Стратегии управления ассортиментом

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи курсовой работы.Целью данной работы является изучение ассортиментной политики, методов и стратегий управления ассортиментом на предприятии. Для достижения данной цели в работе осуществляются следующие задачи:
- изучение понятия и функций ассортимента товара;
- рассмотрение факторов формирования товарного ассортимента;
- выявление значимости ассортиментной политики;
- классификация стратегий управления ассортиментом в торговом предприятии;
- изучение методов управления ассортиментом.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 2.91 Мб (Скачать)

Проведя такую диагностику  своего ассортимента, компания может  определить перспективы развития ассортимента на ближайший период, найти средства повышения его прибыльности. Выработать различные стратегии поддержания либо восстановления баланса своего продуктового портфеля.

Доказано, что производственные затраты очень чувствительны  к ассортименту. Например, сокращение наполовину ассортимента повышает производительность на 30%, сокращает издержки на 17% и  существенно снижает точку безубыточности. Повторное сокращение ассортимента повышает производительность на 75%, сокращает издержки на 30% и снижает точку безубыточности более чем на 50%. В большинстве случаев с увеличением ассортимента издержки увеличиваются - обычно на 20-35% на единицу продукции при удвоении ассортимента. Это теория проверенная на практике, однако, чрезмерное сокращение ассортимента кроме снижения производственных затрат может также привести к резкому снижению продаж, так как узкий ассортимент не будет удовлетворять потребителей.

Таким образом, становится необходимым так сбалансировать ассортимент, чтобы предприятие не несло лишних производственных затрат, а потребитель остался доволен предложенной ему продукцией. К такому оптимальному результату должны привести описанные выше методики анализа и управления ассортиментом.

 

Заключение

 

Управление ассортиментом  предприятия представляет собой  сложный комплексный процесс, который включает в себя основные классические функции управления:

  • планирование, в процессе которого изучается спрос на товары, проводятся маркетинговые исследования; организацию, которая подразумевает создание коммуникационной системы по формированию ассортимента;
  • координацию, в процессе которой, осуществляется разработка ассортиментного портфеля организации и вырабатывается ассортиментная стратегия, то есть выделяются стратегические группы товаров, определяются методы и принципы формирования торговых надбавок;
  • контроль, который включает анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров).

При формировании ассортиментной политики необходимо помнить о свойствах  и показателях ассортимента. Полнота  и устойчивость ассортимента розничных  торговых предприятий определяются с помощью показателей, именуемых  коэффициентами полноты и устойчивости ассортимента. На полноту ассортимента товаров влияют многие факторы, причем нередко случайные (задержка поставщиками отгрузки товаров, нарушение графика завоза и т.п.). Коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента можно рассчитывать как по всему товарному ассортименту, так и по ассортименту товаров отдельных товарных групп или потребительских комплексов. Определение и использование в процессе анализа товарного ассортимента показателей, характеризующих его полноту и устойчивость, позволяют не только оценить, но и сопоставить ассортимент одного магазина с ассортиментом другого магазина, обслуживающих один целевой рынок.

Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят  от квалификации работников магазинов  и коммерческих служб организации, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источникам возможного поступления, ценах  на товары и другой коммерческой информацией.

Так как, ассортимент - это  перечень наименований изделий с  указанием объема выпуска по каждому  из них, а формирование ассортимента и структуры выпуска продукции, должно учитывать рациональное использование  трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятия, то ассортиментная политика должна быть гибкой, что означает постоянное отслеживание рыночных тенденций  и внесение соответствующих изменений  в ассортимент. Управление ассортиментом  является одной из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании.

Вопрос о расширении либо сужении ассортимента выпускаемой  или продаваемой продукции может  иметь различные решения в  зависимости от целого комплекса  конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие. В настоящее  время используются такие стратегии  управления ассортиментом как: стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация, сокращение и самая распространённое направление – расширение ассортимента. Все эти направления должны взаимодействовать между собой, для достижения наилучших результатов предприятия.

Как было сказано выше, в условиях рыночных отношений формирование ассортимента является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия, то есть первый и основной шаг в стратегическом планировании присутствия фирмы на рынке. Разумно и правильно подобранный ассортиментный портфель организации прямо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет управлять долей маржинального дохода и, следовательно, долей чистой прибыли в выручке компании. При несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия. Для проведения полноценного анализа ассортимента необходимо совместно использовать несколько известных и универсальных методов, возможных для адаптации к ситуации в конкретной компании. В работе были рассмотрены такие методы как: АВС – анализ, XYZ - анализ, матрица BCG и метод Дибба-Симкина. Как показывает практика, использование каждого метода в отдельности является малоэффективным. То есть в результате использования данных методов в совокупности, и при их тесном взаимодействии, будет обеспечен комплексный подход и активная роль прогнозирования спроса, а значит и ассортимент, при котором предприятие будет функционировать устойчиво и эффективно. Поэтому для объекта анализа было рекомендовано использование комплексной методики планирования ассортимента.

Таким образом, стал очевидным  тот факт, что ассортиментная политика является  важнейшей частью и центральным элементом коммерческой стратегии предприятия на рынке. Основной целью организации в области управления ассортиментом является формирование реального или прогнозируемого ассортимента максимально приближенного к рациональному, для удовлетворения как можно большего числа постоянно растущих разнообразных потребностей и обеспечение более высоких темпов развития предприятия по сравнению с конкурентами.

 

Глоссарий

 

Новое понятие

Содержание

1.

Ассортимент

аssortiment - перечень видов и разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным показателям (признакам).

2.

Конкурентоспособность

competitive (конкурентоспособный) - способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке.

3.

Маржинальный     доход

marginal revenue  — дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара.

 

4.

Потребительский   спрос

consumer demand — часть совокупного спроса в экономике, относящаяся к потребительским товарам, в отличие от инвестиционного спроса, относящегося к инвестиционным товарам, также спроса на вооружения.

5.

Рентабельность

 
rentabel — важный показатель экономической эффек-ти производства на предприятиях,  объединениях, отраслях экономики и в народном хозяйстве в целом.

6.

Тенденция

tendentia — выявленные в результате экономического анализа, свойства, признаки, присущие экономической системе, экономике страны, предприятия, фирмы, показателям доходов и расходов.

7.

Точка    безубыточности

break-even point - минимальный объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.


Список использованных источников:

 

  1. Акулич, И.Л. Маркетинг [Текст]: Учебник / И.Л. Акулич. – 6-е изд., перер. и доп. – М.: Выш. Шк., 2002. – 447 с. - ISBN 985-06-0770-Х.
  2. Беляев, В.И. Маркетинг. Основы теории и практики [Текст]: Учебник / В.И. Беляев. — М.: КНОРУС, 2005. — 672 с. - ISBN 5-94761-040-Х
  3. Березин, И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. [Текст]: Учебное пособие / И. С. Березин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Вершина, 2008. - 480 с.  - ISBN 978-5-9626-0335-3.
  4. Бузукова, Е. Ассортимент розничного магазина. Методы анализа и практические советы [Текст]: Учебное пособие / Е. Бузукова. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с. - 978-5-91180-106-9.
  5. Данченок, Л.А. МАРКЕТИНГ [Текст]: Учебное пособие / Л.А. Данченюк Московский  государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. – 300 с. - ISBN 5-7764-0317-0
  6. Ерёмин, В.Н. Маркетинг: Основы и маркетинг информации [Текст]: Учебник / В.Н. Ерёмин. — М.: КНОРУС, 2006. — 656 с. - ISBN 5-85971-313-4
  7. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах [Текст]:  Учебное пособие (Серия «Высшее образование») / П.С. Завьялов - М.: ИНФРА-М, 2002. - 496 с. - I8ВN 5-16-000011-9
  8. Захаров, С.В. Маркетинг [Текст]: Учебник / С.В. Захаров, Б.Ю Сербиновский, В. И. Павленко. – изд. 2-е, доп. И перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 361, сю: ил. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-222-15843-2
  9. Ильин, А.И. Экономическое образование. Планирование на предприятии. [Текст]: Учебник / А.И Ильин. – М.: Новое знание, 2008. – 672 с. - ISBN 978-5-94735-138-5
  10. Колюжнова, Н. Я. Маркетинг: общий курс  [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов/ Н.Я. Колюжнова, А.Я. Якобсон. - М.: Изд-во Омега, 2006. -476 с. ил., табл. - (Высшее экономическое образование). - ISBN 5-98119-581-9.
  11. Кондрашов, В.М. Менеджмент продаж [Текст]: Учебное пособие / В.М Кондрашов.  - М.: Проспект, 2007. – с. 309. - ISBN  978-5-9558-0047-9
  12. Котлер, Филип. Основы маркетинга [Текст]: Учебное пособие / Ф. Котлер, Г. Армстронг. – 9-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. - 1200 с. – ISBN 5-8459-0495-1
  13. Марчанд, Д. Маркетинг. Управление взаимоотношениями с клиентами [Текст]: Учебное пособие / Д. Марчанд, Р. Мидоуз. -  пер. с англ. И. В. Самошкиной.  – 2007. - № 1. – 99 с.
  14. Николаева, М.А Маркетинг товаров и услуг [Текст]: Учебное пособие / М.А Николаева. – М.: Деловая литература,  2001. – 448 с. - ISBN: 5-93211-008-2
  15. Панкрухин, А.П. Маркетинг [Текст]: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности / А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. - 656 с. - ISBN 5-98119-410-3.
  16. Памбухчиянц, О.В. Организация предпринимательской деятельности [Текст]: Учебник / О.В Памбухчиянц. – 6-е изд. – М.: Дашков и К, 2009. – 448 с. ISBN 978-5-394-00344-8
  17. Снегирёва, В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям [Текст]: Учебное пособие / В. Снегирёва. – СПб.: Питер, 2007. – 417 с. - ISBN 5-469-00398-1
  18. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии [Текст]: Учебное пособие / Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. – 2-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2000. – 577 с. - ISBN 5-85173-059-5

 

Приложение А

 

 

Рисунок А.1 – Составные  части товарной политики*

*Рисунок выполнен на  основе источника 7.

 

Рисунок А.2 – Составляющие системы формирование ассортимента*

*Рисунок выполнен на  основе источника 7.

Приложение Б

Рисунок Б.1 – Формирование стратегии и тактики управления ассортиментом*

*Рисунок выполнен на  основе источника 18.

 

Приложение В

 

Рисунок В.1 – Проведение АВС-анализа*

*Рисунок выполнен на  основе источника 3.

Приложение Г

 

Рисунок Г.1 – Классификация  товаров фирмы по матрице BCG*

*Рисунок выполнен  на основе источника 17.


Информация о работе Стратегии управления ассортиментом