Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 10:28, дипломная работа
Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации деятельности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры 7
1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения 7
1.2. Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения 13
1.3. Особенности формирования и критерии оценки имиджа образовательного учреждения в области культуры 22
Выводы 26
Глава 2. Особенности формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры на примере Центральной музыкальной школы им. А.Н.Скрябина города Дзержинска 28
2.1. Общая характеристика Центральной музыкальной школы 28
2.1. Анализ существующего имиджа музыкальной школы 35
Выводы 41
Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа Центральной музыкальной школы им. А.Н. Скрябина города Дзержинска 43
3.1. Способы привлечения учащихся в музыкальную школу 43
3.2. Практические рекомендации по развитию имиджа музыкальной школы 49
Выводы 54
Заключение 56
Литература 62
Приложения 66
В маркетинговой
литературе для характеристики имиджа
используются разные определения - желаемый,
реальный, традиционный, благоприятный,
позитивный, идеализированный, новый (обновленный).
Наиболее часто встречающиеся из них -
желаемый имидж, благоприятный имидж.
Упомянутые названия следует причислять
не к разряду отдельных видов имиджа, а
рассматривать как характеристики имиджа,
грани одной призмы, новое качество объекта.
Перечисленные характеристики имиджа
не исключают друг друга, не противоречат
и не отрицают друг друга, при этом имидж
может переходить из одного качества в
другое. Так желаемый имидж при определенных
усилиях со стороны заинтересованной
в нем организации может стать реальным,
а традиционный имидж перейти в новое
качество или получить обновленное лицо.
Говоря об имидже,
необходимо иметь ввиду, что у
него всегда есть две стороны - одну
определяет отношение к нему внешних
аудиторий, которым собственно адресован
данный имидж, и другая - данный имидж в
представлении самого носителя имиджа,
а именно учебного заведения. Из сказанного
логично следует два вывода. Первый вывод,
если мнения сторон совпадают - эффект
(общественный и коммерческий) получается
положительным, если существует диссонанс
между мнениями желаемый результат не
достигается. Вывод второй, профессиональный
подход к формированию желаемого имиджа
учебным заведением должен строится на
полномасштабном и всестороннем изучении
аудитории, которой данный имидж адресован.
С понятием имиджа
тесно связана и репутация
образовательного учреждения, которая
складывается из нескольких составляющих
и которая удерживается в массовом
сознании долгие годы. Отличие имиджа
от репутации, на мой взгляд, заключается
именно в том, что репутация является
итогом построения имиджа.
Будет ли кто-нибудь
спорить с тем, что качество имиджа
- это не только психологический
аванс, но и вполне внятные материальные
инвестиции, которые школа может
(не)получить в перспективе? Видимо,
нет.
Можно выделить
постоянные и переменные слагаемые позитивного
имиджа образовательного учреждения.
К числу постоянных
имиджа относятся:
- четкое определение
педагогическим коллективом
- оптимистичный
настрой и доброжелательный микроклимат
в учительском и детском коллективах;
- педагогическая,
социальная и управленческая
компетентность сотрудников;
- сформированный
образ руководителя-
-эффективная
организационная культура
- качество образовательных
услуг;
- наличие и
функционирование детских
- связи образовательного
учреждения с различными
- уклад образовательного
учреждения в развитие образовательной
подготовки учащихся, их воспитанности,
психических функций, творческих способностей,
формирование здорового образа жизни;
- забота администрации
об оказании своевременной
- наличие яркой
внешней символики.
К числу переменных
имиджа можно отнести:
- содержание
миссии и приоритеты образовательного
учреждения;
- виды образовательных
услуг;
- материальную
базу образовательного
Следовательно,
при работе над созданием устойчивого
позитивного имиджа образовательного
учреждения необходимо первостепенное
значение придавать, прежде всего, неизменным
и постоянным компонентам. На наш взгляд,
с позиции управления образовательным
учреждением выявленные составляющие
условно можно сгруппировать в следующие
блоки:
- комфортность
среды образовательного
- качество образовательных
услуг (вклад учебного
- позитивно воспринимаемый
стиль образовательного учреждения (эффективная
организационная культура школы; наличие
и функционирование детских общественных
организаций и т.д.);
- позитивный
образ руководителя и
- яркая внешняя
атрибутика (наличие внешней символики,
ритуалов и пр.).
Имидж всегда направлен
на стимулирование положительных эмоций
и их проецирование, на те услуги, которые
оказывает образовательное
1.2. Механизмы
формирования и способы
Под формированием имиджа образовательного учреждения мы понимаем процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.
Так, в статье
Е.И.Зуевой выделяются следующие основные
этапы формирования имиджа[ Зуева
Е.И.Подходы к формированию имиджа
образовательного учреждения [Электронный
ресурс]// Сб. статей к четвертой международной
научно-теоретической
-анализ внешней
среды; выделение целевой
-анализ внутренних ресурсов; определение задач и их классификация (содержательные, организационно-результативные и т.д.);
-мотивация участников проекта;
-ролевое распределение;
-выявление соотношения между составляющими имиджа: научный, образовательный, общественный, имидж на рынке труда и т.д.;
-определение принципов формирования имиджа;
-разработка
технологии формирования
-анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом.
Имидж образовательного учреждения как положительный образ может быть сформирован лишь в случае предоставления качественных услуг. Но это условие, являясь необходимым, не является достаточным.
Технология формирования
имиджа должна включать организацию
продвижения информации (формы, каналы,
периодичность, дозировку), систему
обратной связи (диагностика промежуточных
результатов, корректировка, прогностическая
оценка).
Свой взгляд
на формирование имиджа образовательного
учреждения излагает также И. Аликперов,
предлагая сравнительную
Стоит отметить
также то, что практически все
исследователи, пишущие о создании
имиджа образовательного учреждения,
главными структурными компонентами его
считают имидж руководителя и
имидж педагогического коллектива.
Каков же механизм
формирования имиджа и каковы способы
его построения. Именно тот имидж,
который складывается в глазах общественности
об образовательном учреждении и
его руководителе, существенно влияет
и на приток родителей, и на получение
высоких наград, и на развитие социального
партнерства.
Таким образом,
конечным результатом, т.е., целью формирования
имиджа, является повышение
Механизм достижения
здесь выглядит так: имидж влияет
на развитие социальных связей, которые
становятся ресурсом для получения инвестиций.
Образовательное учреждение, обладающее
большим количеством ресурсов, становится
более конкурентоспособным и повышает
свою привлекательность. Его имидж становится
все более позитивным.
Но поскольку
проблема формирования имиджа образовательного
учреждения - явление достаточно новое,
то логичнее будет рассмотреть особенности
процесса формирования имиджа в соответствии
с этапами работы над его созданием.
Анализ нескольких
технологий формирования имиджа, разработанных
различными авторами, дает основание считать,
что алгоритм создания имиджа образовательного
учреждения может включать:
- выявление у
социальных групп,
- выявление актуальных
предпочтений и ожиданий аудитории;
- конструирование
имиджа образовательного
- непосредственное
формирование имиджа
- контроль промежуточных
результатов, корректировку;
- мониторинг
сформированного имиджа
Мы предлагаем
выделить три этапа формирования
и подтверждения имиджа образовательного
учреждения (внутреннего и внешнего).
- Начало целенаправленной
работы по формированию имиджа образовательного
учреждения.
Внутренний имидж
на данном этапе только формируется
(или корректируется). Основные задачи,
которые нужно решать в это
время внутри (в аспекте создания
имиджа, естественно):
- выработка педагогическим
коллективом совместного видения перспектив,
определение и формулировка миссии образовательного
учреждения, срочных и перспективных целей,
составление планов деятельности;
- анализ сложившейся
культуры с ее системой
- выявление ожиданий
основных учащихся и их
- разработка
общего стиля (внешних
Внешний имидж,
в это же время, требует следующих
действий:
- разработка (или
корректировка) визуальных и
- рекламная продукция,
делает упор на уникальность предлагаемых
услуг, подчеркивает их качественность.