Стратегия управления запасами

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:04, реферат

Описание работы

Содержание запасов дело рискованное, потому что они омертвляют капитал и могут со временем стать негодными для реализации. Прежде всего, деньги, вложенные в запасы, нельзя использовать для приобретения других активов или товаров, способных повысить эффективность предприятия. Если же в запасы инвестируются не собственные, а заемные средства, то это увеличивает процентные расходы предприятия. Риск второго типа связан с тем, что хранящаяся продукция может быть разворована или придет в негодность. В сочетании со значительным объемом вложений в запасы эти факторы составляют существенную часть риска для любого делового предприятия. Важно понять, что характер и степень риска зависят от положения фирмы в канале распределения.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1. Функции запасов и принципы управления 4
1.1.1. Виды запасов и их характеристики 4
1.1.2. Функции запасов 6
1.1.3. Определение понятий, используемых в управлении запасами 10
1.1.4 Затраты на содержание запасов 13
2. Планирование запасов 18
2.1.1. Определение точки заказа (когда заказывать?) 18
2.1.2. Определение размера заказа (сколько заказывать?) 19
2.1.3. Регулирование запаса 28
2. Практическая часть 29
2.2. ООО «Дежурная аптека №245» 29
Заключение. 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 981.50 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Тольяттинский государственный университет

    Институт  финансов, экономики и управления

    Кафедра «Менеджмент организации» 

    Реферат

    по  дисциплине «Обеспечение качества в  логистике»

    по  теме «Стратегия управления запасами» 
 
 

    Выполнила: студентка Абрамова М.А.

    группы  УК – 201

    Преподаватель: Чернова Ю.К.  
 
 
 
 
 

    Тольятти 2010

    Оглавление 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Распоряжение  запасами связано с высоким риском и оказывает серьезное воздействие  на логистику. Выбор определенного  ассортимента запасов и последующая  отправка их на рынок или в регион в расчете на будущую продажу предопределяют ряд логических операций. Отсутствие нужного ассортимента товаров может вызвать сокращение объема продаж и разочарование потребителей. Планирование запасов имеет жизненно важное значение и для производства. Нехватка сырья может повлечь за собой закрытие предприятия либо изменение производственного графика, что, в свою очередь, может обернуться дополнительными расходами или дефицитом готовой продукции. Если дефицит продукции грозит срывом производственных и маркетинговых планов, то избыточный объем запасов тоже чреват проблемами. Из-за чрезмерных запасов растет потребность в складских площадях, в оборотном капитале, в расходах на страховку и выплату налогов, к тому же хранящаяся на складе продукция может устареть и утратить часть стоимости: словом, расходы растут, а прибыльность падает.

    Содержание  запасов дело рискованное, потому что  они омертвляют капитал и могут  со временем стать негодными для  реализации. Прежде всего, деньги, вложенные в запасы, нельзя использовать для приобретения других активов или товаров, способных повысить эффективность предприятия. Если же в запасы инвестируются не собственные, а заемные средства, то это увеличивает процентные расходы предприятия. Риск второго типа связан с тем, что хранящаяся продукция может быть разворована или придет в негодность. В сочетании со значительным объемом вложений в запасы эти факторы составляют существенную часть риска для любого делового предприятия. Важно понять, что характер и степень риска зависят от положения фирмы в канале распределения.

  1. Теоретическая часть

1.1. Функции запасов и принципы управления

1.1.1. Виды запасов и их характеристики

 

    Производство. Запасы являются источником долговременного  риска для производственных компаний. Их запасы включают в себя сырье и детали, незавершенную и готовую продукцию. Прежде чем готовая продукция оказывается проданной, ее нередко приходится перемещать на распределительные склады, расположенные рядом с предприятиями оптовой и розничной торговли. Производственные компании, как правило, имеют дело с более узким ассортиментом продукции, чем оптовые и розничные торговцы, но их потребность в запасах более настоятельна и продолжительна по времени.

    Оптовая торговля. Для оптовиков характерен более узкий диапазон рисков, чем для розничных торговцев, но их риски глубже и более продолжительны. Оптовики закупают у производителей крупные партии товаров, а продают их розничной торговле мелкими партиями. Экономическая роль оптовиков — снабжать розничных торговцев специально подобранным ассортиментом продукции разных производителей и небольшими партиями. Если продукция имеет сезонный характер, оптовику приходится формировать запасы задолго до их продажи, что увеличивает глубину и длительность риска.

    Одна из главных опасностей для оптовой торговли заключается в расширении ассортимента продукции до масштабов, свойственных розничной, притом, что глубина и длительность рисков не уменьшаются. Например, в 80-е годы оптовики, торгующие пищевыми продуктами и инструментами, попали в трудную ситуацию. В результате расширения состава их продукции диапазон рисков, связанных с запасами, сильно возрос. К тому же их клиенты из сферы розничной торговли «помогли» им увеличить глубину и длительность рисков, резко сократив собственные запасы. Именно давление расширяющегося ассортимента продукции — в большей степени, чем любой другой фактор, — стало причиной уменьшения числа оптовиков общего профиля, место которых все в большей степени занимают специализированные предприятия оптовой торговли.

Розничная торговля

    Для розничного торговца управление запасами сводится, в сущности, к купле-продаже. Розничный торговец закупает множество  разных товаров и принимает на себя немалый риск продажи. Из-за дороговизны  торговых помещений главное для розничных торговцев — это оборачиваемость запасов и прямая прибыльность каждого товара. Оборачиваемость запасов вычисляют делением годового объема продаж на среднюю величину запасов.

      Имея дело со столь широким  ассортиментом товаров, розничные  торговцы для уменьшения риска пытаются все большую часть ответственности за запасы переложить на производителей и оптовиков. «Выталкивая» запасы на предыдущие уровни маркетингового канала, розничные торговцы вместе с тем требуют от производителей и оптовиков быстрой доставки смешанных партий товаров. Специализированные магазины благодаря узости ассортимента подвергаются рискам в менее широком диапазоне, чем те, что продают товары массового спроса, но зато их риски глубже и длительнее.

    Если  предприятие планирует работать на более чем одном уровне канала распределения, оно должно быть готово к принятию дополнительного риска, связанного с запасами. Например, сеть продовольственных магазинов, владеющая региональным складом, принимает на себя, плюс к обычному розничному, еще и оптовый риск. В той мере, в какой деловое предприятие вертикально интегрировано, оно должно управлять запасами на всех уровнях маркетингового канала.

1.1.2. Функции запасов

 

    Идеальная ситуация с запасами возникает, когда  производитель изготавливает продукцию только под конкретный запрос клиента. В частности, именно такое производство на заказ удовлетворяет потребности в нетиповом оборудовании. Тут не нужны запасы ни сырья, ни ожидающей реализации готовой продукции. Хотя производственно-распределительная система с нулевыми запасами не всегда практична, важно помнить, что в любом случае каждый доллар, вложенный в запасы, нужно соотносить с другими ресурсами логистики, дабы убедиться в их эффективном влиянии на общие издержки.

    Запасы  — это крупнейшая область «занятости» активов, которая при этом вроде бы приносит минимальную отдачу от вложенного капитала. Специалисты по бухгалтерскому учету давно поняли, что здесь перед ними проблема измерения, потому что обычные корпоративные отчеты о прибылях и убытках никогда не показывают истинной величины издержек и выгод от вложений в запасы. Неразвитость техники измерения затрудняет точную оценку взаимозависимости между уровнем обслуживания, производительностью и объемом запасов. В среднем запасы большинства компаний превышают их базовые потребности. Чтобы понять смысл этого обобщения, нужно тщательно проанализировать четыре главные функции запасов.

    Географическая  специализация. Запасы обеспечивают географическую специализацию отдельных хозяйственных единиц. Поскольку производство нуждается в энергии, сырье, воде и рабочей силе, его часто приходится размещать довольно далеко от основных рынков сбыта. Например, для сборки автомобилей нужны шины, аккумуляторы, коробки передач, рессоры. Технологические и прочие мощности, необходимые для производства этих узлов и компонентов, ради сокращения транспортных расходов обычно располагают поблизости от источников материальных ресурсов. Эта стратегия географической изоляции обеспечивает экономичность производства. Однако географическая изоляция требует транспортировки запасов комплектующих к сборочной линии.

    Помимо  этого географическая изоляция создает  потребность в запасах, из которых  можно было бы формировать определенный ассортимент продуктов для продажи. Произведенную в разных местах готовую продукцию собирают на складе и подбирают для отправки смешанные партии. Например, компания Procter & Gamble накапливает в распределительных центрах запасы моющих и гигиенических средств, пищевых продуктов, чтобы комплектовать из них индивидуальный по составу груз для поставки каждому клиенту. Это пример того, как запасы позволяют сочетать географическую изоляцию и интегрированное распределение.

    Географическая  изоляция делает возможной специализацию  производственных и сбытовых подразделений компании. В условиях географической специализации в логистическую систему поступают все типы запасов — в виде сырья и материалов, полуфабрикатов или компонентов, готовой продукции, — ибо каждое географически обособленное подразделение нуждается в базовых запасах. К тому же необходимы запасы в пути, связывающие производственные мощности с распределительными центрами. Соответствующие издержки трудно измерить, но считается, что экономичность операций, создаваемая географической специализацией, более чем перекрывает рост издержек на транспортировку и содержание запасов.

    Вторая  функция запасов — консолидация ресурсов — реализуется путем накопления запасов незавершенной продукции «на границе» между разными стадиями производственного процесса и тем самым обеспечивает максимальную эффективность производства на отдельном предприятии. Эта функция позволяет выпускать и транспортировать каждый вид продукции экономически выгодными партиями, превышающими текущий рыночный спрос. В процессе распределения заблаговременно накопленные складские запасы дают возможность отправлять клиентам крупные партии товаров по минимальным тарифам. Для маркетинговой деятельности консолидация ресурсов означает возможность продавать произведенную и накопленную продукцию в нужном ассортименте. Таким образом, эта функция запасов «страхует» деловое предприятие от неопределенности. Консолидация ресурсов отличается от географической специализации тем, что способствует росту эффективности производства на отдельном предприятии, тогда как последняя повышает эффективность производств, разбросанных в пространстве.

    Уравновешивание спроса и предложения. Третья функция запасов — уравновешивание спроса и предложения — связана с существованием разрыва во времени между производством и потреблением. Наиболее явным примером является сезонное производство продукции, потребляемой в течение всего года, как в случае с апельсиновым соком. Антифриз представляет обратный пример: этот продукт производят круглый год, но потребляют в течение только одного сезона. Уравновешивающие запасы обеспечивают экономичность производства в условиях изменчивого спроса.

    Преодоление разрыва во времени между производством  и потреблением — это трудная  проблема планирования. В случае сезонности спроса производителям, оптовикам и  розничным торговцам приходится создавать запасы товаров перед наступлением пика сезонного спроса. Например, производители садовой мебели должны разворачивать производство уже с наступлением осени, хотя продажи начнутся не раньше весны. В январе и в феврале складские запасы производителей достигают максимума и начинают сокращаться только тогда, когда по маркетинговым каналам поступают первые заказы от оптовой и розничной торговли. Розничная продажа начинается ранней весной и достигает пика в июне—августе. Но уже после 4 июля на смену рынка продавцов в этом сегменте приходит рынок покупателей. Розничная торговля приступает к постепенной ликвидации запасов, и мебель идет со скидками. Таким образом, розничным торговцам нужно начинать плановые операции с запасами за полгода до наступления периода сезонной продажи, а любые попытки создать дополнительные запасы во второй половине лета сопряжены с риском затоваривания.

    Рынок садовой мебели — это крайний  пример, но почти все товары испытывают сезонные колебания спроса. Накопление запасов позволяет устранить зависимость массового производства и потребления от фактора сезонности. Уравновешивающая функция предполагает вложение средств в создание запасов, которые должны полностью рассосаться в течение сезона». Главная проблема планирования здесь заключается в том, чтобы определить, какой объем запасов обеспечит максимальный сбыт при минимальном риске перехода остатков на другой сезон.

    Защита  от неопределенности

    Функция страховых, или буферных, запасов  заключается в сглаживании колебаний спроса или снабжения. Серьезнейшая задача планирования — определение должного объема страховых запасов. Значительная часть чрезмерных запасов — это, в сущности, результат неверного планирования.

    Потребность в страховых запасах порождается  неопределенностью будущих продаж и поставок для пополнения ресурсов. В определенном смысле вложение средств в страховые запасы эквивалентно покупке страхового полиса.

    Страховые запасы защищают от двух видов неопределенности. Первый — это когда спрос в  рамках функционального цикла оказывается больше ожидаемого. Второй вид неопределенности связан с колебаниями продолжительности самого функционального цикла. Примером неопределенности спроса является ситуация, когда потребитель заказывает больше (или меньше) продукта, чем планировалось. Неопределенность второго рода возникает из-за задержек с получением или обработкой заказов или из-за задержек при транспортировке.

Информация о работе Стратегия управления запасами