Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение моделей поведения потребителей
Цель работы определила характер поставленных и решенных автором задач: рассмотреть потребительское поведение как объект экономической теории; изучить основные модели поведения потребителей в экономике.
Введение
1. Потребительское поведение как объект экономической теории
1.1 Теория потребительского поведения
1.2 Фазы поведения потребителей
2. Основные модели поведения потребителей в экономике
2.1 Модель экономического человека
2.2 Типологии рациональности и следования своим интересам
2.3 Поведенческие предпосылки, принятые в современном институционализме
Заключение
Темы контрольных работ по дисциплине «Маркетинг»
Теория потребительского поведения.
Исследование потребительского поведения
(на примере предприятия или
Список литературы
1. Автономов
В. Модель человека в
2. Беккер
Г. Человеческое поведение:
3. Брунер
К. Представление о человеке
и концепция социума: два
4. Вехи экономической
мысли. Теория
5. Грошев
И., Юрьев В. Психология
6. Клейнер
Г. Современная экономика
7. Клейнер
Г. Наноэкономика. Анатомия
8. Клейнер Г. Homo economicus и Homo institutius в российской институциональной среде // Общественные науки и современность. - 2005. - N 3. - 41 с.
9. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 2004. - 150 с.
10. Лебедев
- Любимов А.Н. Психология
11. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф. Котлер [и др.] - 2-е европ. изд. - М.; СПб.; К.: Издательский дом "Вильямс", 2006. - 944 с.
12. Росситер
Дж. Реклама и продвижение товаров/
13. Роббинс
Л. Предмет экономической
14. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS Вып.3. - 140 с.
15. Сергеев А.М. Поведение потребителей/ А.М. Сергеев. - М., 2006.
Шуванов В.И., Красюк И.Н., Исследование потребительского и покупательского поведения. Под ред. Н.П. Ващекина, М., 2004. - 319 с.
16. Скитовски
Т. Суверенитет и
17. Швери
Р. Теория рационального
18. Энджел Дж., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей. - СПб.: Питер, 2005. - 312 с.
19. Уильямсон
О. Поведенческие предпосылки
современного экономического
20. Geoffrey M. Hodgson, The hidden persuaders: institutions and individuals in economic theory. Cambridge Journal of Economics 2004, - 175 c.
Содержание
Введение
1. Потребительское
поведение как объект
1.1 Теория потребительского поведения
1.2 Фазы поведения потребителей
2. Основные модели поведения потребителей в экономике
2.1 Модель экономического человека
2.2 Типологии рациональности и следования своим интересам
2.3 Поведенческие
предпосылки, принятые в
Заключение
Список литературы
Введение
Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены - на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения, которое учитывает предприниматель в ценовой политике. Предприниматель должен достаточно определенно знать, на сколько следует повысить цены на товары более высокого качества и каков предел этого повышения. Или наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой, если спрос на данный товар сокращается. Ответы на эти и подобные им вопросы также связаны с изучением особенностей потребительского поведения.
Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями. Здесь возможна лишь группировка покупателей по социально-демографическим факторам: общей численности населения данного региона; распределение по возрастному составу; количеству мужчин и женщин; особенностям их занятости и образу жизни и т.д.
В последние
годы в нашей стране все шире используются
выборочные статистические методы для
совершенствования методологии
социально-экономических и
При этом необходимо констатировать, что в специальной литературе недостаточно широко представлены работы, ориентированные на изучение поведения покупателей, анализ таких важных понятий как предпочтение, потребности, вкусы и т.п.
Сказанное выше
свидетельствует об актуальности в
научном и практическом плене
исследования факторов, определяющих
поведение покупателей на любом
рынке, с его особенностями
Целью курсовой работы является изучение моделей поведения потребителей
Цель работы определила характер поставленных и решенных автором задач:
рассмотреть потребительское поведение как объект экономической теории;
изучить основные модели поведения потребителей в экономике.
Теоретической и методологической базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики и статистики.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка литературы.
1. Потребительское
поведение как объект
Большая часть
современных исследований поведения
рыночных субъектов посвящена проблемам
фирмы-производителя, т.е. рассмотрению
на микроуровне проблем
Теория потребительского поведения - один из наиболее старых разделов экономической теории. Однако сегодня это направление исследований, во всяком случае в отечественной литературе, практически полностью "отдано на откуп" прикладным исследованиям рынка и рассматривается в основном как раздел маркетинга. Все, чем данное направление исследований "обязано" экономической теории, - это то, что последняя "породила маркетинг", от которого, в свою очередь, отпочковалось рассматриваемое направление. Связь с экономической теорией оказывается, таким образом, весьма косвенной. В трудах экономистов, посвященных исследованию потребительского поведения, прикладной характер исследования и соответствующее понимание его предмета подчеркивается в самом определении. Так, Д. Энджел, Р. Блэкуэлл и П. Миниард указывают, что изучение поведения потребителей "традиционно понимается как выяснение того, почему люди покупают - в том смысле, что продавцу легче разрабатывать стратегии влияния на потребителей, когда он знает, почему покупатели приобретают определенные товары или марки" [15, с.4].
Подобный прикладной, чисто "маркетинговый" подход к пониманию содержания категории "потребительское поведение" представляется очень узким. Ведь, по выражению Л. Роббинса, "экономическая наука является наукой, изучающей человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление" [11, с.18]. Таким образом, поведение потребителя, вне всякого сомнения, представляет собой предмет экономической науки в целом, а не только ее "специализированной области" - маркетинга.
Поведением потребителя (так же, как человеческим поведением в целом) занимается целый комплекс общественных наук. Таким образом, поведение потребителя является междисциплинарной областью исследования. Чем же определяется специфика предмета экономической науки в сфере человеческого поведения вообще и поведения потребителей - в частности?
Весьма плодотворной
для понимания сути экономического
поведения является, на наш взгляд,
концепция лауреата Нобелевской
премии Г. Беккера, согласно которой
экономическая теория как научная
дисциплина более всего отличается
от прочих отраслей обществознания не
предметом, а своим подходом, предполагающим
максимизирующее поведение
В соответствии
с имеющимися определениями экономическое
поведение вообще и экономическое
поведение потребителя в
1.2 Фазы поведения потребителей
В соответствии с этим рабочим определением поведение потребителя складывается из нескольких фаз:
фаза "преддействия" - формирование настроений, оценок, предшествующее конкретным потребительским решениям и действиям;
фаза потребительского действия по обретению благ - покупка рыночных благ или обретение их каким-либо другим способом;
фаза получения потребительского удовлетворения (эффекта), включающая процесс производства базовых потребительских благ (подготовка рыночных благ к потреблению и их потребление).
Таким образом, потребительское поведение как объект экономической теории представляет собой сложную экономическую категорию, по сути, отражающую целую совокупность экономических отношений, процессов и явлений.
Отметим, что такая форма реализации потребительского поведения в фазе "преддействия", как формирование потребительских настроений, оценок и т.п., выступает одновременно и как один из факторов потребительского поведения в его активной фазе.
В неоклассической
экономической теории, использующей
для своего "экономического человека"
принцип методологического
Избежать подобной размытости, двойственности понимания экономического содержания категории "потребитель" позволяет введение в анализ дополнительного уровня отношений - так называемого наноуровня. Термины "наноэкономика", "наноуровень" введены в экономической литературе на русском языке Г. Клейнером [6; 7; 9], а впервые термин "наноэкономика" появился в работе К. Эрроу в 1987 г. [9, с.170]. "Нано" (греч.) - экстремальная версия "микро". Под наноэкономикой предлагается понимать "и саму экономическую систему, рассматриваемую с точки зрения поведения отдельных физических лиц ("экономика физических лиц"), и научную дисциплину, ее изучающую" [9, с.72-73]. Речь идет о "личностном факторе экономической активности, отражении экономической реальности (макро - и микроэкономики) через призму индивидуального, воплощенного в отношениях, мотивах, ценностях, ожиданиях, интересах…" [5, с.129].
Информация о работе Теория потребительского поведения. Исследование потребительского поведения