Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 10:28, дипломная работа

Описание работы

Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры 7
1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения 7
1.2. Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения 13
1.3. Особенности формирования и критерии оценки имиджа образовательного учреждения в области культуры 22
Выводы 26
Глава 2. Особенности формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры на примере Центральной музыкальной школы им. А.Н.Скрябина города Дзержинска 28
2.1. Общая характеристика Центральной музыкальной школы 28
2.1. Анализ существующего имиджа музыкальной школы 35
Выводы 41
Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа Центральной музыкальной школы им. А.Н. Скрябина города Дзержинска 43
3.1. Способы привлечения учащихся в музыкальную школу 43
3.2. Практические рекомендации по развитию имиджа музыкальной школы 49
Выводы 54
Заключение 56
Литература 62
Приложения 66

Работа содержит 1 файл

Диплом- формирование имиджа муз школы.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

Диплом Теоретические  основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа Центральной  музыкальной школы. Способы привлечения  учащихся в музыкальную школу. 
 

Предмет: Культурология  

Год сдачи: 2006  

Объем (страниц): Выложен полностью  
 

Дата публикации: 28.09.2006  
 

Описание (план):  
 

65 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические  основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры 7

1.1. Понятие имиджа  образовательного учреждения 7

1.2. Механизмы  формирования и способы построения  имиджа образовательного учреждения 13

1.3. Особенности  формирования и критерии оценки  имиджа образовательного учреждения  в области культуры 22

Выводы 26

Глава 2. Особенности формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры на примере Центральной музыкальной школы им. А.Н.Скрябина города Дзержинска 28

2.1. Общая характеристика  Центральной музыкальной школы  28

2.1. Анализ существующего  имиджа музыкальной школы 35

Выводы 41

Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа Центральной  музыкальной школы им. А.Н. Скрябина города Дзержинска 43

3.1. Способы привлечения  учащихся в музыкальную школу  43

3.2. Практические рекомендации по развитию имиджа музыкальной школы 49

Выводы 54

Заключение 56

Литература 62

Приложения 66

Введение

Актуальность  темы: В современных социально-экономических  условиях, когда приоритетными качествами является прагматизм и успешность, музыкальное образование утратило свою привлекательность, продолжая полагаться в своей деятельности лишь на эстетическое воспитание различных социальных групп и использовать традиционные методы музыкальной педагогики. Это вызвало снижение количества поступающих учится в музыкальные образовательные учреждения и рост конкуренции среди них. Однако в целом среди причин развивающейся кризисной ситуации с набором учеников в музыкальные школы и училища можно выделить как объективные, так и субъективные.

Во-первых, в  конце прошлого века произошло резкое падение рождаемости, что привело к демографическому кризису и, естественно, к падению количества поступающих. Это объективный фактор, который неизбежно обостряет конкуренцию среди музыкальных учебных заведений.

Во-вторых, скудное финансирование учреждений культуры и абсурдные попытки заставить академическое искусство зарабатывать деньги наравне с шоу-бизнесом привели к резкому падению уровня жизни представителей культуры и искусства, что значительно снизило престижность профессии.

В-третьих, министерством  образования активно муссируется  вопрос о введении новой системы  финансирования школ по принципу, когда  бюджетное финансирование «идет» за учеником. Смысл этого нововведения также в создании конкуренции  между школами и предоставления права родителям свободно выбирать, в какую из них отдать своего ребенка. Те школы, которые наберут больше учеников, получат соответственно и большее финансирование.

Не секрет, что  родители, выбирающие школу для своего ребенка, сначала ориентируются на слухи. Слухи порождаются мнениями и оценками других людей. Причем, всегда субъективными. Следовательно, от того, какое мнение сложится у нескольких людей (а бывает и одного, но авторитетного человека), столкнувшихся со школой, зависит ее репутация на многие годы.

В-четвертых, огромную роль в выборе профессии играют электронные  средства массовой информации, которые  в современной России выполняют  исключительно функции идеологической машины. Все это, безусловно, влияет на выбор профессии молодыми людьми. Таким образом, актуальность выбранной темы является очевидной. 

Однако, складывающаяся ситуация не является критической. Безусловно, преодолеть кризисные явления можно  путем формирования положительного имиджа образовательных учреждений в области культуры. Имидж образовательных учреждений в области культуры мы понимаем как эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума.  

Идея о связи  имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации деятельности. 

Объект исследования: имидж образовательного учреждения в области культуры. 

Предмет исследования: механизм формирования и способы  построения положительного имиджа образовательного учреждения в области культуры на примере Центральной музыкальной школы им. А.Н.Скрябина города Дзержинска.  

Цель исследования: заключается в проведении анализа  имиджа Центральной музыкальной  школы им. А.Н.Скрябина города Дзержинска и выработке практических рекомендаций по его дальнейшему укреплению. 

Задачи исследования:  

- рассмотрение  понятия имиджа образовательного  учреждения; 

- изучение механизма  формирования и способов построения  имиджа образовательного учреждения; 

- рассмотрение  особенностей формирования имиджа  образовательного учреждения в  области культуры; 

- анализ существующего  имиджа предмета исследования; 

- разработка  практических рекомендаций по  дальнейшему формированию и укреплению  существующего имиджа музыкальной  школы. 

Гипотеза исследования: формирование положительного имиджа образовательного учреждения в области культуры, является необходимым условием поддержания конкурентоспособности и увеличения числа учащихся. 

Степень изученности  проблемы: Устойчивый позитивный имидж  образовательных учреждений в области  культуры можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта музыкальной школы и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. Изучением формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры занимались такие авторы как Даниленко Л.В. Пискунов М.С. Самохин М.Ю. и др., однако, нужно сказать, что эта тема практически не нашла отражения в теоретических работах ни зарубежных ни отечественных авторов.  

Научная новизна  исследования: результаты исследования вносят вклад в изучение проблем формирования и укрепления имиджа образовательного учреждения в области культуры. 

Практическая  значимость: представленная информация может быть интересна, прежде всего, непосредственно администраторам  музыкального и художественного  образования Центральной музыкальной школы им. А.Н.Скрябина города Дзержинска, а также педагогам, интересующимся формированием своего положительного образа как в глазах профессионального окружения, так и в мнении своих учеников. 

Методической  и теоретической основой данного исследования являются работы российских и зарубежных авторов по теории имиджа. 

Методы работы: в исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий: теоретический анализ литературных источников; сравнительный анализ методических материалов. 

Структура исследования определяется целями, задачами, а также  гипотезой исследования: работа состоит  из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений. Общий объем работы составляет ___листа. 

Глава 1. Теоретические  основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры

1.1. Понятие имиджа  образовательного учреждения

В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются  только конкурентоспособные учреждения. Конкурентоспособное образовательное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Когда образовательное учреждение, предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа.

Идея о связи  имиджа организации с ее конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации публичной деятельности.

Следует отметить, что положительный имидж формируется  только на основе устойчивой качественной образовательной услуги. Определение  качественного в образовательной  системе является проблемой, требующей  привлечения системы экспертных оценок данных. Однако, прежде чем говорить об имидже образовательного учреждения в области культуры и особенностей его формирования, необходимо уточнить смысл понятия «имидж».

Современный словарь  трактует понятие «имидж» как  целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п[ Краткий словарь современных понятий и терминов.-3-е изд., дораб. И доп./Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова, Т.М.Корнилова и др. Сост., общ.ред. В.А.Макаренко.-М.:Республика,200.-670с.,С.192.].

Обратим ваше внимание на несколько ключевых слов: «целенаправленно» - т.е., имидж - это то, что можно  планировать и создавать; «эмоционально-психологическое  воздействие» - т.е., он «работает» с  чувствами, а не только с логикой; «воздействие на кого-либо» - т.е., необходимо увидеть тех субъектов, ради которых вся эта работа и затевается.

Под имиджем  образовательного учреждения мы понимаем сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду.

Можно встретить  и такое определение: имидж общеобразовательного учреждения - это эмоционально окрашенный образ школы, часто сознательно  сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума - такое определение дается в статье М.С.Пискунова, подробно характеризующего структуру и механизмы формирования имиджа образовательного учреждения[ Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования//Стандарты и мониторинг в образовании.-1999.-№5.-С.45-55.]. 

Автор-составитель  книги «Имиджелогия» В.М. Шепель[ Имидж корпорации//Имиджелогия. Как нравиться людям /Авт.-сост. В.М.Шепель.-М.: Народное образование,2002.-С.392-402.] к основным характеристикам имиджа образовательного учреждения относит, в первую очередь, образ руководителя (его способности, установки, ценности социально-психологические характеристики, внешний вид), затем образ персонала образовательного учреждения (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и т.д.), кроме этого, уделяется внимание представлению социального окружения о качестве образования, стиле школы, уровне комфортности школьной среды, цене образовательных услуг и внешней атрибутике. 

Как утверждается в статье И.Р. Лазаренко[ Лазаренко  И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество [Электронный ресурс] // Педагог. - 2000. - № 9. - URL: http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_9/stat8.html], проблема представления образовательного учреждения как открытой социально-педагогической системы (создание имиджа) существовала всегда, но в современных социокультурных условиях она проявляется особенно отчетливо. Связано это как с процессами становления и развития различных типов и видов образовательных учреждений, с сокращением численности учащихся, так и с отсутствием понимания целей, содержания, педагогических инноваций со стороны родителей. 

Информация о работе Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры