лицеев: В 2ч. ч.1/Авт.-сост. О.Н. Зайцева, М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина; Под ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 2001.-288с.
5 класс
  1. Братья Гримм: «Белоснежка»
 
 
 
 
 
  1. Братья  Гримм: «Шесть лебедей»
 
 
 
 
 
 
  1. Вильгельм Гауф: «Карлик нос»
 
 
 
 
 
 
  1. Ханс Кристиан Андерсен: «Дикие лебеди»
 
 
 
 

5) Редьярд Джозеф  Киплинг: «Кошка, гулявшая сама по себе» 
 
 
 
 
 

 
  • роль предметов  и образов в сказке;
  • умение анализа;
  • выразительное чтение;
  • навыки пересказа.
 
  • навыки  анализа;
  • роль предметов в сказке;
  • роль магических обрядов;
  • навыки пересказа.
 
  • навыки  анализа;
  • определение жанра произведения;
  • выразительное чтение;
  • формулировка темы сказки.
 
  • навыки  сравнения;
  • образ повествователя;
  • навыки пересказа;
  • навыки анализа.
 
  • характер  повествователя;
  • навыки анализа;
  • формулировка основной мысли произведения;
  • отличия анималистической сказки от фольклорной.
 
2. Литература. 5кл.: Учеб. Хрестоматия для общеобразоват. Учеб.заведений. В 2ч. ч.2/Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.-320с.
 
  1. Джералд Малколм  Даррел: «Говорящий сверток» четвертая  глава
 
  1. Джанни  Родари: «Сказки по телефону»
 
 
 
 
  1. Джон Рональд  Руэл Толкиен: «Хоббит, или Туда и обратно».
 
 
  1. Туве Янсон: «Последний в мире дракон»
 
  1. Даниэль Дефо: «Робинзон Крузо»
 
 
 
  1. Рудольф Эрих Распхэ: «Приключение барона Мюнхгаузена»
 
 
 
  1. Марк Твен: «Приключение Тома Сойера»
 
 
  1. Астрид  Линдгрен: «Приключение Кале Блюмквиста»
 
  1. Болеслав  Лесьмян: «Новые приключения Синдбада-Морехода»
 
 
 
  • навыки  пересказа;
  • сопоставление сказочной повести с героями мифов.
 
  • объяснить название сказок;
  • навыки анализа;
  • творческое задание (сочинение).
 
  • навыки  анализа;
  • навыки пересказа;
  • объяснить название главы.
 
  • навыки  анализа;
  • навыки пересказа.
 
 
  • навыки  анализа;
  • навыки пересказа;
  • размышление над текстом.
 
  • навыки  анализа;
  • навыки пересказа;
  • творческое задание (сочинение).
 
  • навыки  анализа;
  • навыки пересказа;
  • инсценировка рассказа.
 
  • навыки  анализа;
  • творческое задание (сочинение).
 
  • сравнение с рассказом «Шехерезада»;
  • творческое задание (сочинить рассказ).
 
3. Литература. 5кл.: Учеб. Хрестоматия для общеобразоват. Учеб.заведений; В.Г. Маранцмана, М.А. Мирзоян – 3-е изд., стереотип. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»;СПб.: СпецЛит.,2001.-600с.
 
  1. Ганс Христиан Андерсен: «Снежная Королева»
 
 
 
 
 
  1. Эдвард  Лир (биография) «Лимериков»
 
 
 
  1. Рэй Дуглас Брэдбери: «Дядюшка Эйнар»
 
 
  1. Жак Превер: «Как нарисовать птицу»
 
    • составление сценария;
    • навыки выразительного чтения;
    • чтение по ролям;
    • навыки анализа;
    • творческое задание.
 
    • самостоятельное чтение произведения;
    • навыки анализа.
 
    • навыки  анализа.
 
 
 
    • размышление на тему «Искусство и счастье»
 
1. Литература. 6кл.: Учеб. Хрестоматия для общеобразоват. Учеб.заведений. /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.-400с.
6 класс

1) Теренс Хентери  Уайт «Свеча на ветру» (в сокращении) 

2) Марк Твен: «Приключение Гекльберри Финна» (в сокращении) 
 
 
 

3) Жюль Верн: «Таинственный остров» 
 
 
 
 

4) Оскар Уайльд: «Кентервильское приведение»

 
  • составление плана;
  • навыки анализа.
 
 
  • навыки  анализа;
  • выявление рассказчика;
  • описание определенного момента в тексте;
  • навыки пересказа.
 
  • навыки  анализа;
  • составление портретов героев;
  • самостоятельное изучение произведения;
  • сопоставление разных произведений.
 
  • навыки анализа;
  • пересказ определенных событий;
  • навыки выразительного чтения;
  • чтение в лицах;
  • определение жанра.
 
2. В мире литературы 6кл.: Учеб. – хрестоматия для общеобразоват. Учеб. Заведений /Авт.сост.А.Г. Кутузов, В.В. Леденева, Е.С. Романичева, А.К. Киселев; Под ред. А.Г. Кутузова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 480с.
 
Франсуа Рабле: «Гаргантюа и Пантагрюэль»
 
  • навыки анализа;
  • навыки пересказа.
 
3.Литература: Учеб. для 6кл. общеобразоват. учреждений /Авт.-сост. В.П.Полухина – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвящение, 1996-447с.
 
    1. Марк Твен: «Приключение Гекльберри Финна»
 
    1. Джек Лондон: «Любовь к жизни»
 
 
 
  • пересказ;
  • самостоятельное изучение.
 
  • навыки  анализа;
  • сравнение с другими рассказами.
 
4.Литература: Учеб. – хрестоматия для 6 кл. общеобразоват. Учреждений/Под ред. В.Г. Маранцмана. – 3-е изд., стереотип. – М.: ООО «Издат. АСТ» СПб.:СпецЛит, 2001. – 463с.
 
Антуан  де Сент – Экзюпери: «Маленький принц»
 
  • характеристика главного героя;
  • навыки анализа.
 
1. Литература. 7кл.: Учеб. Хрестоматия для общеобразоват. Учеб.заведений. /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003.-480с.
7 класс

1) Марк Твен: «Как я редактировал сельскохозяйственную  газету» 
 

2)Артур Конан  Дойл: «Пляшущие человечки» 
 
 
 

    1. Роберт  Шекли: «Запах мысли»
 
  • определить  жанр текста;
  • пересказ;
  • характеристика героев.
 
  • анализ  текста;
  • пересказ;
  • характеристика героев;
  • оценка произведения.
 
  • анализ  текста;
  • описать события;
  • доказать что это фантастика.
 
2.Литература: Учеб. – хрестоматия для 7 кл. общеобразоват.  Учреждений/Под ред. В.Г. Маранцмана. – М.: ООО «Издат. АСТ» СПб.:СпецЛит, 2001. – 410с.
 
Уильям  Шекспир: «Ромео и Джульетта»
 
  • самостоятельное чтение;
  • характеристика героев;
  • озаглавить акты;
  • анализ текста.
 
3. В мире литературы 7кл.: Учеб. –  хрестоматия для общеобразоват.  Учеб. Заведений /Авт.сост.А.Г. Кутузов,  А.К. Киселев, Е.С. Романичева  и др. – М.: Дрофа, 1997. – 480с.
 
  1. Проспер Мериме: «Матео Фальконе»
 
 
 
 
2) О. Генри: «Дары волхвов»
 
  • анализ  текста;
  • характеристика героев;
  • сопоставление сцен;
  • размышление.
 
  • характеристика  героев;
  • описание деталей;
  • определение жанра;
  • смысл названия рассказа.
 
1.Литература. 8кл.: Учеб. Хрестоматия для общеобраз.учреждений с углубл. изуч. лит., /Авт.-сост. А.Б. Есин, М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина; - 4-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2001.-448с.
8 класс

1) Томас Мэлори: «Смерть Артура» главы из романа 
 
 

  1. Данте Алигьери: «Божественная комедия»
 
 
 
 
  1. Дезидерий Эразм Ротердамский: «Исповедь солдата»
 
 
 
 
  1. Уильям  Шекспир: «Гамлет»
 
 
  1. Мигель  де Сервантес Соаведра: «Хитроумный  идальго дон Кихот Ламанчский»
 
 
  1. Франсиско де Кеведо-и-Вильегос: «История жизни  пройдохи по имени Дон Паблос»
 
 
 

7) Вольтер: «Кандид,  или оптимизм»

 
  • анализ  текста;
  • составить образы героев;
  • охарактеризовать сцены.
 
  • прочитать;
  • анализ текста;
  • характеристика образа повествователя;
  • пересказ отрывка;
  • написать сочинение.
 
  • художественные  средства в произведении;
  • характеристика героя;
  • выразительное чтение.
 
  • сущность  трагедии;
  • характеристика героев.
 
  • прочитать;
  • характеристика героя;
  • сопоставление характеров героев;
  • написать сочинение.
 
  • характеристика  героев;
  • авторская позиция в романе;
  • подготовить сообщение.
 
  • идеи произведения;
  • предмет сатиры в произведении;
  • характер героя;
  • сопоставительная характеристика героев;
  • проблемы в произведении;
  • написать сочинение.
 
В мире литературы 9кл.: Учеб. – хрестоматия  для общеобразоват. Учереждений. /Авт.сост.А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, под ред. А.Г. Кутузова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 560с.
9 класс

1) Уильям Шекспир:  «Ромео и Джульетта» 
 
 
 
 

2) Мигель де Сервантес Соаведра: «Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский» 

3) Оскар Уайльд: «Кентервильское приведение»

 
  • самостоятельно  прочитать;
  • характеристика героев;
  • выразительные средства пьесы.
 
  • характеристика героя;
  • самостоятельное чтение.
 
  • мотивы, используемые автором;
  • противоречие автора в рассказе;
  • характеристика героев.
 

     Исходя  из анализа программ по литературе, делаем вывод, что для достижения полного осмысления учащимися основной школы представлений о зарубежной литературе необходимо уделять больше времени на ее изучение. 

    II. глава

     

    Мы выбрали данного автора, т.к. произведения Толкиена очень сложны и интересны. Единственный способ максимально приблизится к пониманию книг Толкиена – это прочесть и осознать их самому. Его произведения содержат очень интересные мысли, касающиеся Бога и дьявола, добра и зла, человека, его судьбы и смысла его жизни. Толкиен на страницах своих книг создает образное отображение именно нашего мира, и прочтение его произведений поможет человеку ориентироваться именно в нашем мире. Книги Толкиена формируют верную ориентацию в жизни, задают правильные полюса добра и зла, формируют у человека нравственность. Какую бы основную мысль ни несло в себе произведение Толкиена, все равно на одно из первых мест выходит проблема чести, добра, искренности и самоотверженности.  

    §1. Джон Рональд Руэл Толкиен 

    "Железный " XIX век - не только век расцвета  прагматизма, век науки, окончательно  отделяющейся от человека, но  и век научного собирания и начала изучения древнейшей мифологии, обрядов, фольклора, архетипики. Это - не только иск, когда тайное сакральное знание стало опасно доступным для "массовой" оккультной или околооккультной "элиты", но и время ответственного восприятия этого знания, собирания его и пере-про-живания.

    Очень тонкие и одаренные люди в начале XX века (Гумилев просто не успел, хотя были и "Заблудившийся трамвай", и попытка "Веселых братьев") почувствовали необходимость творческого  и ответственного возвращения в  единое древнее лоно культуры, когда человек знал, какие слова он может употреблять и как ему научиться видеть мир правильно, и как "различать духов", и многое другое.

    Надо  было пройти ужасную мировую войну, в окопах, с простыми людьми; и  потом стать выдающимся кельтологом, чтобы создать "сотворенную реальность" Средиземья. Создать язык Нуминора, а язык - ведь это тоже миф, с очень сложной, но четкой структурой, с "железными" законами. Создать историю и географию, фольклор и обычаи страны, в существование которой ныне невозможно не поверить. Создать произведения, равно восторженно любимые и детьми и взрослыми в самых разных земных регионах.

Информация о работе Изучение зарубежной литературы в школе