Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 13:37, курсовая работа
Цели и задачи курсовой работы.Целью данной работы является изучение ассортиментной политики, методов и стратегий управления ассортиментом на предприятии. Для достижения данной цели в работе осуществляются следующие задачи:
- изучение понятия и функций ассортимента товара;
- рассмотрение факторов формирования товарного ассортимента;
- выявление значимости ассортиментной политики;
- классификация стратегий управления ассортиментом в торговом предприятии;
- изучение методов управления ассортиментом.
Проведя такую диагностику своего ассортимента, компания может определить перспективы развития ассортимента на ближайший период, найти средства повышения его прибыльности. Выработать различные стратегии поддержания либо восстановления баланса своего продуктового портфеля.
Доказано, что производственные затраты очень чувствительны к ассортименту. Например, сокращение наполовину ассортимента повышает производительность на 30%, сокращает издержки на 17% и существенно снижает точку безубыточности. Повторное сокращение ассортимента повышает производительность на 75%, сокращает издержки на 30% и снижает точку безубыточности более чем на 50%. В большинстве случаев с увеличением ассортимента издержки увеличиваются - обычно на 20-35% на единицу продукции при удвоении ассортимента. Это теория проверенная на практике, однако, чрезмерное сокращение ассортимента кроме снижения производственных затрат может также привести к резкому снижению продаж, так как узкий ассортимент не будет удовлетворять потребителей.
Таким образом, становится необходимым так сбалансировать ассортимент, чтобы предприятие не несло лишних производственных затрат, а потребитель остался доволен предложенной ему продукцией. К такому оптимальному результату должны привести описанные выше методики анализа и управления ассортиментом.
Заключение
Управление ассортиментом предприятия представляет собой сложный комплексный процесс, который включает в себя основные классические функции управления:
При формировании ассортиментной политики необходимо помнить о свойствах и показателях ассортимента. Полнота и устойчивость ассортимента розничных торговых предприятий определяются с помощью показателей, именуемых коэффициентами полноты и устойчивости ассортимента. На полноту ассортимента товаров влияют многие факторы, причем нередко случайные (задержка поставщиками отгрузки товаров, нарушение графика завоза и т.п.). Коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента можно рассчитывать как по всему товарному ассортименту, так и по ассортименту товаров отдельных товарных групп или потребительских комплексов. Определение и использование в процессе анализа товарного ассортимента показателей, характеризующих его полноту и устойчивость, позволяют не только оценить, но и сопоставить ассортимент одного магазина с ассортиментом другого магазина, обслуживающих один целевой рынок.
Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб организации, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источникам возможного поступления, ценах на товары и другой коммерческой информацией.
Так как, ассортимент - это перечень наименований изделий с указанием объема выпуска по каждому из них, а формирование ассортимента и структуры выпуска продукции, должно учитывать рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятия, то ассортиментная политика должна быть гибкой, что означает постоянное отслеживание рыночных тенденций и внесение соответствующих изменений в ассортимент. Управление ассортиментом является одной из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании.
Вопрос о расширении либо
сужении ассортимента выпускаемой
или продаваемой продукции
Как было сказано выше, в условиях рыночных отношений формирование ассортимента является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия, то есть первый и основной шаг в стратегическом планировании присутствия фирмы на рынке. Разумно и правильно подобранный ассортиментный портфель организации прямо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет управлять долей маржинального дохода и, следовательно, долей чистой прибыли в выручке компании. При несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия. Для проведения полноценного анализа ассортимента необходимо совместно использовать несколько известных и универсальных методов, возможных для адаптации к ситуации в конкретной компании. В работе были рассмотрены такие методы как: АВС – анализ, XYZ - анализ, матрица BCG и метод Дибба-Симкина. Как показывает практика, использование каждого метода в отдельности является малоэффективным. То есть в результате использования данных методов в совокупности, и при их тесном взаимодействии, будет обеспечен комплексный подход и активная роль прогнозирования спроса, а значит и ассортимент, при котором предприятие будет функционировать устойчиво и эффективно. Поэтому для объекта анализа было рекомендовано использование комплексной методики планирования ассортимента.
Таким образом, стал очевидным тот факт, что ассортиментная политика является важнейшей частью и центральным элементом коммерческой стратегии предприятия на рынке. Основной целью организации в области управления ассортиментом является формирование реального или прогнозируемого ассортимента максимально приближенного к рациональному, для удовлетворения как можно большего числа постоянно растущих разнообразных потребностей и обеспечение более высоких темпов развития предприятия по сравнению с конкурентами.
Глоссарий
№ |
Новое понятие |
Содержание | |
1. |
Ассортимент |
аssortiment - перечень видов и разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным показателям (признакам). | |
2. |
Конкурентоспособность |
competitive (конкурентоспособный) - способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. | |
3. |
Маржинальный доход |
marginal revenue — дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара. | |
4. |
Потребительский спрос |
consumer demand — часть совокупного спроса в экономике, относящаяся к потребительским товарам, в отличие от инвестиционного спроса, относящегося к инвестиционным товарам, также спроса на вооружения. | |
5. |
Рентабельность |
| |
6. |
Тенденция |
tendentia — выявленные в результате экономического анализа, свойства, признаки, присущие экономической системе, экономике страны, предприятия, фирмы, показателям доходов и расходов. | |
7. |
Точка безубыточности |
break-even point - минимальный объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. |
Список использованных источников:
Приложение А
Рисунок А.1 – Составные части товарной политики*
*Рисунок выполнен на основе источника 7.
Рисунок А.2 – Составляющие системы формирование ассортимента*
*Рисунок выполнен на основе источника 7.
Приложение Б
Рисунок Б.1 – Формирование стратегии и тактики управления ассортиментом*
*Рисунок выполнен на основе источника 18.
Приложение В
Рисунок В.1 – Проведение АВС-анализа*
*Рисунок выполнен на основе источника 3.
Приложение Г
Рисунок Г.1 – Классификация товаров фирмы по матрице BCG*
*Рисунок выполнен на основе источника 17.