Система управления ассортиментом

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Отсутствие целостной концепции управления ассортиментом на основе методологического подхода и технологий, адаптированных к рынку, не может не оказывать затормаживающего воздействия на конечные результаты деятельности российских товаропроизводителей. Систематическая потребность в получении более широкого и точного представления о структуре, содержании, принципах и методах оперативного управления ассортиментом в рыночных условиях требует формирования соответствующего методологического аппарата.
Целью данной работы является изучение системы управления и планирования ассортимента на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. ПОНЯТИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.2. ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ АССОРТИМЕНТОМ 11
1.3. ПЛАНИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА 18
ГЛАВА 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ 22
2.1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 22
2.2. МАРКЕТИНГОВЫЕ СРЕДСТВА В УПРАВЛЕНИИ АССОРТИМЕНТОМ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

1526-2 Ассортиент и номенклатура.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

      На  сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество компаний. Каждая из них занимается каким-либо видом деятельности – производство, торговля, услуги и т.п.

      Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.

      Сущность  планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.

      Итак, товарный ассортимент — это вся  совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

      Для большинства российских предприятий  основной резерв оптимизации ассортимента до сих пор заложен в значительном сокращении ассортиментного ряда. Кроме влияния на экономику предприятия, большой ассортимент распыляет силы компании, затрудняет грамотное предложение товара клиентам (даже сотрудники отдела продаж не всегда способны объяснить разницу между той или иной позицией или наименованием), рассеивает внимание конечных потребителей.

      Задача  управления ассортиментом лежит  на стыке экономического и маркетингового анализа. Маркетинговый анализ позволяет понять, насколько та или иная позиция перспективна с точки зрения рынка, какой спрос на нее ожидается, растет он или падает. Экономический анализ позволяет оценить, насколько та или иная позиция выгодна самой компании. При сопоставлении данных двух анализов мы и получаем оптимальный ассортимент — и выгодный, и востребованный рынком.

      Отсутствие  целостной концепции управления ассортиментом на основе методологического  подхода и технологий, адаптированных к рынку, не может не оказывать  затормаживающего воздействия на конечные результаты деятельности российских товаропроизводителей. Систематическая потребность в получении более широкого и точного представления о структуре, содержании, принципах и методах оперативного управления ассортиментом в рыночных условиях требует формирования соответствующего методологического аппарата.

      Целью данной работы является изучение системы управления и планирования ассортимента на предприятии.

      Структура данной работы состоит из введения, двух основных глав, заключение и списка использованной литературы.

      Во  введении дается актуальность темы, формулируется  цель исследования, а так же задачи, построена структура работы.

      Первая  глава посвящена изучению сущности ассортиментной политики на предприятии. Вторая глава рассматривает систему управления ассортиментом на предприятии.

      В заключении подводятся итоги проделанной  работы.

 

Глава 1. Ассортиментная политика предприятия

1.1. Понятие ассортиментной политики предприятия

      Сущность  планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

      Номенклатура, или товарный ассортимент, — это  вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров.

      Вид товара (автомобиль, трактор, металлообрабатывающий  станок) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, предприятие производит холодильники и стиральные машины. Холодильники представлены одно-, двух- и трех камерными моделями и морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемом и некоторыми техническими данными1.

      Товарный  ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

      Формирование  ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.

      В общих чертах планирование ассортимента продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработки спецификаций и характеристик этой продукции в соответствие с требованиями Потребителей.

      Под ним подразумевается политика и  стратегия предприятия в области  разработки (проектирования), маркировки, упаковки и установления цены продукции и услуг, которые рассматриваются и решаются только в комплексе, поскольку они неразрывно связаны между собой и служат для потребителя "образом" продукции или услуги.

      Планирование  ассортимента является непрерывным  процессом, продолжающимся в течение всего жизненного цикла продукции, начиная с зарождения замысла о создании нового изделия и кончая снятием его с производства. Иначе говоря, предприятие не может сколь угодно долго поставлять на рынок одну и ту же продукцию. Необходимым этапом является анализ жизненного цикла продукции (рис. 1). Постоянное новаторство в выпуске продукции - обязательное условие выживания предприятия в условиях рынка.

      Следовательно, приступая к разработке новых  видов продукции, надо больше внимания уделять её концепции, а не самому производственному циклу. Концепция продукции должна постоянно пересматриваться и уточняться с учётом результатов пробного маркетинга и замечаний Потребителей.

      Любое предприятие-изготовитель, решившееся на инновацию, может выбрать один из следующих вариантов по поиску замысла новой продукции:

    • купить информацию о новых видах продукции у внешних источников;
    • изобрести самостоятельно новый вид продукции, используя информацию и аналитические материалы службы маркетинга;
    • усовершенствовать конструкцию или внешнее оформление ранее выпускаемой продукции;
    • привлечь другого партнёра к разработке новой продукции.

    

    Рис. 1. Анализ жизненного цикла продукции

      Необходимость действий в одном из этих направлений  связана с тем, что, как уже  указывалось, каждый вид продукции имеет свой жизненный цикл. Однако время от времени появляются неординарные виды продукции, которые имеют исключительно высокую продолжительность жизненного цикла. В этом случае необходимо тщательно продумать систему её разработки. Стадиями такого анализа могут быть, например:

    • принятие долгосрочных решений о стратегии технологических инноваций или действиях в случае непредвиденных событий;
    • проведение фундаментальных исследований, открывающих возможность прорыва в сфере технологии;
    • проведение прикладных исследований, обеспечивающих практическое использование прикладных исследований применительно к потребностям выявленных групп Потребителей;
    • конструирование и разработка новых видов продукции, как на основе прикладных исследований, так и непосредственно на основе изучения рынка.

      Таким образом, рассмотренная система  в высшей степени "открыта" для  взаимодействия с возникающими время  от времени идеями создания новой  продукции, которые будут предметом  дальнейшего творческого развития в целях организации её производства и внедрения на рынок.

      Основные  виды стратегий по разработке новой  продукции фактически сводятся к  проведению работ в следующих направлениях:

    • разработка принципиально новой продукции, отличающейся от продукции конкурентов существенной новизной, защищенной патентами;
    • разработка продукции с улучшенными характеристиками относительно ранее выпускаемой;
    • разработка новых видов использования ранее выпускаемой продукции за счет ее модернизации или дополнительных приспособлений;
    • сокращение ассортимента выпускаемой продукции или снятия с производства продукции, не пользующейся спросом.

      Приступая к планированию ассортимента и разработке новой продукции, следует всегда помнить, что никакие, самые хорошо продуманные планы сбыта и  рекламы не могут компенсировать ошибки, допущенные ранее при планировании ассортимента продукции, т.е. при отборе и оценке продукции, его техническом испытании, изучении рынка и проведении пробной продажи. Потенциальные трения между производственными подразделениями и службой маркетинга могут свести на нет лучшие намерения и тех и других, и привести к принятию неудачного компромиссного решения.

      Планирование  ассортимента продукции предполагает координацию целого ряда взаимосвязанных видов деятельности: научно-технических исследований и разработок, исследований рынка, организации товародвижения, стимулирования сбыта и рекламы. Максимальная эффективность достигается не столько за счёт оптимизации каждого элемента в отдельности, сколько суммой составных частей.

      Если  ответственность за различные элементы маркетинга будет возложена на различные узкоспециализированные отделы, возникает опасность того, что каждый отдел будет рассматривать свою собственную деятельность как наиболее важную и требующую преимущественного права использования ресурсов предприятия.

      Такое положение приводило, да порой и  сейчас нередко приводит к тому, что когда отдел сбыта, получал продукцию, созданную с соблюдением всех норм по защите коммерческой тайны, на основе спецификаций, которые полностью удовлетворяли разработчиков и производственников, оказывалось, что она больше удовлетворяет амбициям последних, нежели потребности конечного Потребителя. Это противоречит самой сути концепции маркетинга.

      Любой замысел новой продукции, прежде всего, должен быть протестирован на её значимость группой потенциальных Потребителей с точки зрения его полезности и наличия самой потребности, а так же уровня цены, по которой она может быть реализована.

      Если  замысел встречает благоприятный  отклик, он должен быть воплощен в "предложение" Потребителю. Задача планирования ассортимента заключается, прежде всего, в том, чтобы подготовить потребительскую спецификацию на изделие, передать её проектному отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведён до товарного состояния.

      Как бы логично ни звучало всё изложенное, необходимо признать, что подобная организация планирования ассортимента продукции пока применяется только на отдельных предприятиях. Основные этапы разработки нового вида продукции представлены на рис. 2.

      В течении десятилетий на Западе, и  как минимум одного десятилетия  в России, большой, широкий ассортимент  воспринимался как однозначное  и очевидное конкурентное преимущество производителя, поставщика или розничного торговца.

      Давайте вспомним - как это было в России, в супермаркетах. Еще в начале 90-х годов прошлого века кто-то первым (сегодня уже вряд ли удастся установить - кто именно) догадался объявить – «У нас три тысячи наименований товаров!» . Не прошло и полутора лет, как по 3000 наименований стало в «обычном» супермаркете, а лидеры стали заявлять о пяти тысячах; потом о семи, двенадцати, пятнадцати тысячах. Сегодня супермаркеты уже заявляют о 20-25 тысячах наименований товаров, а гипермаркеты – о 40-60 тысячах.

Информация о работе Система управления ассортиментом