Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 10:28, дипломная работа

Описание работы

Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры 7
1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения 7
1.2. Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения 13
1.3. Особенности формирования и критерии оценки имиджа образовательного учреждения в области культуры 22
Выводы 26
Глава 2. Особенности формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры на примере Центральной музыкальной школы им. А.Н.Скрябина города Дзержинска 28
2.1. Общая характеристика Центральной музыкальной школы 28
2.1. Анализ существующего имиджа музыкальной школы 35
Выводы 41
Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа Центральной музыкальной школы им. А.Н. Скрябина города Дзержинска 43
3.1. Способы привлечения учащихся в музыкальную школу 43
3.2. Практические рекомендации по развитию имиджа музыкальной школы 49
Выводы 54
Заключение 56
Литература 62
Приложения 66

Работа содержит 1 файл

Диплом- формирование имиджа муз школы.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

- в-четвертых,  устойчивый позитивный имидж  дает эффект приобретения образовательным  учреждением определенной силы, в том смысле, что создает запас  доверия ко всему происходящему  в стенах учреждения, в том  числе к инновационным процессам.  

Это делает актуальной деятельность образовательных учреждений в области культуры в области  прикладной (образовательной) имиджелогии.  

В литературе рассматриваются  различные критерии и способы  оценки эффективности имиджевых кампаний. Одни авторы отдают предпочтение математическим и экономическим способам оценки, другие указывают на преимущества коммуникационных (информационных или психологических) способов. Мы считаем, что более целесообразно оценивать коммуникативную эффективность, так как способы ее оценки наиболее доступны в условиях образовательного учреждения. 

Критерии коммуникативной (информационной) эффективности мероприятий  по созданию позитивного имиджа образовательного учреждения в области культуры: 

1. Степень осведомленности целевой аудитории- учащихся и их родителей. Измерение осведомленности может основываться на опросах общественного мнения о различных позитивных аспектах деятельности образовательного учреждения в области культуры (слышали ли.., знают ли...). Процент правильных ответов и будет мерой осведомленности. 

2. Понимание.  Восприятие желаемого образа  образовательного учреждения в  области культуры можно измерить, попросив респондентов указать  индекс их согласия или несогласия  относительно наличия у образовательного учреждения определенных качеств и свойств по следующей шкале: полностью согласны +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 не согласны 

3. Отношение.  Отношение к образовательному  учреждению в целом или к  отдельным составляющим имиджа  можно охарактеризовать как чувство «нравится/не нравится». В данном случае можно использовать аналогичную шкалу: нравится +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 не нравится 

4. Приверженность  и действие. Показателями в данном  случае являются: набор учащихся; текучесть кадров (как показатель  стабильности коллектива).  

На основании  данных результатов определяется эффективность  проведенной работы по формированию имиджа, выявляются его отрицательные  и положительные стороны, делается заключение.  

Дать оценку положительного имиджа образовательного учреждения в области культуры можно при помощи индикаторной оценки имиджа. Согласно данной методике, оценить репутацию можно при помощи индикаторов. Выделяют три группы комплексных индикаторов, которые в свою очередь состоят из ряда единичных.  

1. Первый корпоративный индикатор - внутренний имидж - является комплексным индикатором, определяет внутреннюю среду образовательного учреждения в области культуры и делится на единичные индикаторы: преданность сотрудников, моральный климат коллектива, признание всеми целей и стратегии организации, развитая система стимулирования персонала, качественные условия труда и т.п.  

2. Второй комплексный  индикатор - потребительский. Он  определяется рыночной средой  и характеризует внешний имидж  образовательного учреждения в  области культуры; наименее контролируемый, включает в себя такие индикаторы, как: общая известность и репутация, скорость реагирования на запросы потребителей, инновационность, престиж и качество образования и т.д. 

3. Следующий  важный индикатор имиджа образовательного учреждения в области культуры - партнерский, состоящий из показателей: соблюдение сроков и условий по договорным обязательствам, уровень внешних связей, конкурентный статус и т.д.  

Нами разработан примерный перечень индикаторов  имиджа для школы (см. приложение 1). 

Создание положительного имиджа образовательного учреждения в  области культуры - сложный и длительный процесс формирования прочной и  высокой репутации, привлекательности, создания ситуации успеха на всех уровнях  работы.

Выводы

Подводя итог первой главе можно сделать следующие выводы:

- под имиджем  образовательного учреждения мы  понимаем сложившийся в массовом  сознании эмоционально окрашенный  образ, определяемый соотношением  между различными сторонами его  деятельности и транслируемый  во внешнюю среду. Имидж образовательного учреждения как положительный образ может быть сформирован лишь в случае предоставления качественных услуг потребителю. Но это условие, являясь необходимым, не является достаточным.

- с понятием  имиджа тесно связана и репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации, на мой взгляд, заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.

- под формированием имиджа образовательного учреждения мы понимаем процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.

- можно выделить  следующие основные этапы формирования  имиджа: анализ внешней среды;  выделение целевой группы, к которой  будет обращен имидж; анализ  внутренних ресурсов; определение  задач и их классификация (содержательные, организационно-результативные и т.д.); мотивация участников проекта; ролевое распределение; выявление соотношения между составляющими имиджа: научный, образовательный, общественный, имидж на рынке труда и т.д.; определение принципов формирования имиджа; разработка технологии формирования каждой составляющей имиджа; анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом.

- выработанный  благоприятный имидж образовательного  учреждения может стать своеобразным  мерилом степени развития всего  учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, степени своевременности методического продукта и креативности методической работы в школе.

Глава 2. Особенности  формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры на примере Центральной музыкальной школы им. А.Н.Скрябина города Дзержинска

2.1. Общая характеристика  музыкальной школы 

В качестве примера  успешного опыта по формированию имиджа образовательного учреждения в  области культуры, рассмотрим деятельность Центральной музыкальной школы им. А.Н. Скрябина города Дзержинска, Нижегородской области.  

Школа была основана в 1937 году при доме культуры им. Я.М. Свердлова. Дом культуры выделил  две комнаты, в каждой из которых  поставили по пианино, и школа  начала свою жизнь. Уставом школы было предусмотрено: принимать в школу детей и взрослых, для детей срок обучения составлял 7 лет, а для взрослых - 4 года, всем, успешно окончившим школу, должны быть выданы свидетельства. 

С момента организации  школы в классах фортепиано и сольного пения обучались 25 человек. В дальнейшем прием расширили за счет открытия классов скрипки, виолончели и баяна. 

Первым директором школы был Павел Григорьевич  Беренков, а первыми педагогами, проработавшими в школе до ухода  на пенсию, стали: Беренков П.Г., Васильева М.В., Алексеев П.И., Пискунов С.С., Николаи В.Ф.  

Виолончелист  Николаи В.Ф.стоял у истоков  создания виолончельной школы в  г. Дзержинске. 

Школа находилась в трудных условиях: инструментов не хватало, ноты переписывались от руки. С января 1938 г. комитет по делам искусств официально признал Дзержинскую музыкальную школу и выделил средства на приобретение мебели, инструментов, учебных пособий. 

Девять раз  переезжала школа в разные помещения, совершенно не приспособленные для  занятий музыкой, но продолжала работать. Появились первые выпускники, ставшие в дальнейшем преподавателями школы: Маркитантова Р.И., Земляницын М.С., Беляков Н.С., Маркитантов М.И. и др. 

В 1941 - 1942 учебных  годах работа школы осуществлялась в условиях Великой Отечественной войны. В 1943 году школу закрыли. Директор школы Беренков П.Г. был призван в армию. Во второй половине 1944 года Областной отдел искусств вновь восстановил бюджет, и школа снова начала работать под руководством бывшего педагога школы - Веры Васильевны Дробинской. Она была очень энергичным, очень преданным музыкальному искусству человеком. С помещениями тогда было очень сложно, так как во многих школах были размещены госпитали с раненными бойцами, а в остальных школах учащиеся занимались в три смены.  

В 1945 году школу  вновь возглавляет вернувшийся  с фронта после окончания Великой  Отечественной войны П.Г. Беренков, проработавший в школе еще  десять лет, в 1955 году он ушел на заслуженный  отдых. 

С годами рос  педагогический коллектив, формировались традиции, увеличивался прием учащихся, рос творческий и профессиональный потенциал школы. 

Среди выдающихся людей, которые внесли особый вклад  в развитие музыкального образования - Кузьмичев М.М. - директор, возглавлявший  школу в течение 20 лет, при неём сложились традиции и профессиональный уровень школы, Хвиливицкая Л.А., которая, используя опыт своих коллег, организовала интересную форму внеклассной работы - клуб веселых музыкантов, Земляницын М.С., Беляков Н.С.  

Многие из выпускников  становились лауреатами областных, всероссийских и международных конкурсов, окончили музыкальные училища, консерватории и аспирантуру.  

В 1960 г. в г. Дзержинске выстроили новое трехэтажное  здание музыкальной школы, в нем 50 комнат, предназначенных для занятий  музыкой. В этом здании школа работает и сейчас. 

В 1995 г. школе  и концертному залу присвоено  имя великого русского композитора  А.Н. Скрябина. В России всего лишь два зала, носящие имя Скрябина, в Дзержинске и Пятигорске. 

Школа и сейчас поддерживает тесные связи с внучатым племянником великого композитора Александром Серафимовичем Скрябиным. 

Перечислять имена  выдающихся музыкантов, учившихся в  свое время в музыкальной школе  можно долго. И это неудивительно. Они учились у профессионалов, для которых целью образования всегда было и остается развитие личности человека. Школа дает хорошую базу, многие из выпускников поступают в музыкальные училища, оканчивают консерваторию и аспирантуру. Среди выдающихся выпускников школы: 

Агафонова Т.Ю. - заслуженный работник культуры РФ, заведующая фортепианным отделением музыкального училища г. Сочи. 

Баракин Ю.В. - лауреат  международных конкурсов в Италии, Испании, Греции. Доцент Нижегородской  государственной консерватории  им. М.И. Глинки (фортепиано). 

Бердюгин Александр - Смольный институт свободных искусств и наук г.Санкт-Петербург. Преподаватель (электронная музыка, класс фортепиано). 

Брахман Л.Г. - лауреат  международных конкурсов (концертмейстер) г. Санкт-Петербург. 

Валеев Михаил - лауреат международных джазовых конкурсов. 

Васильева Н.В. - кандидат искусствоведения, заведующая отделением теоретических дисциплин  Дзержинского музыкального училища. 

Голобородько  М.А. - кандидат искусствоведения (г. Санкт-Петербург).

Государственная хоровая капелла им. М.И. Глинки. 

Дудоладова Любовь - лауреат всероссийского конкурса вокалистов им. М.И. Глинки, преподаватель Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки. 

Карасева Г.А. - заслуженный работник культуры РФ, директор ДМШ№1 им. А.Н. Скрябина, преподаватель  по классу фортепиано. 

Кузоватов В.В. - дипломант 1-го конкурса им. С.В. Рахманинова  г. Москва, ректор факультета бакалавров (фортепиано) при музыкально-педагогическом факультете Владимирского педагогического  университета им. Лебедева-Полянского. 

Овсянников Валерий - дирижер Мариинского театра г. Санкт-Петербург. 

Тюлькова Яна - лауреат международных джазовых конкурсов - Гран-при в Париже, 1 премия в Паневежисе (Литва), выпускница Нижегородской  государственной консерватории  им. М.И. Глинки. 

Чиграков Сергей - рок-группа «Чиж&C». 

К сожалению, очень  мало говорится о значении и ценности музыкального образования. Возможно потому, что его наличие ощущается  не сразу, но человек с такими знаниями - человек другого уровня. Он образован. А образование - это интеллектуальная основа общества.  

Дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников  в развитии - это давно признанный факт, кстати, как и тот, что, играя  Моцарта, ученик развивает математические способности.  

Сегодня ограничиваться изучением классической музыки - значит просто не чувствовать ситуацию. Образование должно быть востребовано. Поэтому действует отделение эстрадного вокала, в рамках учебных планов - музыкальные компьютерные технологии, композиция, джазовая импровизация. В ближайшее время планируем открыть отделение классического вокала. Чуть позже думаем организовать джазовый фестиваль. У нас регулярно проводятся мастер - классы профессоров московской и нижегородской консерваторий.  

Информация о работе Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры