Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 10:28, дипломная работа

Описание работы

Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры 7
1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения 7
1.2. Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения 13
1.3. Особенности формирования и критерии оценки имиджа образовательного учреждения в области культуры 22
Выводы 26
Глава 2. Особенности формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры на примере Центральной музыкальной школы им. А.Н.Скрябина города Дзержинска 28
2.1. Общая характеристика Центральной музыкальной школы 28
2.1. Анализ существующего имиджа музыкальной школы 35
Выводы 41
Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа Центральной музыкальной школы им. А.Н. Скрябина города Дзержинска 43
3.1. Способы привлечения учащихся в музыкальную школу 43
3.2. Практические рекомендации по развитию имиджа музыкальной школы 49
Выводы 54
Заключение 56
Литература 62
Приложения 66

Работа содержит 1 файл

Диплом- формирование имиджа муз школы.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

Устойчивый позитивный имидж можно рассматривать как  важный современный компонент методического  продукта образовательных учреждений в области культуры и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. Однако, нужно сказать, что эта тема практически не нашла отражения в теоретических работах ни зарубежных ни отечественных авторов. Таким образом, исследуемая тема является актуальной. 

Объектом исследования в данной работе являлся имидж  образовательного учреждения в области  культуры. 

Предметом исследования - механизм формирования и способы  построения положительного имиджа образовательного учреждения в области культуры на примере Центральной музыкальной школы им. А.Н.Скрябина города Дзержинска.  

Целью данной работы являлось проведение анализа имиджа Центральной музыкальной школы  им. А.Н.Скрябина города Дзержинска и  выработка практических рекомендаций по его дальнейшему укреплению. 

Для достижения поставленной цели в исследовании использован  комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий теоретический  анализ литературных источников; сравнительный  анализ методических материалов. 

В результате проведенной  работы поставленная цель была достигнута и были решены все поставленные задачи.  

Первая задача исследования состояла в рассмотрении понятия имиджа образовательного учреждения. В ходе решения данной задачи было выявлено, что современный словарь трактует понятие «имидж» как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п. 

Можно встретить  и такое определение: имидж общеобразовательного учреждения - это эмоционально окрашенный образ школы, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума. 

Также к основным характеристикам имиджа образовательного учреждения относят, в первую очередь, образ руководителя (его способности, установки, ценности социально-психологические  характеристики, внешний вид), затем  образ персонала образовательного учреждения (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и т.д.), кроме этого, уделяется внимание представлению социального окружения о качестве образования, стиле школы, уровне комфортности школьной среды, цене образовательных услуг и внешней атрибутике. 

С понятием имиджа тесно связана и репутация  образовательного учреждения, которая  складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации, на мой взгляд, заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа. 

Следующей задачей  дипломной работы было изучение механизма  формирования и способов построения имиджа образовательного учреждения. При решении данной задачи мы пришли к следующим выводам. Под формированием имиджа образовательного учреждения понимается процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.  

Мы отметили также то, что практически все  исследователи, пишущие о создании имиджа образовательного учреждения, главными структурными компонентами его  считают имидж руководителя и  имидж педагогического коллектива. Конечным результатом, т.е., целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. А конкурентоспособность достигается сформированным отношением. Если то отношение, которое имеется у желаемых союзников, полностью устраивает, - можно считать, что цели достигнуты. 

В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего  учреждения, оценки перспективности  его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, степени своевременности методического продукта и креативности методической работы в школе. 

Следующей задачей  было рассмотрение особенностей формирования имиджа образовательного учреждения в  области культуры. Нами было отмечено, что то, что применимо к формированию имиджа образовательных учреждений вообще, до последнего времени не переносилось на сферу образовательной деятельности учреждений в области культуры. Но в последнее время необходимость определения уровня образовательной деятельности различных учреждений в области культуры вывело на первый план такие проблемы, как определение объективных критериев определения уровня деятельности и состояние имиджа образовательных учреждений в области культуры. 

Следующей задачей  был анализ существующего имиджа предмета исследования. Мы пришли к выводу, что деятельность Центральной музыкальной школы им. А.Н. Скрябина города Дзержинска, Нижегородской области можно рассматривать в качестве примера успешного опыта по формированию имиджа образовательного учреждения в области культуры. 

На сегодняшний  день для формирования положительного имиджа музыкальной школы уже  сделано достаточно много. Целевой  аудиторией для подачи имиджа являются педагоги и сотрудники музыкальной  школы, учащиеся музыкальной школы  и их родители, общественное мнение, партнеры и спонсоры (заинтересованные в сотрудничестве со школой), средства массовой информации. 

На начальном  этапе формирования имиджа было проведено  выявление степени значимости атрибутов (образовательных запросов) для детей и их родителей.  

Технология продвижения  имиджа осуществляется параллельно  на следующих трех уровнях: 

Школой организуются различные мероприятия. Целью проведения таких мероприятий является формирование позитивного отношения к музыкальной  школе, они направлены как на внутренние, так и на внешние целевые аудитории. На данном уровне осуществляется позиционирование музыкального образования целевому сегменту с помощью маркетинговых коммуникаций: паблисити (создание пресс-релизов), PR акций (создание слайд - презентаций, сайта в Интернете), специальных акций. 

Участие в совместно  организованных мероприятиях с заинтересованными  партнерами. Целью мероприятий данного  уровня является продвижение положительного имиджа образовательного учреждения посредством  маркетинговых действий. Данные действия направлены на внешние целевые аудитории и осуществляются с целью удовлетворения интереса к музыкальной школе и ее образовательным услугам путем передачи имеющейся информации через различные каналы на бесплатной основе. Результатом такого косвенного стимулирования потребностей в образовательных услугах должно явиться создание благоприятного общественного мнения через СМИ (радио, телевидение, печать). Определяется уровень СМИ, которые привлекаются для ведения паблисити - районный и городской масштаб.  

Участие в мероприятиях, организованных сторонними организациями. Целью участия в мероприятиях такого уровня является продвижение  позитивного имиджа через различные  виды коммуникаций. Участвуя в мероприятиях на этом уровне, музыкальная школа должна заявить о степени значимости своих атрибутов, отслеживать мониторинг рынка образовательных услуг, разработать перспективный перечень музыкальных образовательных услуг с учетом атрибутов, значимых не только для своего сегмента рынка, но и для расширения этого сегмента. 

Следующей задачей  была разработка практических рекомендаций по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа музыкальной  школы.  

Таким образом, гипотеза о том, что формирование положительного имиджа образовательного учреждения в области культуры, является необходимым условием поддержания конкуренции и увеличения числа учащихся в результате проделанной работы нашла полное подтверждение.

Литература

1. Аликперов  И. Формирование имиджа образовательного  учреждения: западный и российский варианты [Электронный ресурс] // Международные отношения в развитии социально-экономических процессов в странах СНГ : материалы междунар. науч.-практ. конф. 14-15 июня 2001 г. Омск. - Омск, 2001. - URL: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/53.htm (12.01.07).

2. Алешина И.В.  Паблик Рилейшнз для менеджеров  и маркетеров. - М., 1997.

3. Блажнов Е.А.  Паблик рилейшенз. М., 1994.

4. Богданов Е.  Н., Зазыкин В. Г. Психологические  основы «Паблик рилейшнз». - М., 2003.

5. Богоявленский  А.Е. Понятия «имидж», «репутация» и «образ» в контексте «Критики чистого разума» И. Канта // Акценты. Новое в массовой коммуникации. - Воронеж, 2004. - № 5-6.

6. Варданян М.А.  Имидж педагога с позиции сбережения  здоровья субъектов образовательного  процесса//PR в образовании.-2006.-№3.-С.56-74.

7. Вифлеемский,  А. PR - технология в образовании  / А.Вифлеемский // Управление школой.-2003.-№22.-С.6.

8. Журавлев Д.В.  Имидж как специфическое единство  типичных признаков, управляющих  индивидуальным, групповым и массовым  сознанием // PR в образовании.-2004.-№2.

9. Золотовская  Л.А. Особенности профессионального  имиджа педагога: социально-психологический  аспект//PR в образовании.-2005.-№3.-С.

10. Зуева Е.И.Подходы  к формированию имиджа образовательного  учреждения [Электронный ресурс]// Сб. статей к четвертой международной научно-теоретической конференции «Образование и наука в третьем тысячелетии»/ Алтайский экономико-юридический институт.- http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2002/zueva.html (25.04.2002).

11. Имидж организации  // Директор. Журнал для руководителей. 1995. № 3.

12. Имидж корпорации//Имиджелогия.  Как нравиться людям /Авт.-сост. В.М.Шепель.-М.: Народное образование,2002.

13. Казаченко  И.П. Позиционирование и имидж  - технологии в практической деятельности  учителя//PR в образовании.-2006.-№3.-С.79-83.

14. Карпов Е.Б.  Имидж в образовании // PR в образовании. - 2003. - № 6. - С. 40-50. 

15. Карпов Е.Б., Ардышева Е.А.Трудоустройство выпускников  и имидж учебного заведения//PR в образовании.- 2006.-№3.-С.75-78. 

16. Ковтунова  О.М., Ларионова И.А. Имидж социальных институтов как виртуальная реальность//PR в образовании.-2006.-№4.-С.36-38. 

17. Комлев Н.Г.  Иностранные слова и выражения. - М., 1997.  

18. Леонтьев Д.А.  От образа к имиджу: психосемантический  брэндинг // Реклама и жизнь. - 2000. - № 1.  

19. Лукашенко,  М. Маркетинг и PR в учебном  заведении / М.Лукашенко // Высшее  образование в России.-2002.-№4.-С.32-40. 

20. Лазаренко  И.Р. Формирование имиджа образовательного  учреждения как управленческое  новшество [Электронный ресурс] // Педагог. - 2000. - № 9. - URL: http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_9/stat8.html (12.01.07). 

21. Лизинский  В.М.Имидж и миссия школы как  ресурс ее развития //Ресурсный  подход в управлении развитием  школы. - М.: Центр «Педагогический  поиск»,2006.-С.106-108. 

22. Моисеев А.  Миссия организации: что это  значит?//Лидер образования.-2004.-№5.-С.43. 

23. Метаева В.  Имидж первого лица школы: внешность,  одухотворенная внутренней красотой//Директор  школы.-2005.-№9.-С.41-45. 

24. Раковских  В.Л. Телевизионный имидж образовательного  учреждения // PR в образовании. - 2003. - № 6. - С. 86-88. 

25. Паутов В.  Не каждый директор желает знать…или Зачем администратору определять миссию школы//Лидер образования.-2004.-№5.-С.44-47. 

26. Паблик рилейшнз  для профессионалов/ Г.Г. Почепцов. - 2-е изд., испр.. - М.: Рефл-бук: Ваклер, 2000, 2001. - 624 с.  

27. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук:Ваклер, 2001. - 651 с.  

28. Панасюк А.Ю.  Имидж: определение центрального  понятия имиджелогии//PR в образовании.-2004.-№2. 

29. Перелыгина  Е.Б. Механизмы функционирования  имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. - М., 2003. 

30. Пискунов М.С.  Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования//Стандарты  и мониторинг в образовании.-1999.-№5. 

31. Петрова Е.А.  Имиджелогия: проблемное поле  и направления исследования // PR в  образовании. - 2004. - № 1.  

32. Почепцов Г.Г.  Профессия: имиджмейкер. Киев, 1988. 

Информация о работе Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры