Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 10:28, дипломная работа
Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации деятельности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры 7
1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения 7
1.2. Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения 13
1.3. Особенности формирования и критерии оценки имиджа образовательного учреждения в области культуры 22
Выводы 26
Глава 2. Особенности формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры на примере Центральной музыкальной школы им. А.Н.Скрябина города Дзержинска 28
2.1. Общая характеристика Центральной музыкальной школы 28
2.1. Анализ существующего имиджа музыкальной школы 35
Выводы 41
Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа Центральной музыкальной школы им. А.Н. Скрябина города Дзержинска 43
3.1. Способы привлечения учащихся в музыкальную школу 43
3.2. Практические рекомендации по развитию имиджа музыкальной школы 49
Выводы 54
Заключение 56
Литература 62
Приложения 66
Целью проведения таких мероприятий является формирование позитивного отношения к музыкальной школе, они направлены как на внутренние, так и на внешние целевые аудитории. На данном уровне осуществляется позиционирование музыкального образования целевому сегменту с помощью маркетинговых коммуникаций: паблисити (создание пресс-релизов), PR акций (создание слайд - презентаций, сайта в Интернете), специальных акций.
- Школа участвует
в совместно организованных
На сцене концертного зала им. А.Н. Скрябина, одного из лучших залов России, выступают выдающиеся музыканты: Денис Шаповалов, Даниил Крамер, Эмиль Ровнер, Александр Гиндин, Валерий Старынин и многие другие. В свое время сюда приезжали Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Игорь Ойстрах. Здесь проходят детские абонементные концерты симфонического оркестра Нижегородской Государственной академической филармонии, муниципального камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода», Государственного Нижегородского русского народного оркестра.
В зале проходят
репетиции хора и оркестра школы,
академические зачеты, отчетные концерты,
Рождественские и Пасхальные фестивали,
ежегодный фестиваль «Наши
В марте этого года музыкальной школе состоялся концерт барочной музыки. Новую программу, включающую две российские премьеры, зрителям представили Александр Листратов (виолончель), Михаил Полунов (труба), Александр Сидоров (гитара) и камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода».
Целью мероприятий данного уровня является продвижение положительного имиджа образовательного учреждения посредством маркетинговых действий. Данные действия направлены на внешние целевые аудитории и осуществляются с целью удовлетворения интереса к музыкальной школе и ее образовательным услугам путем передачи имеющейся информации через различные каналы на бесплатной основе. Результатом такого косвенного стимулирования потребностей в образовательных услугах должно явиться создание благоприятного общественного мнения через СМИ (радио, телевидение, печать). Определяется уровень СМИ, которые привлекаются для ведения паблисити - районный и городской масштаб.
- Школа участвует в мероприятиях, организованных сторонними организациями.
Например, школа тесно сотрудничает с ведущими музыкальными вузами страны - Московской государственной консерваторией, Центральной музыкальной школой. О тесных творческих контактах говорит и факт выступлений учеников школы в рамках проекта «Музыкальные ассамблеи» оркестра «Солисты Нижнего» в Большом концертном зале Нижегородской консерватории им.Глинки.
Целью участия в мероприятиях такого уровня является продвижение позитивного имиджа через различные виды коммуникаций. Участвуя в мероприятиях на этом уровне, музыкальная школа должна заявить о степени значимости своих атрибутов, отслеживать мониторинг рынка образовательных услуг, разработать перспективный перечень музыкальных образовательных услуг с учетом атрибутов, значимых не только для своего сегмента рынка, но и для расширения этого сегмента.
Выводы
Подводя итог второй главе можно сделать следующие выводы:
- деятельность
Центральной музыкальной школы
им. А.Н. Скрябина города
- музыкальная школа им. А.Н. Скрябина обладает сильными внутренними потенциалами: квалифицированные педагогические кадры, обеспеченность материально-технической и инструментальной базой, имеет конкурентные преимущества и обладает и сильными возможностями в позиционировании музыкального образования не только в масштабах своего города, но и в больших масштабах.
- целенаправленно созданный имидж музыкальной школы им. А.Н. Скрябина представляет собой совокупность и систему составляющих, которые могут выстраиваться в рейтинговом ряду в зависимости от специфики школы и целей ее деятельности. К числу основных таких составляющих можно отнести - общую известность и репутацию, скорость реагирования на изменения запросов учащихся, инновационный потенциал и его реализацию, престиж образовательных программ, рекламную политику, уровень развития и характер внешних связей, финансовую обеспеченность (устойчивость), конкурентный статус. Каждая из составляющих имеет свои критерии и показатели. Так, последний пункт перечня может служить показателем конкурентноспособности музыкальной школы по процентному показателю поступающих в музыкальные школы города, количеству медалистов, наличия конкурса и др. Важным аргументом конкрентноспособности является и наличие у нее благоприятного мнения родителей и детей, коллег, государственных органов.
- положительный
имидж музыкальной школы им. А.Н.
Скрябина можно рассматривать
как дополнительный ресурс
Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа Центральной музыкальной школы им. А.Н. Скрябина города Дзержинска
3.1. Способы привлечения учащихся в музыкальную школу
В профессиональной литературе авторы, характеризуя имидж, используют разные определения - желаемый, реальный, традиционный, благоприятный, позитивный, идеализированный, новый (обновленный). Наиболее часто встречающиеся штампы - желаемый имидж и благоприятный имидж. Упомянутые категории не следует, на мой взгляд, причислять к разряду отдельных видов имиджа, а следует рассматривать как свойства имиджа, грани одной призмы, новое качество объекта. Перечисленные характеристики имиджа не исключают друг друга, не противоречат и не отрицают друг друга, при этом имидж может переходить из одного качества в другое. Так желаемый имидж при определенных усилиях со стороны заинтересованной в нем организации может стать реальным, а традиционный имидж перейти в новое качество или получить обновленное лицо. При этом у музыкальной школы может существовать одновременно несколько имиджей, которые актуализируются в зависимости от целей, которые преследует в данный момент школа.
Имидж подчинен решению вполне конкретных практических задач, например, адаптации к тем или иным условиям, защиты. Он помогает решать вполне конкретные задачи, притом на протяжении более-менее долгого времени. Поэтому функциональность имиджа музыкальной школы им. А.Н. Скрябина напрямую связана с процессами его поддержания, иногда требующими значительных усилий. Что же нужно сделать, чтобы поддержать и укрепить существующий имидж. Для этого можно разработать ряд рекомендаций, которые могут помочь. Их можно разделить на два направления.
1.Улучшение взаимодействия
с общеобразовательными
Можно заметить, что в некоторых школах концертов исполнителей на балалайке и домре не бывает по многу лет. Откуда же дети узнают, что есть такой инструмент и захотят учиться играть на нем? Но и регулярных концертов мало, нужен еще талантливый педагог-энтузиаст, к которому потянутся ребята. Понятно, что в рамках нынешнего финансирования не предусмотрено статьи расходов на профориентационную деятельность, но серьезность реального положения ставит на повестку дня вопрос о налаживании системной концертной и пропагандистской работы в музыкальных школах. Думается, что хотя бы раз в год в школах должны звучать музыкальные инструменты. Многие педагоги интуитивно чувствуют потребность такого взаимодействия с коллегами. Именно потому столь популярны различные исполнительские конкурсы. Участие в них позволяет педагогам обмениваться опытом, быть в курсе современных педагогических тенденций, повышать свое педагогическое мастерство. Очень важно находить возможности для содействия участию в конкурсах учащихся и преподавателей.
2. Второе направление работы связано с системой мер по пропаганде исполнительства и расширению социальной базы исполнительства на музыкальных инструментах.
Решить вопрос о государственной поддержке и пропаганде исполнительства в центральных электронных СМИ не представляется возможным. Однако, опыт концертной деятельности и работы в жюри конкурсов позволяет с уверенностью говорить о кардинальном отличии ситуации на местах.
Во-первых, многие руководители регионов значительно острее федеральных чиновников ощущают надвигающийся культурный кризис, а потому прилагают значительные усилия для развития культуры в регионах.
Во-вторых, средства массовой информации на местах проявляют высокий интерес к культурным событиям.
Представляется важным налаживание системного взаимодействия с местными средствами массовой информации, создание различных информационных поводов для пропаганды исполнительства на музыкальных инструментах. Вакуум, искусственно созданный в освещении культурной жизни страны центральными средствами массовой информации, необходимо заполнять в местных средствах массовой информации.
Организация просветительских мероприятий в сфере влияния музыкальных школ всегда считалась важным направлением в работе. На сегодняшний день необходимость подобной работы только увеличилась. Расширению социальной базы исполнительства на инструментах могут способствовать любые мероприятия, особенно если они становятся открытыми и выходят за границы учебного заведения. Опыт работы многих школ доказывает высокую эффективность в пропаганде исполнительства, когда преподаватели и учащиеся участвуют в общегородских мероприятиях.
Одним из механизмов модернизации музыкального образования, а значит изменения его социального имиджа, является, с одной стороны, интеграция с ресурсами новых информационных технологий и, с другой стороны, выработка инновационных методов обучения на пересечении этих двух отраслей. Необходимо признать, что учитывая все большее влияние современных технологий на формирование информационной среды, внедрение компьютерных технологий в школах значительно возрастает роль Интернета в пропаганде музыкального образования. Современные учащиеся школ являются одними из самых активных его пользователей. Поэтому представляется необходимым создание и продвижение в Интернете сайтов школ для того, чтобы эффективно представлять свои образовательные программы и проекты. Дизайн и стиль этих сайтов могут быть не просто официальными, а ориентированными на современные тенденции в разработке Интернет-ресурсов.
Однако повсеместное развитие данных направлений замедляется следующими реалиями музыкального социума:
- в противоположность
системе общего образования,
- сложившаяся
ситуации связана с
- низкий уровень
компьютерной оснащенности
Кроме того, в
представлении большинства
Сформировавшиеся
стереотипы не соответствуют современному
уровню информационного прогресса в обществе.
Множество открывающихся технических
возможностей смогут обогатить деятельную
практику не только педагога, но и ученика,
вовлекая их в процесс взаимного сотворчества.
Объединение музыкальной
и компьютерной отраслей поможет наиболее
эффективно осуществлять возложенные
на музыкальное образование обязанности,
воспитывая не только креативные способности
учащегося при помощи музыкальных дисциплин,
но и актуальные в современном обществе
стратегическое мышление, нестандартный
подход, инновационность и мобильность.
Не менее важной
задачей является создание имиджа музыкальной
школы, как современного динамично
развивающегося учебного заведения. Важно
использовать убедительные аргументы
в пропаганде обучения в музыкальной
школе.
Например, востребованность
исполнителей на народных инструментах
в концертных организациях, коллективах
и преподавателей в учебных заведениях
очень высока. Наблюдается реальный
дефицит кадров этих специальностей
на рынке труда. Интересно собрать и проанализировать
имеющиеся вакансии рабочих мест преподавателей
и исполнителей на народных инструментах
в учебных заведений и концертных организаций.
Создание такой базы данных помогло бы
и в отстаивании наших интересов, и в пропаганде
исполнительства, и в поднятии престижа
профессии. Молодость жанра позволяет
музыкантам работать сразу во многих направлениях
исполнительства, что обеспечивает высокую
востребованность. Большие возможности
открываются на рынках Европы, Америки,
Ближнего Востока и других регионах. Это
связано с тем, что российская система
музыкального образования является одной
из самых конкурентных в мире. А обучение
на струнных народных инструментах является
вообще эксклюзивным.