Совершенствование каналов реализации молочной продукции в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является оценка функционирования и совершенствование каналов реализации молочной продукции на примере ЗАО «Барнаульский молочный комбинат».
Задачи дипломной работы:
Изучить теоретические основы реализации молочной продукции;
Проанализировать современный уровень реализации молочной продукции в исследуемой организации;
Разработать предложения по совершенствованию каналов реализации молочной продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………....3
1. Теоретические основы каналов реализации молочной продукции………………………………………………..………………………6
1.1 Сущность, понятие, функции и формирование каналов реализации продукции.…….……………………………………………………………….....6
1.2 Товародвижение сельскохозяйственной продукции……………….….…14
1.3 Особенности организации каналов реализации молочной продукции.......23
2. Оценка каналов реализации молочной продукции ЗАО «Барнаульский молочный комбинат»…….…………………………………………………….29
2.1 Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Барнаульский молочный комбинат»…………………………………………………………….29
2.2 Маркетинговый анализ деятельности ЗАО «Барнаульский молочный комбинат»……………………………………………………………………..…51
2.3 Оценка каналов реализации молочной продукции ЗАО «Барнаульский молочный комбинат»…………………………………………………..…….…..57
3. Совершенствование каналов реализации молочной продукции …......68
3.1 Экономическая оценка перспективного развития организации………….68
3.2 Оптимизация каналов реализации…………………………………………..75
Выводы и предложения…………………………………………..……..………81
Список использованных источников...………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

     Продукция комбината не раз становилась  победителем различных отраслевых выставок-конкурсов. Дипломы первой степени с вручением медали краевого смотра-конкурса, проводимого «Алтаймолпромом» совместно с Управлением пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края, диплом первой степени Алтайской ярмарки, большая, малая золотые медали Сибирской ярмарки являются свидетельством высокой оценки качества продукции. В октябре 2006 г. на выставке «Алтайская нива. Алтайагротех» продукция удостоена девяти медалей: трех золотых, четырех серебряных, двух бронзовых. Дважды (в 2005 и 2007 гг.) комбинат участвовал в работе Международной выставки «Зеленая неделя» в Берлине. В 2005 г. его продукция была отмечена медалью этой выставки. Ежегодно ЗАО «БМК» принимает участие в «Празднике сыра», на котором твердые сыры отмечаются дипломами, в том числе в номинациях «Сырное чудо» и «Народное признание». Высокая репутация продукции позволила организовать ее сбыт не только в Алтайском крае, но и в Кемеровской, Новосибирской областях, республике Алтай и на Дальнем Востоке.

     Основой роста объемов производства, расширения ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции является не только следование в работе сложившимся традициям, таким как, использование в производстве только натурального сырья, традиционные рецепты изготовления любимых покупателями молочных продуктов, но и достижение передовых технологий.

     Это и современная, отвечающая новым  стандартам упаковка, и использование  бифидобавок и йогуртовых культур. Новые технологии обработки молочных продуктов, яркая этикетка и за короткое время зарекомендовавшая себя с  лучшей стороны, торговая марка, которая теперь известна не только в Алтайском крае, но и Кемеровской, Томской, Новосибирской областях (приложение Б и В).

    В настоящее время ассортимент ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» достаточно разнообразен. Организация выпускается долее 25 видов и более 100 наименований продукции: молоко, сметана, творог, кефир, йогурты, ряженка, сырки, сыры и т.д. (таблица 1).

 

      
 
 

Таблица 1 – Состав и структура товарной продукции ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» за 2006 – 2011 гг.

Продукция 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Молоко 183495 50 196508 49 203190 49 216740 47 218449 46
Кисломолочная продукция 80738 22 88228 22 95347 23 110676 24 113974 24
Сыры 31194 8,5 34890 8,7 37321 9 46115 10 47489 10
Творог 30460 8,3 33286 8,3 35248 8,5 39198 8,5 42740 9
Сметана 22753 6,2 24463 6,1 24880 6 29975 6,5 33242 7
Сливочное масло 18350 5 23661 5,9 18660 4,5 18446 4 18996 4
Итого 366990 100 401037 100 414674 100 461149 100 474890 100
 

 

     

    По  данным таблицы 1  видно, что в структуре товарной продукции наибольший удельный вес за анализируемый период занимают молоко и кисломолочная продукция. В 2010 году 46% в структуре товарной продукции составляет молоко, 24% кисломолочная продукция, 10% сыры и творог 9%, сметана 7%, и лишь 4% приходится на сливочное масло.

Рисунок 3 – Динамика товарной продукции  ЗАО «Барнаульский молочный комбинат»  за 2006 – 2010 г.г, тыс. руб. 

    Как видно из рисунка 3 стоимость молока в 2010 году увеличилась на 34954 тыс. руб. по сравнению с 2006 годом. Стоимость кисломолочной продукции увеличилась за анализируемый период на 33236 тыс. руб. за счет появления в ассортименте новых товаров (различные йогурты с добавками, кефир различной жирности). Стоимость сыров увеличилась за анализируемый период на 16295 тыс. руб. за счет удобной расфасовки для потребителей, а также за счет увеличения цены на сыр. Появление творога различной жирности, новых видов продукции данной категории (глазированные сырки, творожные десерты) позволили увеличить стоимость творога за анализируемый период на 12280 тыс. руб. За анализируемый период расширяется ассортимент сметаны, что привело к увеличению ее стоимости на 10489 тыс. руб.

     В настоящее время ассортимент  производимой ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» продукции составляет более 100 наименование и постоянно расширяется. Всю реализованную ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» продукцию можно объединить в шесть ассортиментных групп (рисунок 4). 

Рисунок 4 - Структура реализации продукции по ассортиментным группам ЗАО «Барнаульский молочный комбинат», 2010 г., %. 

    Рисунок 4 показывает, что большую долю в реализации продукции по ассортиментным группам за 2010 год занимает молоко -  46%, 24% составляют кисломолочные продукты, на долю сыров приходится 10% от общего объема реализации.

    Конечными потребителями продукции ЗАО «Барнаульский молочный комбинат»» являются широкие слои населения города Барнаула, а также края.

    Соотношение объемов реализации продукции ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» в 2010 году на рынках города и края представлено на рисунке 5.

Рисунок 5 – Структура реализации продукции ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» на рынке Алтайского края и г. Барнаула в 2010 г., % 

    В настоящее время активно ведется освоение рынков сбыта Сибири и Дальнего востока. Уже налажены поставки продукции в Новокузнецк и Новосибирск. Ведутся переговоры по заключению договора поставки в Кемерово и Владивосток.

    Конкуренция со стороны производителей, находящихся за пределами Алтайского края разворачивается в основном по продукции, подлежащей относительно длительному хранению (сыры, масло, сухое молоко, молочные консервы).

    Все возрастающую конкуренцию предприятиям перерабатывающей промышленности составляет распространение перерабатывающих мини-цехов, которые отличаются более низкой себестоимостью переработки и продвижения готовой продукции к потребителю. Укорачивается многоканальная цепочка «производитель сырья - потребитель готовой продовольственной продукции» за счет исчезновения традиционных посреднических звеньев.

    Реализация  произведенной продукции осуществляется через торговые сети г. Барнаула и других городов, через собственные торговые точки (киоски). Поставщиками сырья являются пригородные хозяйства, а так же хозяйства других районов Алтайского края. Расчеты с поставщиками осуществляются перечислением выручки после переработки и реализации продукции, передачей поставщику части готовой продукции.

    Чтобы проанализировать размеры производства ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» необходимо составить таблицу 2, которая отражает  стоимость товарной продукции, основных средств, численность работников и объем закупок молочного сырья. 

    Таблица 2 – Размеры производства на ЗАО «БМК» за 2006 – 2010 г.г.

Показатели 2006 г. 2007 г.
  1. г.
2009 г. 2010 г.
  1. Товарная продукция, тыс. руб.
366990 401037 414674 461149 474890
  1. Стоимость основных средств, тыс. руб.
540540 559260 584823 593879 603623
  1. Среднегодовая численность работников, чел.
262 261 274 296 308
  1. Объем закупок молочного сырья, тонн
130230 143300 159860 173800 191200

 

    За  анализируемый период наблюдается  тенденция увеличения размеров производства. Стоимость товарной продукции увеличилась  в 2010 году по сравнению с 2006 годом на 107900 тыс. руб., за счет увеличения объемов производства Стоимость основных средств предприятия составляет на конец 2010 года 603623 тыс. руб. Среднегодовая численность работников в 2010 году составляет 308 человек. За исследуемый период численность работников увеличилась на 46 человек, это объясняется расширением ассортимента молочной продукции. Объем закупок молочного сырья к 2010 году увеличился на 60970 тонн по сравнению с 2006 годом.

    Повышение размеров производства организации объясняется в первую очередь повышением покупательской способности населения и увеличением объемов поступления сырья, которое вызвано расширением товарного ассортимента.

    Объем   производимой   продукции   и   эффективность   использования   производственных мощностей непосредственно зависят от обеспеченности ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» молочным сырьем. Поставщиками молочного сырья на ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» являются хозяйства многих районов Алтайского края. За последние годы сырьевая база ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» увеличилась на 46,8 %.

    Сезонность  поставок молочного сырья влияет на обеспеченность организации молочным сырьем (рисунок 6).

    Так, на май - сентябрь 2010 года приходится 59,2% молочного сырья от общего объема его закупок: в мае 14,1%, в июне 14,5%, в июле 11,1%, в августе 10,5%, в сентябре 9%. Таким образом, за исследуемый период усилился характер сезонности обеспечения ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» молочным сырьем.

Рисунок 6 - Сезонность поступления молочного сырья в ЗАО «Барнаульский молочный комбинат», 2010 г., тонн. 

    Вышеперечисленные факторы положительно сказываются на эффективности  использования производственных мощностей (таблица 3). 
 

Таблица 3 – Использование производственных мощностей за 2006 – 2010 г.г.

Показатели                                                          Года
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
  1. Среднегодовая мощность по выпуску, тонн
- цельного молока

- сыры

 
 
 
41600

400

 
 
 
41600

400

 
 
 
41600

400

 
 
 
41600

400

 
 
 
41600

400

  1. Произведено продукции, тонн
- цельного молока

- сыры

 
 
26213,6

185,7

 
 
28072

205,2

 
 
28221

213,3

 
 
29289

259,1

 
 
29520

264

  1. Использование мощностей, %
- цельного молока

- сыры

 
 
63

46,4

 
 
67,5

51,3

 
 
67,8

53,3

 
 
70,4

64,8

 
 
71

66

 

    В 2010 году использование производственных мощностей по выпуску цельного молока увеличилось на 8% по сравнению с 2006 годом. Использование производственных мощностей по выпуску сыра увеличилось на19,6% в сравнении с 2006 годом.

    Основными поставщиками ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» являются крестьянские и фермерские хозяйства Алтайского грая и Республики Алтай, а также осуществляет поставку молока Романовский молоко - приемный пункт.

    На  объем производимой продукции и  эффективность использования производственных мощностей влияет качество закупаемого  у сельхозтоваропроизводителей молока, так как для производства продукции оно представляет ценность в том случаи, если отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и обладает необходимым химическим составом.

    Качество  молочной продукции определяется в  настоящее время по государственному стандарту ГОСТ 13264-70. В соответствии с этим стандартом молоко должно быть однородной жидкостью от белого до слабо-желтого цвета, без осадков и хлопьев, не замороженное. По качеству молоко делится на три товарных сорта; первый, второй, несортовое. К каждому сорту предъявлены свои требования согласно установленному стандарту. Качество молока характеризуется такими показателями как жирность, содержание белка, загрязненность, кислотность и т. д. 

Таблица 4 – Качество молочного сырья закупаемого ЗАО «Барнаульский молочный комбинат», 2006 – 2010 г.г., тонн.

Показатели Года
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Закуплено молоко в пересчете на установленную  жирность, тонн

В том  числе:

1 сорт

2 сорт

Несортовое

 
 
130230 

111347

8595

10288

 
 
143300 

123955

8741

10604

 
 
159860 

143874

4796

11190

 
 
173800 

155551

6083

12166

 
 
191200 

178772

4780

7648

Охлажденное до 10 градусов С молоко, из общего объема закупок, тонн  
 
130230
 
 
143300
 
 
159860
 
 
173800
 
 
191200

Информация о работе Совершенствование каналов реализации молочной продукции в организации