Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 10:28, дипломная работа
Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации деятельности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры 7
1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения 7
1.2. Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения 13
1.3. Особенности формирования и критерии оценки имиджа образовательного учреждения в области культуры 22
Выводы 26
Глава 2. Особенности формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры на примере Центральной музыкальной школы им. А.Н.Скрябина города Дзержинска 28
2.1. Общая характеристика Центральной музыкальной школы 28
2.1. Анализ существующего имиджа музыкальной школы 35
Выводы 41
Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа Центральной музыкальной школы им. А.Н. Скрябина города Дзержинска 43
3.1. Способы привлечения учащихся в музыкальную школу 43
3.2. Практические рекомендации по развитию имиджа музыкальной школы 49
Выводы 54
Заключение 56
Литература 62
Приложения 66
Школа является
центром музыкального образования
и культурной жизни Дзержинска. В
концертном зале им. А.Н. Скрябина проходят
концерты музыкантов, составляющих славу
русской и мировой музыки.
Положительный
имидж школы, ее привлекательность
в глазах учащихся и их родителей
объясняется стремлением (и возможностью)
школы учесть интересы разных групп
учащихся как в плане получения основного
и дополнительного образования, так и
в плане развития личности. В музыкальной
школе действуют:
Хор старших классов - (руководитель Егоров И.А., концертмейстер Гусев В.О.) постоянный участник городских праздников, Пасхальных и Рождественских фестивалей, фестиваля «Наши дети». Четыре раза хор становился лауреатом областного конкурса в Нижнем Новгороде.
В хоре 70 человек.
В репертуаре классические
произведения, обработки русских
народных песен, произведения современных
композиторов.
Ансамбль скрипачей
«Светлячок» - (руководитель - Шоломицкая
И.И., концертмейстер - Гришина О.В.)
Неоднократный
лауреат областных и зональных
конкурсов. Дважды лауреат и дипломант
открытого областного конкурса в
г. Владимир «Весенние скрипки», семикратный
дипломант фестиваля «Наши дети». Ансамбль
постоянный участник городских мероприятий,
благотворительных акций, декад культуры,
встреч в гостиной библиотеки им. Пушкина,
открытий выставок краеведческого музея,
встреч в больницах, школах.
В коллективе 2 группы
- старшая и младшая.
Оркестр русских
народных инструментов - (руководитель
Пронина .И.) дважды лауреат областного
конкурса (3 место) г. Нижний Новгород. Лауреат
всех зональных конкурсов в г.
Дзержинск (1 место). Оркестр много выступает,
постоянно пополняет свой репертуар.
Ансамбль русских
народных инструментов - (руководитель
Пронина Н.И.) лауреат областных
и зональных конкурсов.
Гран-при Международного
фольклорного конкурса к 850-летию Москвы.
(г. Москва). Дипломант джазовых фестивалей
«Пусть всегда будет джаз» (1998г.), «Swing Up»
(2001г.) Коллектив является постоянным участником
всех городских мероприятий, праздников,
выступает перед разной аудиторией.
Ансамбль «Swing
Up» создан в 1996 году. Состав ансамбля
постоянно меняется, это связанно с окончанием
школы одних учащихся и приходом новых.
Начиная со дня своего образования коллектив,
сразу завоевал зрительские симпатии
Дзержинского слушателя. Практически
с самого начала участники ансамбля стали
принимать участие на областных, всероссийских
и международных конкурсах и фестивалях.
Вокально-эстрадная
школа «Шанс» - руководитель Курганова
Н.Н., педагог по вокалу и сценодвижению
Курганова Е.С.
14 лет существует
этот коллектив, сначала как
эстрадная студия, а в настоящее
время это эстрадное отделение
ДМШ№1.
Возраст учащихся
(а их более 30 человек) разный - от 4 до
20 лет.
В коллективе 4 возрастные
группы: подготовительная, младший
ансамбль, старший ансамбль, а также
выпускники - шоу-группа «Шанс», которые
не желают расставаться с любимым
занятием, постоянно повышают свое
профессиональное мастерство, являются
постоянными участниками крупных городских
и областных праздников.
Солисты и ансамбль
«Шанс» являются неоднократными победителями
многих конкурсов и фестивалей. Они
лауреаты и дипломанты всероссийских
и международных конкурсов.
Учащиеся школы
входят в межрегиональную общественную
детскую организацию «Созвездие» г. Санкт-Петербург
(председатель правления - заслуженный
деятель культуры, композитор, директор
российских и международных конкурсов
С.В.Савенков).
В репертуаре коллектива
много песен Дзержинских авторов, а также
композиторов-песенников из разных городов
России. Яркие костюмы и интересные сценические
постановки.
В школу принимаются
дети 5-10 лет. В нулевой (подготовительный)
класс - 5-6 лет.
Прием ведется
по специальностям: фортепиано, скрипка,
виолончель, домра, балалайка, баян, аккордеон,
гитара, духовые и ударные инструменты,
эстрадный и классический вокал.
В рамках предмета
по выбору: музыкальные компьютерные
технологии, джазовая импровизация, композиция.
Сроки обучения
- 5 и 7 лет (по выбору).
Плата за обучение
- 200 рублей в месяц.
Отделение самоокупаемости
- для взрослых (возраст неограничен).
Прием по всем специальностям.
Плата за обучение
- 650 рублей в месяц.
Приемное тестирование
проводится в мае.
Дополнительный
набор в сентябре.
В 2007 году школе
исполнилось семьдесят лет. Это
солидная дата, за эти годы она воспитала
не одно поколение талантливых
2.1. Анализ существующего имиджа музыкальной школы
Имидж вообще во многом зависит от того, какие ценности пропагандируются в обществе в определенный период времени. В условиях быстро меняющегося и развивающегося общества, его потребностей важным показателем в пользу формирования благоприятного имиджа музыкальной школы будет служить степень соответствия ее миссии, целей и задач требованиям общества. Так на сегодняшний день особую ценность представляет образование, декларируемое как часть общенациональной культуры, способствующее формированию целостной социальной личности, готовой жить и работать в демократическом обществе. В этом планена сегодняшний день для формирования положительного имиджа музыкальной школы уже сделано достаточно много. Забота о высокой репутации школы, формирование ее традиций, создание привлекательного образа педагога - это и есть работа над имиджем.
Начало осознанной работы по формированию положительного имиджа имело целью обосновать и сознательно выстроить свой процесс музыкального образования с учетом наиболее значимых для родителей и детей атрибутов (образовательных запросов) и поддерживать устойчивое качество образования. Создать индивидуальность через разработку имиджа. Обеспечить устойчивое положение в целевом сегменте рынка образовательных услуг, сформировать необходимые коммуникации. Представить учащимся и их родителям собственную систему ценностей.
Для этого школа вначале определилась с базовой идеей. Ее можно назвать также «концепцией», «миссией», «изюминкой» и т.д. То есть, прежде чем определяться с целевой аудиторией, руководство задавало себе вопрос: а кто мы? В чем наша особенность? Процесс «согласования ценностей» и поиска «своего лица» занял много времени, но оно того стоит. Итогом этого этапа стало четкое понимание того, каковы сильные и слабые стороны школы. Дальнейшая стратегия была проста: сильные стороны актуализировались и популяризировались, с проблемами работали. После того как специфика школы была определена, началась работа с целевой аудиторией.
Целевой аудиторией для подачи имиджа являются педагоги и сотрудники музыкальной школы, учащиеся музыкальной школы и их родители, общественное мнение, партнеры и спонсоры (заинтересованные в сотрудничестве со школой), средства массовой информации.
На начальном этапе формирования имиджа путем проведения различных опросов и анкетирования было проведено выявление степени значимости атрибутов (образовательных запросов) для детей и их родителей. Для сбора первичной социологической информации применяется метод анкетного опроса. Респондентам раздавалась анкета - опросный лист составленная по определенной программе. Анкетирование как техническое средство многих подобного рода исследований часто применяется при изучении мнения той или иной социальной группы по тому или иному поводу. В результате было выявлено, что наиболее значимыми (в порядке убывания) для родителей являются следующие: инновационные, авторские программы обучения; высокий уровень профессиональной квалификации; наличие материально-технической базы для обучения игре на музыкальных инструментах; географическое положение (лесопарковая зона, отдаленность от транспортных магистралей и промышленных предприятий); гигиенические условия групповых и учебных помещений.
Таким образом, было определено, что музыкальная школа обладает сильными внутренними потенциалами: квалифицированные педагогические кадры, обеспеченность материально-технической и инструментальной базой.
После изучения
путем проведения SWOT - анализа[ SWOT - это
акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости),
Opportunities (благоприятные возможности) и
Тhreats (угрозы). Проведение этого анализа
позволяет ответить на вопросы: какие
угрозы должны наиболее беспокоить и какие
стратегические действия предпринять
для защиты? Являются ли слабости уязвимыми
местами в конкуренции и/или они не дают
возможности использовать определенные
благоприятные обстоятельства? Какие
слабости требуют корректировки, исходя
из стратегических соображений? Какие
благоприятные обстоятельства дают реальные
шансы на успех? ] положения музыкальной
школы на рынке музыкальных образовательных
услуг были выявлены и некоторые конкурентные
преимущества музыкальной школы, к ним
относятся:
- набор таких
профессиональных предметов,
- обязательная
учебная программа и
- при высоком профессиональном уровне выход на музыкальные конкурсы и фестивали.
- нахождение
в профессиональной среде,
- возможен вариант
выдачи в пользование
Кроме этого, музыкальная школа обладает и сильными возможностями в позиционировании музыкального образования не только в масштабах своего города, но и в больших масштабах.
Каждый директор любого образовательного учреждения в области культуры и его педагогический коллектив мечтают, чтобы на их учреждении лежала печать яркой индивидуальности, чтобы оно выделялась среди прочих, вызывало желание устроиться на работу или учиться именно в нем. Поэтому одна из самых сложных задач в работе по формированию имиджа музыкальной школы состоит в создании системы обеспечения реализации составляющих имиджа. Мы можем выделить две основные группы способов, предполагающие определение основных направлений деятельности, актуальных для школы, и в их рамках набор методов, приемов и технологий которые используются школой. К первой группе способов относятся:
- участие в
специализированных
- проведение PR -
мероприятий - организация дней
открытых дверей, презентаций, работа
по профориентации, популяризация
деятельности музыкальной
- рекламирование - использование разного рода рекламных средств для актуализации желаемого имиджа музыкальной школы для этого выпускаются рекламные листовки, буклеты, информация о самых важных и значимых событиях в деятельности школы находит свое освещение на радио, телевидении, на страницах Интернет, посвященных новостям культурной жизни Дзержинска и Нижнего Новгорода, используется наружная реклама и др.
Кроме того, для
поддержания благоприятного имиджа
школа использует ряд организационно-
- создание фонда развития имиджа, предполагающего бюджетное и внебюджетное финансирование;
- определение
структуры продвижения имиджа
и системы ее функционирования,
включающее создание
- формирование
системы стимулов создания
Положительный имидж можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. В связи с этим технология продвижения имиджа осуществляется параллельно на следующих трех уровнях:
- Школой организуются различные мероприятия.
В апреле - мае прошлого года состоялись сразу три торжественных мероприятия, приуроченных к важным вехам в истории центральной музыкальной школы. Не успел закончиться вечер встречи с участием бывших наставников, выпускников и ныне работающего педагогического коллектива (он состоялся 19 апреля), как пришлось готовиться к традиционному отчетному концерту учащихся, запланированному на 26 апреля, а там оставался всего месяц до широкого празднования 70-летнего юбилея (29 мая).
Концерт-мистерия
«Творящий огонь духа» пройдет
в музыкальной школе 15 апреля. В
концерте примут участие лауреат
международных конкурсов и