Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 10:28, дипломная работа

Описание работы

Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры 7
1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения 7
1.2. Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения 13
1.3. Особенности формирования и критерии оценки имиджа образовательного учреждения в области культуры 22
Выводы 26
Глава 2. Особенности формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры на примере Центральной музыкальной школы им. А.Н.Скрябина города Дзержинска 28
2.1. Общая характеристика Центральной музыкальной школы 28
2.1. Анализ существующего имиджа музыкальной школы 35
Выводы 41
Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа Центральной музыкальной школы им. А.Н. Скрябина города Дзержинска 43
3.1. Способы привлечения учащихся в музыкальную школу 43
3.2. Практические рекомендации по развитию имиджа музыкальной школы 49
Выводы 54
Заключение 56
Литература 62
Приложения 66

Работа содержит 1 файл

Диплом- формирование имиджа муз школы.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

Необходимо обратить самое пристальное внимание на обучение детей-сирот. Этот контингент является серьезным резервом для пополнения рядов учащихся музыкальной школы. Опыт работы в подобных учреждениях показывает высокую эффективность обучения игре на музвкальных инструментах, безусловную социальную значимость подобной работы и высокий процент учащихся, выбравших своей профессией именно исполнительство на музыкальных инструментах.  

Наконец, необходимо способствовать реформированию программы  предмета «музыка» в общеобразовательных  школах. Содержание и формы обучения по данной дисциплине менялось много раз. Одно время главным направлением считалось хоровое пение, что было не всегда оправданно в связи с тем, что далеко не все учащиеся могут петь в хоре. Затем было предложено проводить уроки музыки по принципу «слушаем-обсуждаем», но оказалось, что пассивное восприятие музыки даже с интересными комментариями педагога не дает должного эффекта в музыкальном воспитании учеников.  

В недрах министерства образования неоднократно озвучивалась идея о том, что в российских школах необходимо вводить программы занятости учеников в течение всего дня. Эту необходимость связывают с тем, что многие родители настолько заняты на работе, что не могут заниматься детьми после школы. В связи с этим весьма правильным и полезным представляется создание в системе «полного дня» школьных оркестров или ансамблей русских народных инструментов. Это могло бы стать хорошей формой музыкального, эстетического и патриотического воспитания учеников, пропаганды национальной культуры. Думается, что музыкальным училищам жизненно важно налаживать контакт с общеобразовательными школами и, в прямом смысле слова, идти в школы, привлекая к этой работе преподавателей музыкальных школ и учащихся.

3.2. Практические  рекомендации по развитию имиджа музыкальной школы 
 

Понятие «имидж»  как и большинство категорий, может трактоваться в широком  и узком смысле. В широком смысле под имиджем понимается распространенное представление о совокупности естественных и специально сконструированных  свойств музыкальной школы, в то время как в узком под имиджем понимается сознательно сформированный образ музыкальной школы, который наделяет его дополнительными ценностями и дает возможность продуцировать те впечатления, отношения и оценки, которые необходимы самой школе. Но имидж формируется независимо от того, занимаются этим целенаправленно или нет. Лучше, если этот процесс ведется осознанно. 

При работе над  имиджем музыкальной школы им. А.Н. Скрябина как и любого другого  образовательного учреждения в сфере  культуры необходимо соблюдать определенные принципы.  

Во-первых, следует  ответить на вопросы о миссии, целях, ориентирах, приоритетных направлениях деятельности образовательного учреждения в сфере культуры.  

Во-вторых, определиться с целевой аудиторией образовательного учреждения в сфере культуры. Знание конкретных особенностей каждого целевого сегмента позволит наиболее эффективно организовать работу с ним, причем не только с точки зрения особенностей построения эффективного имиджа, но и продвижения своих образовательных услуг, выбора стиля, сувенирной продукции.  

Особое внимание следует уделить индивидуальным особенностям музыкальной школы. Если таковых нет, то, может быть, стоит  подумать над их разработкой. И хотя мы не рассматриваем музыкальную  школу им. А.Н. Скрябина как участника конкурентной борьбы, можем согласиться с тем, что однотипные учреждения в сфере культуры, расположенные в соседних районах, могут отличаться друг от друга радикально.  

Важный момент при определении индивидуальных особенностей музыкальной школы им. А.Н. Скрябина - вопрос о руководителе. В российской практике большинство образовательных учреждений в сфере культуры - учреждения лидерского типа. И очень часто директор музыкальной школы - явный лидер, его роль весьма существенна в позиционировании музыкальной школы. В этом случае стратегия построения имиджа выстраивается таким образом, что интервью дает только директор, его фотография обязательно присутствует на сайте музыкальной школы и рекламные буклеты, если таковые выпускаются, тоже с фотографией руководителя. Другой стратегии разумнее придерживаться, если образовательное учреждение в сфере культуры позиционируется как система, тогда руководитель остается в тени и весь инструментарий работает на ценности системы.  

Для поддержания устойчивого положительного имиджа музыкальной школе необходимо использовать PR - технологии. Исторически сложилось, что сфера ответственности за формирование имиджа пересекается с основной целью и объектом деятельности связей с общественностью. Существуют разные подходы к пониманию сущности связей с общественностью как сферы деятельности - это «часть маркетинговой коммуникации», «часть журналистики», «PR - реклама», «теория и практика отношений между организацией и обществом». Но главным образом, смысл деятельности PR сводится к формированию благоприятного имиджа организации и нейтрализации неблагоприятных событий и слухов. При этом, PR может использовать отдельные технологии маркетинга - исследования, рекламу, методы стимулирования интереса к организации. Специально приглашенные люди могут выполнить заказ по формированию имиджа, но нужна не акция, а постоянная работа по совершенствованию имиджа, с учетом все временных составляющих.  

На что рекомендуют  обратить внимание специалисты. Конечно, на регулярную работу по оценке деятельности музыкальной школы с точки зрения учащегося. 

Наличие собственного сайта уже давно не факультативный элемент имиджа музыкальной школы. Но не просто наличие, а доступность  сайта, удобство навигации, своевременность  обновления.  

Анализ позволит соотнести заявленные цели музыкальной  школы, его миссию, заявленный имидж  с реальностью, наметить программу  достижения желаемого результата. Проработанный  имидж - реальная выгода для любой  организации, в том числе и  экономическая.  

Имидж всегда направлен на стимулирование положительных эмоций и их проецирование, на те услуги, которые оказывает образовательное учреждение. Имидж, как правило, является средством воздействия на общественное мнение. Так как результат обучения зачастую отдален во времени и может не осознаваться самим обучающимся, то необходимо учитывать такие особенности имиджа, как универсальность и уникальность. Универсальность может выражаться, прежде всего, как в унификации научных подходов, понятий, принципов и факторов, так и в стандартизации требований, показателей качества, использовании технологий и методов обучения. Уникальность в данном случае проявляется в выборе образовательных учреждений, специализаций, востребованных на рынке труда и повышающих конкурентоспособность специалиста. 

Итак, можно предложить следующие практические рекомендации для повышения имиджа музыкального образования в целом и музыкальной  школы им. А.Н. Скрябина в частности: 

- необходимо  налаживать систему более тесного  взаимодействия обычных общеобразовательных школ с музыкальной школой, используя все имеющиеся возможности и формы, ориентируясь на то, что школы имеют определенную свободу в выборе партнеров. 

- необходимо  активное сотрудничество с местными  средствами массовой информации, используя для этого любые информационные поводы, для пропаганды музыкального образования. Использование при этом самых разных аргументов. Постоянный поиск наиболее эффективной и актуальной формулы такой пропаганды. Ведь средства массовой информации являются своеобразными посредниками между школой и обществом: именно благодаря своевременному информированию о планах или достижениях, можно существенно расширить круг своих потенциальных партнеров и/или сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих. 

- поскольку представление о перечисленных составляющих имиджа музыкальной школы им. А.Н. Скрябина формируется благодаря распространению в обществе знаний о ней или целей музыкальной школы относительно них, то основная маркетинговая задача, в этом случае, состоит в поиске способов передачи этой информации, формировании на ее основе определенного уровня знаний и уже как следствие определенного представления о музыкальной школе. Главным образом, почти все способы передачи информации аудитории можно объединить в общее направление деятельности - рекламирование. Это определяет специфическую особенность рекламной политики музыкальной школы, где информирующая реклама преобладает над другими видами рекламы. Для рекламирования необходимо выбирать каналы продвижения, дающие наибольшую отдачу. Самые распространенные - это статьи и публикации в газетах и интервью на радио, участие в концертах и фестивалях. Также для этого необходимо использование всех возможностей Интернета с ориентированием на молодежную аудиторию для пропаганды музыкального образования и создания имиджа музыкальной школы им. А.Н. Скрябина. 

- целевая аудитория  музыкальной школы специфична - это  учащиеся школ и их родители, люди, желающие получить музыкальное  образование, поэтому лучше всего  действуют именно точечные мероприятия, а не обширные акции. В частности, это участие в концертах, где каждая школа имеет возможность донести информацию до конечной аудитории.  

- формирование  имиджа тесно связано с информационной  открытостью, поскольку имидж  создается посредством коммуникаций на основе той информации, которую получает целевая аудитория из разных источников, главным образом из средств массовой информации. 

- для организации  рекламы различных концертов  и мероприятий школа обращается  в рекламные агентства. Это  позволяет не заниматься самостоятельно разработкой креативных программ, печатью материалов.  

- еще один  способ заинтересовать будущих  учеников - день открытых дверей, позволяющий представить свои  программы, рассказать о преимуществах,  кроме того, нужно активизировать работу с детьми-сиротами с целью увеличения контингента учащихся.  

Среди других рекомендаций по формированию имиджа музыкальной  школы можно назвать следующие: 

- содействие  в повышении квалификации педагогов,  а также демонстрирование потребности  школы в высококвалифицированных кадрах, стимулирующее педагогов на профессиональные достижения. Кроме того, следует предъявлять высокие требования при приеме на работу, что дает коллективу школы ощущение особой ценности рабочего места, поскольку высокие стандарты увеличивают привлекательность школы в глазах кандидатов на вакантные места; 

- предоставление  педагогам возможности творческой  и профессиональной реализации; 

- информирование  коллектива педагогов и коллектива  учащихся с историей школы,  нормами поведения в школе, этике и этикете.  

- необходимо  постоянно проводить анализ соответствия  полученного имиджа с желаемым  результатом. Обязательным условием  здесь является доведение итогов  мониторинга до всех участников  подобной деятельности. Между прочим, сама заинтересованность образовательного учреждения в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих. Человек, который говорит: «Мне дорога наша репутация», демонстрирует окружающим не только заботу о своей организации, но и важность корпоративных усилий, ориентированных на сотрудничество и развитие.

Выводы.

Подводя итог третьей  главе можно сделать следующие  выводы:

- несмотря на  значимые успехи в формировании  положительного имиджа забота  о его укреплении и о высокой  репутации школы должна вестись постоянно и быть направлена на увеличение количества поступающих.

- для повышения  имиджа музыкального образования  в целом и музыкальной школы  им. А.Н. Скрябина в частности  необходимо налаживать систему  более тесного взаимодействия  обычных общеобразовательных школ с музыкальной школой; активное сотрудничество с местными средствами массовой информации; использование всех возможностей Интернета с ориентированием на молодежную аудиторию для пропаганды музыкального образования и создания имиджа музыкальной школы.

Заключение

Подведем итоги  проделанной работе. В современных  социально-экономических условиях, когда приоритетными качествами является прагматизм и успешность, музыкальное образование утратило свою привлекательность, продолжая  полагаться в своей деятельности лишь на эстетическое воспитание различных социальных групп и использовать традиционные методы музыкальной педагогики. Это вызвало снижение количества поступающих учится в музыкальные образовательные учреждения и рост конкуренции среди них. Однако в целом среди причин развивающейся кризисной ситуации с набором учеников в музыкальные школы и училища можно выделить как объективные, так и субъективные. 

Однако, складывающаяся ситуация не является критической. Безусловно, преодолеть кризисные явления можно путем формирования положительного имиджа образовательных учреждений в области культуры. Имидж образовательных учреждений в области культуры мы понимаем как эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума.  

Информация о работе Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры