Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 13:37, курсовая работа
Цели и задачи курсовой работы.Целью данной работы является изучение ассортиментной политики, методов и стратегий управления ассортиментом на предприятии. Для достижения данной цели в работе осуществляются следующие задачи:
- изучение понятия и функций ассортимента товара;
- рассмотрение факторов формирования товарного ассортимента;
- выявление значимости ассортиментной политики;
- классификация стратегий управления ассортиментом в торговом предприятии;
- изучение методов управления ассортиментом.
Введение
Положительный итог работы любого экономического субъекта зависит от степени востребованности его товаров, работ или предоставляемых услуг. Ведь главной целью любой коммерческой деятельности является получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса. А это требует от компании гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке. Продавать товары надо так, чтобы любая коммерческая операция обеспечивала предельно возможный уровень рентабельности, торговый риск был сведен к минимуму, постоянно укреплялось положение торгового предприятия на рынке и росло доверие к нему со стороны деловых партнеров. Одним из составляющих этого процесса является формирование ассортимента и товарных запасов.
Актуальность данной темы, объясняется тем, что от рациональности, полноты и устойчивости ассортимента зависит стабильность всего предприятия розничной торговли. Стабильность торговой деятельности определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. От состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент отрицательно сказывается на эффективности торговли. Формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей является целью ассортиментной политики, а это значит, что ассортиментная политика и стратегия предприятия тесно взаимосвязаны.
Степень разработанности темы. Ассортиментная политика достаточно хорошо освещена в научной литературе. На ее основе можно получить хорошее представление о самом ассортименте торгового предприятия, его роли и функциях, получить общие рекомендации по эффективному управлению ассортиментом. Проблемы, связанные с ассортиментом продукции изучались такими известными экономистами как М. Портер, Ф. Котлер, Марк Леппер, А. Беляев. Однако, большинство источников рассматривают отдельные проблемы или функции по управлению ассортиментом, то есть отсутствует комплексность исследования проблемы управления ассортиментом торгового предприятия в целом, а так же мало внимания уделяется самим методам и стратегиям управления ассортиментом.
Объект и предмет исследования. Объектом данной работы является ассортимент товара на предприятии и ассортиментная политика как одна из главных составляющих маркетинговой стратегии. Предметом данной работы являются стратегии и методы управления ассортиментной политикой на предприятии.
Цели и задачи курсовой работы. Целью данной работы является изучение ассортиментной политики, методов и стратегий управления ассортиментом на предприятии. Для достижения данной цели в работе осуществляются следующие задачи:
- изучение понятия и функций ассортимента товара;
- рассмотрение факторов формирования товарного ассортимента;
- выявление значимости ассортиментной политики;
- классификация стратегий управления ассортиментом в торговом предприятии;
- изучение методов управления ассортиментом.
Гипотеза исследования. Ассортиментная политика прямо влияет на сбыт продукции, а от её эффективности зависят финансовые показатели работы предприятия, и имидж предприятия на рынке. Следовательно, гипотеза данной работы заключается в том, что при правильном выборе ассортиментной политики предприятия, будет удовлетворяться спрос потребителя, и, следовательно, произойдет получение прибыли торговой организацией, и в конечном итоге магазин будет рентабельным. От неверного формирования ассортимента влияющего на товарное предложение и потребительский спрос непосредственно и зависит социальная среда, экономика компании.
Теоретическая основа. Данная работа опирается на работы и исследования таких авторов как Котлер Ф., Колюжновой Н.Я., Акулич И.Л, Ерёмина В.Н. и других отечественных и зарубежных ученых в области организации коммерческой деятельности и маркетинга. При написании работы использовались учебные пособия по маркетингу и научные статьи в периодических изданиях.
Методы исследования. Учитывая комплексный характер исследования, в процессе выполнения работы использовались следующие методы:
— метод анализа и синтеза;
— метод сравнения;
— диалектический метод.
Практическая значимость объясняется тем, что полученные знания в результате данного исследования, в области политики формирования и управления ассортиментом, можно использовать при дальнейшем изучении торговой политики предприятия, а так же при формировании правильных стратегий развития даже собственной торговой деятельности.
Структура курсовой работы определена целью и задачами исследования, в связи с чем, заключает в себя введение, две главы, состоящие из двух пунктов, заключение, глоссарий, список использованных источников, список сокращений, а также приложения.
Ассортимент представляет собой одну из важнейших характеристик товара, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Сам по себе товар в маркетинге является одним из центральных и основных понятий, вокруг которого применяются различные задачи, в том числе и формирование товарного ассортимента фирмы, разработка нового товара для фирмы, а так же разработка упаковки и товарной марки. Сегодня товаром считается все, что:
Товарная политика предполагает определенный набор действий или заранее обдуманных методов и принципов деятельности, благодаря которым обеспечивается преемственность и целенаправленность мер по формированию и управлению ассортиментом товаров. Из рисунка А.1, приложения А, на котором показаны основные задачи товарной политики, следует, что формирование ассортимента товаров является важнейшим вопросом в торговой политике предприятия, которому необходимо уделить особое внимание.
Чем более точно определен сегмент рынка, тем легче будет провести позиционирование. Чем более точно товар соответствует ожиданиям целевой аудитории, тем устойчивей она будет. Чтобы обрести своего потребителя, надо дифференцировать свое предложение. Чтобы каждый потребитель нашел свой товар, необходим широкий выбор.
Сам термин произошёл от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. По мнению Ф. Котлера, товарный ассортимент – это группа товаров, тесно связанных между собой сходством принципов функционирования, продажей одним и тем же группам покупателей, реализацией через однотипные каналы сбыта или принадлежностью к одному и тому же диапазону цен. [12, с. 449]
Акулич И.Л определил ассортимент как совокупность всех ассортиментных групп товаров, изготавливаемых фирмой [1, с. 75].
Таким образом, ассортимент представляет собой - набор товаров, формируемый по определённым признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.
Ассортимент товаров классифицируется по местонахождению, широте охвата товаров, степени удовлетворения потребностей и по характеру потребностей [10, с. 76].
Промышленный ассортимент - набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей. Торговый ассортимент - набор товаров формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации потребительского спроса и материально-технической базы. В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает как правило товары разных изготовителей. Исключения составляют фирменные магазины организации-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретной фирмы. Торговый ассортимент по сути, формируется под воздействием промышлекного, поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав предложения. Однако в условиях рыночной зкономики производственные возможности изготовителя перестают быть определяющим фактором формирования торгового ассортимента. У работников торговли появилась реальная возможность влиять на промышленный ассортимент через заказы товаров пользующиеся спросом.
Простой ассортимент - набор товаров, ггредставленный небольшим количеством групп, видов и наименований, который удовлетворяет ограниченное число потребностей. Такой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными потребностями. Например хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.
Сложный ассортимент - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей, наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности. Характерен для предприятий и организаций, ориентирующихся на потребителей с различным спросом.
Групповой ассортимент - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное назначение. Например, молочные, обувные и другие группы товаров объединенные по признаку функиионaльного назначения: товары для детей, молодежи, людей пенсионного возраста, и тд. Составными частями группового ассортимента являются видовой и марочный ассортименты. Видовой ассортимент - набор товаров различных видов и наименнований. Например, ассортимент молока: пастеризованное, стерилизованное и др. – часть ассортимента молочных товаров. Марочный ассортимент - набор товаров одного вида марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов, мароч-ных вина и др.
Развернутый ассортимент – это набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент встречается, как правило, в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим.
Сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным товарам для данной организации. Например, товары сопутствующего ассортимента в обычном магазине - это предметы ухода за обувью, в строительном магазине – товары предназаначенные для ухода за напольными и настенными покрытиями, в продовольственном магазине – спички, и тд.
Смешанный ассортимент - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличаюшихся большим разнообразием фуккиионального назначения. Характерен для магазинов, торгующих непроповольственными и продовольственными товарами.
Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии. Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах на их проектирование, разработку.
Реальный ассортимент - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации производителя или продавца.
Прогнозируемый ассортимент - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
При формировании и анализе ассортимента необходимо также учитывать комплекс его свойств и показателей. Существует семь специфических свойств ассортимента: широта, глубина, структура, обновляемость, гармоничность и устойчивость (рисунок 1). Далее рассмотрим кратко каждое из них [1, с. 152].
Рисунок 1 – Свойства торгового ассортимента [1, с. 153]
Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большей широте требуются большие затраты.
Глубина - определяется общим количеством ассортиментных позиций в группе или подгруппе товаров. Глубоким ассортимент считается в том случае, если фирма предлагает много разновидностей товара. Обычно глубокий ассортимент предлагают крупные или специализированные магазины.
Полнота - означает соответствие фактического наличия товаров в торговом зале ассортиментному перечню. Коэффициент полноты ассортимента рассчитывают по формуле [16, с. 223]:
где
КП - коэффициент полноты ассортимента;
Рф - фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки;