Стратегии управления ассортиментом

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи курсовой работы.Целью данной работы является изучение ассортиментной политики, методов и стратегий управления ассортиментом на предприятии. Для достижения данной цели в работе осуществляются следующие задачи:
- изучение понятия и функций ассортимента товара;
- рассмотрение факторов формирования товарного ассортимента;
- выявление значимости ассортиментной политики;
- классификация стратегий управления ассортиментом в торговом предприятии;
- изучение методов управления ассортиментом.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 2.91 Мб (Скачать)

Рн - количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.

Структура ассортимента - определяется количественным соотношением различных групп, подгрупп или разновидностей товаров, а также удельным весом товаров, сходным по какому-либо признаку. Для характеристики структуры можно рассмотреть, например, соотношение продовольственных или непродовольственных товаров, товаров простого и сложного ассортимента, товаров разных ассортиментных групп.

Гармоничность (согласованность) ассортимента - отражает степень совместимости различных товарных линий с точки зрения их использования, производства, каналов распределения и других показателей. Ассортимент является гармоничным, если предприятие предлагает близкие по назначению, удовлетворяемой потребности или еще какому-либо критерию товары, например, можно считать гармоничным ассортимент магазина детских товаров, если в продаже представлены такие группы товаров, как детская одежда, игрушки, детское питание, коляски, детская мебель и т.п.

Обновляемость ассортимента - характеризуется количеством новых товарных позиций в ассортименте. Коэффициент обновления рассчитывается по формуле [16, с. 223]:

  где

 ПН - количество новых ассортиментных позиций, появившихся за год;

ПОбщ. - общее количество ассортиментных позиций, выпускающееся в год.

Устойчивость определяется постоянным наличием товаров определенного вида (потребитель должен быть уверен, что в продаже окажется данный товар). Коэффициент устойчивости ассортимента определяется по формуле [16, с. 224]:

  где

 Ку - коэффициент устойчивости ассортимента;

Рф1, Рф2, ..., Рфn - фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных обследований;

РН - количество разновидностей в соответствии с ассортиментным перечнем;

n - количество обследований.

Чем ближе значение коэффициентов  к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент.

Таким образом, ассортимент товаров представляет сложную систему. В ней товары различаются многообразием естественно-природных и потребительских свойств, особенностей назначения, характера использования, участия в удовлетворении потребностей, эффекта потребления. Они различаются по исходным материалам, конструктивным решениям и технологиям изготовления, объемным, линейным и габаритным размерным показателям, сохранности, срокам потребления и множеству других особенностей.

 

1.2 Ассортиментная политика. Факторы формирования и управления ассортиментом.

 

Как упоминалась выше, формирование ассортимента предприятия является важнейшей проблемой товарной политики, или ядром товарной политики, как выразился Ерёмин В. Н. [6, с. 269]

Ассортиментная политика включает в себя все решения по формированию ассортимента. Другими словами, ассортиментная политика - это принципы формирования набора товаров (услуг), которые производит или продает предприятие. Цель этой политики, главным образом состоит в том, чтобы ассортимент предприятия, с одной стороны, наиболее точно соответствовал спросу покупателей, с другой стороны, позволял оптимально распределить ресурсы предприятия и получить наибольшую прибыль.

Исходя из поставленной цели, ассортиментная политика должна решать следующие основные задачи [15, с. 241]:

  1. Создавать необходимые условия для наиболее полного удовлетворения нужд и потребностей покупателей. Эта задача реализуется путем проведения предприятием различного рода исследований, направленных, с одной стороны, на выяснение ситуации, сложившейся на рынке, а с другой стороны, на выявление мотивов, которые лежат в основе решений покупателей, связанных с приобретением товара.
  2. Выявлять и изучать возможные  источники  поступления товаров, отвечающих потребностям населения, а также проводить анализ по оценке потенциальных возможностей сотрудничества с ними.
  3. Необходим постоянный и систематический контроль за деятельностью конкурентов, осуществляющих торговлю аналогичными товарами, в обслуживаемом торговой организации регионе.
  4. Обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, реализуемых предприятием. Эта задача решается путем составления вышестоящими организациями обязательных ассортиментных перечней для предприятий всех форм собственности. Устойчивость ассортимента товаров связана косвенным образом с высоким уровнем торгового обслуживания покупателей. Высокий уровень торгового обслуживания можно обеспечить за счет изучения и постоянного улучшения факторов, влияющих на процесс реализации товара.
  5. Постоянный контроль за работой по формированию и реализации конкретных групп, подгрупп и разновидностей товаров, направленный на обеспечение более полного удовлетворения спроса и получение наибольшего размера прибыли по сравнению с аналогичными предприятиями конкурентами.

Таким образом, ассортиментная политика торгового предприятия как целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основывается на долгосрочном планировании и регулировании, направленном на удовлетворение спроса потребителей с учётом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечении рентабельности всей деятельности.

 

Формированию ассортимента предшествует разработка ассортиментной концепции, то есть построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предпочтения, учитывающих, с одной стороны, потребительские требования определенных сегментов, а с другой стороны, необходимость обеспечения наиболее рационального использования предприятием ресурсов в целях снижения издержек. На рисунке А.2 в приложении А, показаны составляющие системы формирования ассортимента.

Этот сложный процесс осуществляется с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие,  которые не зависят от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия, и специфические, которые отражают конкретные условия работы данного торгового предприятия. Далее кратко рассмотрим каждую из этих групп.

Общими факторами, влияющими  на формирование промышленного и  торгового ассортимента, являются спрос  и рентабельность [10, с. 157].

Покупательский  спрос выступает в качестве основного фактора,  влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте. На формирование ассортимента главный образом влияет характер предъявляемого спроса. Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсный.

Устойчивый или твердо сформулированный спрос предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром.

Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями.

Импульсный спрос возникает непосредственно в торговом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца.

Рентабельность  производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.)

К специфичным факторам, оказывающим влияние на формирование  ассортимента, относят: тип магазина, зона деятельности предприятия, специализация, материально-техническая база, каналы распределения товаров, а так же методы сбыта и формирования покупательского спроса.

Тип торгового  предприятия, характеризующийся ассортиментным профилем и его торговой площадью, определяет направление в формировании ассортимента. Типы торговых предприятий: универмаги, фирменные магазины, супермаркеты, гипермаркеты, специализированные магазины.

Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании, лицензировании или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит её последующая деятельность, в том числе и формирование ассортимента. 

Каналы распределения  товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта. Этим отличаются многие зарубежные или совместные фирмы, имеющие четко функционирующие каналы распределения товаров.

Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента. Это объясняется тем, что торговые организации освобождаются от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего сокращаются издержки производства и возрастает прибыль.

Материально-техническая  база товарного производства также оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными.

Если у фирмы отсутствуют  склады, обеспечивающие сохранность  товаров в надлежащих условиях, или  площади торгового зала для выкладки товаров сложного или развернутого ассортимента, то организация соответственно, и не должна планировать формирование такого ассортимента.

 

Ещё одним важнейшим фактором формирования ассортимента является жизненный  цикл товара, так как планирование ассортимента, по сути, основано на нём. Каждое изделие имеет свой жизненный цикл, характер и длительность которого зависят от множества факторов и условий [6, с. 267].

Жизненный цикл товара состоит из двух периодов: освоения производства и рыночного периода. Рыночный период состоит из четырех фаз: фазы внедрения (выведения товара на рынок); фазы роста; фазы созревания; фазы насыщения и падения. [12, с. 502]. Рассмотрим кратко каждую из них.

Фаза внедрения  товара на рынок – это время выведения и распространения товара на рынке. Фаза характеризуется медленным ростом продаж нового изделия и значительными затратами на доведение товара до потребителей, особенно если их распределение осуществляется через розничную торговлю. На этой фазе предприятие чаще всего несет убытки из-за небольших объемов продажи товаров и стимулирование их сбыта.

Фаза роста – это время резкого увеличения объема продаж нового товара. Объем продаж возрастает вследствие того, что популярность товара у клиентов увеличивается и расширяется круг покупателей. В то же время увеличивается количество конкурентов, предлагающих аналогичных товар с новыми свойствами или новой модификации, что, в свою очередь, создает возможности для расширения рынка. Увеличение объемов производства данного товара приводит к снижению себестоимости и увеличению прибыли предприятия. Цены на товар остаются на том же уровне или могут немного снижаться.

Фаза созревания – это наступающий со временем этап замедления темпов роста продаж товара. Замедление темпов продаж приводит к накапливанию запасов непроданной продукции и связыванию оборотных средств. Это приводит к обострению конкуренции, снижению прейскурантных цен, увеличению затрат на рекламу, росту количества сделок с потребителям.

Фаза насыщения  и упадка – это время, когда отдельные группы покупателей перестают приобретать данный товар и перемещаются к другим модификациям товара или новым товарам. Падение спроса происходит в результате научно-технических изменений в данной отрасли, изменения потребности в товаре, усиления конкуренции как отечественных, так и зарубежных производителей. По мере уменьшения сбыта ряд предприятий уходит из рынка, а оставшиеся, как правило, сокращают товарный ассортимент. Проблема состоит в том, что сохранение всей номенклатуры и ассортимента товара, находящихся в фазе упадка, требует значительных дополнительных затрат на переоценку товарно-материальных запасов, рекламу и стимулирование сбыта. Рентабельность таких товаров резко снижается, что предопределяет необходимость снятия их с производства и замены новыми товарами.

Анализ жизненного цикла  товара показывает, что объем продаж в натуральном и стоимостном  измерении по фазам жизненного цикла неодинаков (рисунок 2). В фазах внедрения, роста и созревания объем продаж увеличивается и достигает своего апогея в конце фазы созревания товара. В фазе насыщения и спада объем продаж начинает снижаться. Однако темпы роста объема продаж в этих фазах разные. В фазе роста темпы роста объема продаж значительно выше, чем в фазе внедрения и созревания, а в фазе насыщения и спада они имеют отрицательное значение. Основная цель при планировании жизненного цикла товара состоит в том, чтобы сократить остальные фазы и увеличить продолжительность фазы созревания и роста.

 

Рисунок 2 – Жизненный  цикл товара [12, с. 503]

 

Большинство товаров на рынке  находится в стадии зрелости. Поэтому  основная цель при планировании жизненного цикла товара состоит в том, чтобы  сократить остальные фазы и увеличить  продолжительность фазы созревания и роста.

Тем не менее, падение сбыта  в любом случае неизбежно. Оно  может быть медленным, быстрым или  опуститься до некоторого низкого уровня и оставаться на нем в течение  многих лет. Если своевременно не исключить  из ассортимента устаревший товар, то он станет препятствием на пути его  замены, причиной низкой рентабельности продаж.

Основная идея планирования ассортимента состоит в следующем. Во-первых, эффективная ассортиментная стратегия должна быть направлена на элиминирование объема продаж и прибыли  от стадий жизненного цикла товаров. Во-вторых, появление на рынке различных моделей параметрического ряда изделия должно планироваться в той последовательности, чтобы величина объема продаж и прибыли оставалась относительно постоянной. Предприятие должно постоянно планировать переход от одной стадии жизненного цикла товаров к другой, оптимизировать ассортимент товаров, одновременно продающихся на рынке и различающихся по степени новизны. Планирование ассортимента рекомендуется осуществлять на основе следующего подхода (метода). Целесообразно весь ассортимент товаров, планируемый к продаже, разбить на следующие ассортиментные группы:

Информация о работе Стратегии управления ассортиментом