Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 10:28, дипломная работа

Описание работы

Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры 7
1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения 7
1.2. Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения 13
1.3. Особенности формирования и критерии оценки имиджа образовательного учреждения в области культуры 22
Выводы 26
Глава 2. Особенности формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры на примере Центральной музыкальной школы им. А.Н.Скрябина города Дзержинска 28
2.1. Общая характеристика Центральной музыкальной школы 28
2.1. Анализ существующего имиджа музыкальной школы 35
Выводы 41
Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа Центральной музыкальной школы им. А.Н. Скрябина города Дзержинска 43
3.1. Способы привлечения учащихся в музыкальную школу 43
3.2. Практические рекомендации по развитию имиджа музыкальной школы 49
Выводы 54
Заключение 56
Литература 62
Приложения 66

Работа содержит 1 файл

Диплом- формирование имиджа муз школы.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

На первом этапе  создания имиджа образовательного учреждения важно строго следить за соблюдением  соответствия обещаний и их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части обещанного. В соответствии с позитивной установкой должно формироваться и поведение персонала, т.к. первое впечатление от общения с сотрудниками весьма сложно (и дорого) исправить. Особое внимание необходимо уделить мелочам (это, в первую очередь, символы: рекламы и плакаты на стендах, объявления о кружках, секциях, стенды с фотографиями лучших учеников, педагогов и учеников, приказы и выговоры, праздничные стенгазеты, наличие или отсутствие в них юмора и пр.)[ Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватной теории. М.: Сентябрь, 2004.]. Ведь, по образному выражению имиджмейкера Бобби Джи, кусаются комары, а не слоны[ Бобби Джи. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. - СПб.: Питер, 2000.]. 

Активное формирование имиджа образовательного учреждения. 

Внутренний имидж  образовательного учреждения в это  время включает в себя следующее:  

- работа над  внедрением и укреплением традиций  среди сотрудников для создания корпоративного духа. Творческая модернизация и развитие фирменных знаков, гибкая система материальных и моральных поощрений, внимание к личным праздникам (дню рождения, например), совместное празднование, выделение особых праздников (день основания и т. д.) - все это позволяет сотруднику ощутить себя нужным в коллективе и, со своей стороны, стремиться соответствовать этому коллективу. Уважительное отношение к каждому гостю вполне может быть одной из приветствуемых традиций;  

- формирование системы стимулов создания благоприятного имиджа, предполагающей разработку психологических, социальных и экономических механизмов стимулирования заинтересованности членов коллектива в формировании благоприятного имиджа образовательного учреждения Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.; 

- создание общего  стиля помещений образовательного  учреждения - в соответствии с  - традициями, с особенностями ее  деятельности и финансовыми возможностями.  

Это - не настолько  дорогостоящее дело, как может показаться. Для начала достаточно соблюдать общую чистоту на всей территории. Стиль помещений должен соответствовать функциям и согласовываться с общим стилем (например, быть выдержанным в гармоничной цветовой гамме, иметь на дверях функциональные таблички, выполненные в едином стиле). При этом наличие стиля не исключает, а предполагает существование большого количества грамотных указателей. Профессор Шепель В.М. подчеркивал: «Как отсутствие визитной карточки является несоблюдением делового этикета в общении, так и примитивный, а тем более неряшливый вид офиса и служебных кабинетов наносит трудно поправимый ущерб фирменной репутации»[ Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.].  

Внешний имидж  образовательного учреждения в это же время направлен на следующее:  

- изготовление  разного рода рекламных средств  для актуализации желаемого имиджа  образовательного учреждения: рекламные  информационные материалы (листовки, буклеты, бюллетени), сувенирная  продукция;  

- использование  возможностей радио, телевидения  для пропаганды достижений образовательного  учреждения;  

- активное использование  внешней атрибутики во всех  видах имиджевой деятельности;  

- начало связей  с общественностью, проведение  РR-мероприятий: организация дней открытых дверей, презентаций, участие в специализированных выставках, ярмарках образования и т.п.;  

- организация  мероприятий (собраний, семинаров,  конференций) для аудиторий, в  которых заинтересовано учебное  заведение, курирование воспитательных и образовательных учреждений, осуществляющих воспитание и обучение будущих учащихся и т.д.;  

- создание собственного  сайта в Интернет как проекта,  в ходе которого может быть  создана рекламная площадка, где  будет формироваться благожелательный имидж учреждения в Интернет;  

- активная социальная  реклама, где демонстрируется  забота о новом поколении России  через конкретную деятельность, через создание условий для  творческого развития;  

- подчеркивание  в рекламе стабильности деятельности  школы, обеспечение достаточно регулярных и продуктивных связей с выпускниками разных лет;  

- организация  постоянной обратной связи для  анализа эффективности проводимых  мероприятий (для этого - создание  временных творческих групп педагогов  и учащихся с целью проведения маркетинговых прогнозирующих исследований.  

По сути, на данном этапе создается и отрабатывается система формирования и управления образовательного учреждения. 

Поддержка, корректировка  и обновление сформированного имиджа образовательного учреждения. 

Управление процессом  поддержки, корректировки и обновления внутреннего имидж образовательного учреждения на этом этапе предполагает:  

- стимулирование  инновационной деятельности, для  чего персонал активно задействуется  в различных курсах повышениях  квалификации, перепрофилировании, конкурсах проектов и др.;  

- создание новых  направлений деятельности, как вписывающихся  в общий стиль (и активно  подающихся именно в этом ключе), так и абсолютно новаторских  (здесь возможны два пути: подача  нового как хорошо забытого старого, связь с традициями и т. д., либо реклама именно инноваций - это то, что еще никто не делал, не предлагал, мы - первые);  

- постоянное  поддержание прямой и обратной  связи с потребителями образовательных  услуг.  

Управление внешним  имиджем образовательного учреждения на этом этапе нацелено на следующее:  

- начало рекламной  кампании инновационных проектов;  

- расширение  различных видов рекламы (использование  доступных видов наружной рекламы  и рекламы на транспорте; использование  фотографий вместе с информацией; изготовление рекламных вещей (ручки, карандаши и пр.), на которых красуется эмблема школы и т.д.), широкая пропаганда достижений, демонстрация наград и т.д.  

На каждом этапе  формируются определенные информационные материалы, предназначенные для внешнего представления. Назовем их обобщенные содержательные компоненты:  

Адрес образовательного учреждения, контактные телефоны, местоположение школы и возможность до нее  доехать общественным транспортом.  

Краткая историческая справка, раскрывающая этапы становления, развития школы, изменения ее статуса.  

Миссия учебного заведения. Выбор миссии напрямую связан с выбором типа, вида, модели образовательного учреждения. В миссии должна быть отражена специфика контингента учащихся.  

Модель выпускника учебного заведения - один из основных компонентов информационных материалов.  

Образовательная структура учебного заведения, включающая все ступени обучения (данный компонент  позволяет проследить возможности  самоопределения школьников внутри школы; особенности содержания образования - оригинальные предметы, учебные курсы, факультативы, кружки, секции), новизну образовательных услуг, предлагаемых школой, их конкурентоспособность.  

Образовательное пространство учебного заведения. Научно-практические связи школы. Этот компонент создает видение возможных путей продолжения профессионального самоопределения выпускников школы, а также демонстрирует условия развития личности школьника в процессе обучения.  

Традиции коллектива (праздники, олимпиады, конкурсы, состязания).  

Результаты, достижения в деятельности образовательного заведения (призовые места, победы на конкурсах, конференциях, олимпиадах; социальная адаптация; поступления в высшие учебные заведения).  

Перспективы развития образовательного учреждения.  

Таким образом, для того чтобы то или иное образовательное  учреждение была привлекательным, имело  свой неповторимый уже сложившийся  или складывающийся образ, скорее всего, оно должно иметь:  

- четко определенные  приоритеты, собственную философию, свое видение будущего, сформулированное в миссии школы;  

- уникальную, неповторимую, особую систему ценностей, обычаев,  традиций, стилей поведения, именуемую  школьной культурой;  

- разнообразные  и качественные образовательные  услуги;  

- оригинальную  систему воспитательной работы, включая наличие и функционирование детских и юношеских организаций, развитие творческих способностей, совершенствование психических функций и уровня воспитанности учащихся, формирование здорового образа жизни;  

- связи с учреждениями дополнительного образования, высшими учебными заведениями, различными социальными институтами и т.д.;  

- яркие, узнаваемые, своевременно обновляемые информационные  материалы, предназначенные для  внешнего представления;  

- систему целевой  подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предлагаемых образовательных услугах.  

Основными методами формирования имиджа образовательного учреждения являются: эффективные PR-мероприятия (дни открытых дверей, презентации  и выставки образовательных услуг, публикации в СМИ и т.д.); благоустройство здания и территории школы; повышение педагогической культуры коллектива и всего персонала школы. 

Сформированный  позитивный имидж образовательного учреждения позволит решить ряд задач:  

- повысить привлекательность  школы, в первую очередь, для  родителей, учащихся и персонала,  

- повысить эффективность  мероприятий по информированию  населения относительно новых образовательных услуг,  

- облегчить процесс  введения новых образовательных  услуг,  

- повысить уровень  организационной культуры,  

- способствовать  улучшению социально-психологичекого  микроклимата в коллективе.  

В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, методической работы в школе.

1.3. Особенности  формирования и критерии оценки имиджа образовательного учреждения в области культуры

То, что применимо  к формированию имиджа образовательных  учреждений вообще, до последнего времени  не переносилось на сферу образовательной  деятельности учреждений в области  культуры Но в последнее время необходимость определения уровня образовательной деятельности различных учреждений в области культуры вывело на первый план такие проблемы, как определение объективных критериев определения уровня деятельности и состояние имиджа образовательных учреждений в области культуры. 

Целенаправленно создаваемый имидж образовательных  учреждений в области культуры представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных  качеств, интегративную совокупность характеристик. 

Следует отметить, что составляющие имиджа трудно ранжировать, так как в зависимости от конкретных потребностей различных групп, обращающихся к услугам образовательных учреждений в области культуры, значимость одного и того же компонента имиджа будет варьироваться.  

Необходимость формирования имиджа образовательных  учреждений в области культуры определяется следующими причинами: 

- во-первых, сложная  демографическая ситуация (особенно  в малых северных городах) усиливает  конкуренцию среди образовательных  учреждений в области культуры одной территории в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента; 

- во-вторых, сильный  позитивный имидж облегчает доступ  образовательных учреждений в  области культуры к лучшим  ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.; 

- в-третьих, имея  сформированный позитивный имидж,  учреждение при прочих равных  условиях становится более привлекательным  для педагогов, так как предстает  способным в большей степени  обеспечить стабильность и социальную  защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие; 

Информация о работе Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры