Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:57, контрольная работа
Преодоление кризисного состояния и повышение эффективности производства возможно за счет выявления реального собственника активов предприятия, реформирования несостоятельных предприятий и представляет сложный процесс разработки и реализации комплекса мероприятий экономического, правового, организационного и технического характера. Применение новых методов управления и антикризисных процедур обязательно, так как диктуется современными условиями.
Введение…………………………………………..…………………………….…3
1. Понятие «стратегии» и ее роль в антикризисном управлении…....……4
2. Состав и виды стратегий в антикризисном управлении…………………7
Заключение………………………………………………………………….……13
Список литературы………………………………………………………...…….14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Марийский государственный технический университет»
Кафедра «Экономика и финансы»
Контрольная работа
по дисциплине
«Антикризисное управление»
Содержание
Тема: Стратегии в антикризисном управлении.
Введение…………………………………………..…………
1. Понятие «стратегии» и ее роль в антикризисном управлении…....……4
2. Состав и виды стратегий в антикризисном управлении…………………7
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Значит, любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса.
Сущность антикризисного управления предприятием состоит в способности руководства к анализу и регулированию механизма планирования и распределения прибыли. Основным проблемным вопросом в кризисном положении предприятия является финансирование.
В условиях углубления кризисных явлений антикризисное управление предприятием занимает ведущее место в системе государственного регулирования рыночных отношений на федеральном, региональном и местном уровнях.
Преодоление кризисного состояния и повышение эффективности производства возможно за счет выявления реального собственника активов предприятия, реформирования несостоятельных предприятий и представляет сложный процесс разработки и реализации комплекса мероприятий экономического, правового, организационного и технического характера. Применение новых методов управления и антикризисных процедур обязательно, так как диктуется современными условиями.
Таким образом, в антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления.
1. Понятие «стратегии» и ее роль в антикризисном управлении
Слово «стратегия» в переводе с греческого языка означает развертывания войск в бою. В условиях переходной экономики, когда происходит ускоряющийся процесс формирования институтов рынка и рыночных отношений, руководители большинства фирм осознали необходимость концентрации внимания на выработке долгосрочной стратегии деятельности.
Если рассматривать понятие стратегия в общем ракурсе, то это – ориентированное на долгосрочную перспективу определенное направление развития предприятия, охватывающее все аспекты его внутренней и внешней среды, которое служит для достижения поставленных целей.
Антикризисные стратегии — это стратегии, оптимизирующие поведение корпораций в условиях спада в отрасли, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности корпорации и угрозы банкротства. Они включают комплекс мер в области планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений с группами поддержки, а также юридических и других мероприятий с целью обезопасить фирму от угрозы банкротства или существенного спада и создать условия для поворота к оздоровлению корпорации. Спад в производственных, финансовых и других важных показателях, определяющих эффективность действия фирмы на рынке, носит закономерный, детерминированный характер; его причины можно исследовать и сделать соответствующие коррективы в части поведения, смягчающей последствия спада.
Для равновесного состояния организации стратегия может разрабатываться на длительный срок (5-7 лет) и не содержать резких реорганизационных мероприятий.
Для кризисных организаций стратегия разрабатывается на сравнительно короткий период (1-3 года) и содержит реорганизационных мероприятий и организационно-технологические новации.
Особенностью антикризисной стратегии является ее ограниченный по сроку и содержанию характер. Такая стратегия считается реализованной, как только организация вступила в сбалансированное функционирование и намеченное устойчивое состояние.
Несмотря на разработанные стратегии, предприятия оказываются в кризисной ситуации. Это происходит потому, что стратегия развития организации не соответствует изменениям, происходящим в его внешней и внутренней средах, т.е. методы и технологии управления неадекватны условиям развития организации.
Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).
Исследования, проведенные на российских предприятиях, находящихся в кризисной ситуации, обнаружили комплекс причин, из-за которых предприятие попадает в кризис. Их можно разделить на две группы:
• внешние причины, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени (табл. 1);
• внутренние причины кризиса, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.
Внутренние факторы, возникающие в результате деятельности самого предприятия, также могут быть причиной кризиса. Причем проведенные исследования подтвердили, что внутренние факторы усиливают действие внешних. Логическую цепочку поиска внутренних причин экономического кризиса на российских предприятиях можно построить, исходя из ответа на вопрос, увеличился или уменьшился объем продаж за последние два года.
Таблица 1
Влияние внешних факторов на появление кризисных ситуаций
Факторы внешней среды | Появление кризисных ситуаций | Возможные последствия |
Состояние национальной экономики | Правительство пытается сгладить последствия ухудшения экономической ситуации посредством бюджетной и кредитно-денежной политики | Ужесточение налогообложения, удорожание кредита, рост издержек |
Политические факторы | Отношение государства к предпринимательской деятельности ограничительного или запретительного характера, нестабильность деятельности правительства | Ухудшение инвестиционного климата, вывоз капитала из страны |
Правовые факторы | Недостаточное антимонопольное регулирование, ограниченное регулирование ВЭД, неразвитость законодательной базы | Монопольные цены и доходы, спад производства, отсутствие необходимых законодательных норм, трудности выхода на внешние рынки |
Социальные факторы | Традиции, жизненные ценности, менталитет плановой экономики, отсутствие навыков управления маркетингом и финансами, невысокий уровень культуры | Низкий уровень руководства, расточительство, коррупция, преступность |
Технологические факторы | Низкие расходы государства на науку и технику, низки технический уровень | Технологический застой, низкое качество и высокая себестоимость продукции, низкий уровень производительности труда и конкурентоспособности |
Взаимоотношения с покупателями и поставщиками | Медленный рост выручки, задержки поставок сырья и продукции | Рост неплатежей, снижение объема производства и качества продукции |
2. Состав и виды стратегии в антикризисном управлении
Как правило, перед организацией на различных этапах ее существования стоят различные альтернативы, одни из которых обеспечивают достижение эффективных результатов, другие – приводят к кризисным ситуациям и негативным последствиям.
Стратегия позволяет сосредоточить внимание на определенном круге возможностей и отбросить те, которые могут быть потенциально опасны для устойчивого развития и функционирования организации.
Как правило, стратегия формируется у крупномасштабных организаций и фирм, деятельность которых в принципе основана на стратегии. У небольших организаций, которые в большинстве своем предоставляют бытовые и хозяйственные услуги, основная цель – выживание в конкурентной борьбе. Но большие размеры организации определяют и большой комплекс рассматриваемых направлений при определении стратегии.
Состав стратегии в антикризисном управлении, как правило, включает в себя следующие элементы:
1) Сфера деятельности организации и основные направления ее развития. Необходимо определить особенности занимаемого сегмента рынка для его эффективного анализа и возможности предотвращения кризисов.
2) Цели деятельности организации. Для антикризисного управления наибольший интерес представляют цели в долгосрочном периоде, так как именно от них зависит направление развития организации. Определение целей определяет все дальнейшие действия по разработке стратегии.
3) Определение методов и форм достижения целей. Это крайне важный момент, поскольку здесь осуществляется поиск и выбор альтернатив. От того, какой будет программа достижения результата, зависит все функционирование организации. Важно рассматривать эти методы с точки зрения безопасности для деятельности организации и целесообразности по отношению к имеющимся ресурсам.
4) Кадровая политика. Определяет внутреннюю структуру персонала организации, уровень взаимоотношений между отделами и подразделениями.
5) Организация производственного процесса. С точки зрения антикризисного менеджмента это очень ответственный этап, поскольку сюда входят распределение ресурсов, оценка технической базы, обеспечение организации современными технологиями и т. д. Зачастую кризисы в организациях, вызванные внутренними причинами, возникают изза осложнений в производственном процессе вследствие нерационального использования имеющихся средств.
6) Оценка внутренней и внешней среды бизнеса. Стоит отметить, что от качества проведенного анализа зависит в целом вся деятельность организации, так как стратегия формируется именно на основании этих данных. Исследование среды бизнеса имеет первостепенное значение как для организаций, только выходящих на рынок, так и для организаций, пересматривающих свою стратегию в связи с кризисом или по другим причинам.
7) Разработка маркетинговой программы. В современных условиях это неотъемлемая составляющая любой стратегии, не говоря уже об антикризисном управлении.
Антикризисная стратегия всегда определяет три основных направления действий для менеджеров предприятия:
1. Изыскание способов увеличить доходы. Это мобилизация внутренних резервов - анализ выхода на новые рынки, повышение планов продаж коммерсантам, расширение номенклатуры продукции. Во-вторых, надо продумать возможности продажи активов, не задействованных в текущем бизнесе, для погашения части задолженности из доходов от продажи.
2. Возможности сокращения издержек. Антикризисное управление предприятием всегда ассоциируется с масштабным снижением издержек, «cost cutting». Это и уменьшение ФОТ, и отказ от реализации некоторых инвестиционных проектов, и сокращение операционных расходов.
3. Сокращение финансового цикла, снижение потребности в оборотных средствах. Если два предыдущих направления антикризисного управления предприятием вполне очевидны, то сокращению финансовому циклу практически всегда незаслуженно уделяют меньше всего внимания, хотя снижение потребности в оборотных средствах значительно облегчает процесс реструктуризации обязательств компании. Здесь речь может идти о пересмотре политики работы с покупателями и сокращении отсрочек, и, наоборот, о попытке договориться об отсрочках с поставщиками.
Если антикризисное управление предприятием не приводит к положительным результатам – требуется существенная реструктуризация бизнеса: переориентация производства, аварийная модернизация оборудования, закрытие неприбыльных направлений, избавление от непрофильных активов, полный пересмотр коммерческой политики.
Ключевым направлением кризисного управления является обоснование и выбор стратегии. При выборе стратегии необходимо предусмотреть локальные приемы, механизмы тактики ее реализации.
Практика кризисного управления выделяет следующие стратегии.
1) Стратегия устранения нежелательной оппозиции, конкуренции. В целях профилактики возможного конфликта имеет смысл приобщить активного оппозиционера к управлению фирмой вместо его отставки. Включаясь в управленческий процесс, оппозиционер превращается в активного проводника стратегии, которую недавно критиковал. В Японии эта стратегия отражена в системе бенчмаркинга, когда ведущий конкурент из оппозиции переходит в союз партнеров, основанный на взаимовыгодных интересах.
2) Стратегия позитивной компенсации. Практика отмечает случаи, когда табачные, алкогольные и другие компании антисоциальной ориентации пытаются, как никто другой, активно компенсировать свою деятельность за счет культурных и благотворительных акций. Подобные акции, безусловно, смягчают и нейтрализуют степень конфликтного потенциала в обществе.