Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:10, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении ассортиментной политики ОСП Комбинат кооперативной промышленности Петриковского райпо и разработке направлений её совершенствования в современных условиях.
Соответственно, задачами дипломной работы явились:
- теоретическое изучение роли и значения коммерческой работы по формированию ассортимента в деятельности организации;
- определение принципов и этапов коммерческой работы по формированию ассортимента в деятельности организации;
- представление организационно-экономической характеристики ОСП Комбинат кооперативной промышленности Петриковского райпо, оценке его сильных и слабых позиций на рынке;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1 Сущность и содержание ассортиментной политики промышленного предприятия……………..…………………………………………………..
6
2 Организационно - экономическая характеристика ОСП «Комбинат кооперативной промышленности» Петриковского райпо……………………
14
3 Анализ состояния ассортиментной политики ОСП «Комбинат кооперативной промышленности» Петриковского райпо……….......................
23
3.1 Оценка конкурентоспособности выпускаемой продукции……………… 23
3.2 Анализ и планирование ассортимента продукции на предприятии…..... 31
4 Совершенствование ассортиментной политики ОСП «Комбинат кооперативной промышленности» Петриковского райпо...……………….
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………... 43
Окончание таблицы 2.3
1 | 2 | 3 | |||||||
Качество управления в рыночных условиях | 2 | ||||||||
Организационная структура предприятия | 4 | ||||||||
Проблемы
адаптации руководителей и |
4 | ||||||||
Уменьшение сбыта и прибыли из-за снижения покупательского спроса и роста издержек | 4 | ||||||||
Удобное географическое размещение | 5 | ||||||||
Мощная bсследовательская, конструкторская, технологическая, экспериментальная и испытательная база | 5 | ||||||||
Ухудшающаяся конкурентная позиция | 5 | ||||||||
Низкая рентабельность продукции | 5 | ||||||||
Плохой контроль за выполнением стратегии | 2 | ||||||||
Наличие сложно разрешимых производственных проблем | 2 | ||||||||
Неспособность противостоять конкурентному давлению | 2 | ||||||||
Высокая текучесть кадров | 3 | ||||||||
Невысокая популярность предприятия | 2 | ||||||||
Итого | 48 | 68 | |||||||
Факторы, определяющие возможности и угрозы деятельности предприятий Республики Беларусь | |||||||||
Факторы | Возмож-ности | Угрозы | |||||||
Политическая ситуация в стране | 3 | ||||||||
Изменение численности безработных | 5 | ||||||||
Тенденции производства отечественных товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции | 4 | ||||||||
Уровень налоговой нагрузки | 3 | ||||||||
Изменение реальных доходов населения республики | 3 | ||||||||
Процентные ставки банковского кредита | 3 | ||||||||
Уровень инфляции | 2 | ||||||||
Покупательская
способность сельского |
5 | ||||||||
Политика налогообложения предприятия | 2 | ||||||||
Государственное регулирование деятельности предприятия | 5 | ||||||||
Платежеспособность населения | 3 | ||||||||
Развитие конкурентных отношений | 3 | ||||||||
Возможность перехода к более эффективным стратегиям | 3 | ||||||||
Ускорение роста рынка | 2 | ||||||||
Привлечение иностранного инвестора | 2 | ||||||||
Расширение "старых" рынков | 3 | ||||||||
Уход конкурентов с рынка | 5 | ||||||||
Государственная поддержка | 5 | ||||||||
Возможность появления новых конкурентов | 5 | ||||||||
Итого | 42 | 26 |
Примечание.
Источник: собственная разработка.
SWOT-анализ дает время для прогнозирования возможностей и для составления плана действий на случай непредвиденных обстоятельств. Таким образом, SWOT-анализ нацелен па обесценение наилучших возможностей для роста организации и создание защиты от угрозы ее конкурентной позиции и будущей деятельности. Является основой разработки стратегических планов маркетинга. Условно обозначим в вышепредставленной таблице степень влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность объекта исследования. Она должна определяться экспертным путем по пятибалльной шкале оценки (возможности: 5 – очень высокие, 4 – высокие, 3 – средние, 2 – низкие, 1 – очень низкие; угрозы: 5 – очень сильная, 4 – сильная, 3 – средняя, 2 – слабая, 1 – очень слабая; сильные и слабые стороны: 5 – очень высокое значение, 4 – высокое, 3 – среднее, 2 – низкое, 1 – очень низкое) [20, с. 55].
Для определения связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами деятельности предприятия составим обобщающую матрицу SWOT (таблица. 2.4).
Перемножение
факторов, представленных в карте
SWOT, позволяет получить соответствующие
значения в полях матрицы SWOT («Слабость
и возможности», «Слабость и угрозы», «Сила
и возможности», «Сила и угрозы»). Наибольшее
из них определяет основную стратегическую
цель, направление развития коммерческой
деятельности исследуемого предприятия
и в рамках его – выбор альтернативной
стратегии развития предприятия либо
их комбинации.
Таблица 2.4 – Обобщающая матрица SWOT
Возможности | Угрозы | ||
Баллы (42) | Баллы (26) | ||
Сильные стороны | Баллы (48) | 48*42=2016 | 48*26=1248 |
Слабые стороны | Баллы (68) | 68*42=2856 | 68*26=1768 |
Примечание.
Источник: собственная разработка.
Перемножение факторов, представленных в карте SWOT, позволяет получить соответствующие значения в полях матрицы SWOT («Слабость и возможности», «Слабость и угрозы», «Сила и возможности», «Сила и угрозы»). Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направление развития коммерческой деятельности исследуемого предприятия и в рамках его – выбор альтернативной стратегии развития предприятия либо их комбинации.
Результаты расчета показали, что наибольшее значение было определено в поле «Слабость и возможности» - 2856, следовательно, целью основной деятельности предприятия должно являться удержание лидирующих позиций на рынке, усилия предприятия должны быть направлены на минимизацию расходов, связанных с факторами внешней и внутренней среды.
Таким образом, видно, что хотя в настоящее время ОСП «ККП» Петриковского райпо функционирует с прибылью, вместе с тем существуют угрозы и вызовы внешней среды, требующие совершенствования управления деятельностью филиала райпо, в частности его ассортиментной политикой.
К слабым сторонам по итогам исследования можно отнести ограниченность ранка сбыта постоянным населением района обслуживания, невозможность самостоятельно проводить ценовую политику, высокий износ основных фондов и др.
В ОСП «ККП» Петриковского райпо существуют несколько непосредственных конкурентов. Приход этих компаний на рынок кардинально меняет конкурентную ситуацию в регионе. В такой ситуации организации приходится включаться в более жесткую конкурентную борьбу, то есть снижать цены на товары, а для этого нужно снизить расходы на реализацию. Поэтому здесь не обойтись без продуманной и предусмотрительной политики, так как при всем этом необходимо учитывать продвижение намеченной социальной политики по повышению заработной платы.
Проанализируем
динамику изменения объема производства
с помощью данных табл. 2.5.
Таблица 2.5 – Динамика объема производства ОСП «ККП» Петриковского райпо за 2008 - 2010гг.
Показатели | Розничный товарооборот, млн р. | Абсолютный прирост, млн р. | Темп роста, % | Темп прироста, % | Абсолютное содержание 1 % прироста, млн р. | |||
цепной | базисный | цепной | базисный | цепной | базисный | |||
1. Объем производства в фактических ценах за годы: | ||||||||
2008 | 5118,8 | – | – | – | – | – | – | – |
2009 | 6048,6 | 929,8 | 929,8 | 118,16 | 118,16 | 18,16 | 18,16 | 51,188 |
2010 | 7421,2 | 1372,6 | 2302,4 | 122,69 | 144,98 | 22,69 | 44,98 | 60,486 |
2. Объем производства в сопоставимых ценах за годы: | ||||||||
2008 | 5118,8 | – | – | – | – | – | – | |
2009 | 5428,2 | 309,36 | 309,36 | 106,04 | 106,04 | 6,04 | 6,04 | 51,188 |
2010 | 6005,4 | 577,22 | 886,58 | 110,63 | 117,32 | 10,63 | 17,32 | 54,282 |
Примечание
– Источник: данные организации,
Iр2009 =
1,114, Iр2010 = 1,109.
Как свидетельствуют данные таблицы 2.5 объем производства в 2010 г. в сопоставимых ценах по сравнению с 2008 г. вырос на 17,32 %. В то же время по отношению к объему производства в сопоставимых ценах за 2009 г. произошло увеличение объема розничного производства на 10,63 %.
Абсолютное значение 1 % прироста в 2009 г. в действующих ценах и сопоставимых составило 51,188 млн р., а в 2010 году в действующих ценах – 60,486 млн р., а в сопоставимых ценах – 54,282 млн р.
По
данным раздела можно сделать
вывод, что объект исследования в
анализируемом периоде
3
Анализ состояния ассортиментной
политики ОСП «Комбинат
кооперативной промышленности»
Петриковского райпо
3.1
Оценка конкурентоспособности
выпускаемой продукции
Важным показателем деятельности организаций является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке [17, с.27-29].
На комбинате контроль качества готовой продукции обеспечивается системой мер, направленных на предупреждение производства продукции с дефектами.
Эта система мер включает:
-
входной контроль качества
-
оперативный контроль качества
полуфабрикатов по всем
-
межоперационный контроль
Входной контроль качества препятствует проникновению на производство некачественного сырья, основных и вспомогательных материалов.
Одним
из важнейших приоритетов
Структурная
схема управления качеством продукции
предусматриваетвзаимодействие
Система обеспечения качества продукции основана на выполнении требований нормативных документов по всем видам работ структурными подразделениями, отделами и службами.
В действующей на предприятии технологической документации отражены технологические процессы, требования к режимам технологического процесса, контролируемые параметры, влияющие на качество продукции.
При
производстве продукции используется
только сертифицированное или
Контроль качества поступающего сырья, вспомогательных материалов, технологических процессов на всех стадиях производства и контроль готовой продукции осуществляет производственная технологическая лаборатория (ПТЛ).
Входной контроль зерна и другого сырья для изготовления круп и каш осуществляется согласно схемам входного контроля, включающий в себя контроль по техническим, физическим, санитарным и гигиеническим показателям.
Качество
продукции соответствует
Качество, изготавливаемых продуктов, соответствует требованиям действующих стандартов, ветеринарно-санитарному нормативу, РДУ -99 требованиям. Претензий по качеству от потребителей не зарегистрировано. Вся выпускаемая продукция на производстве имеет сертификаты соответствия РБ и РФ. Кроме сертификатов соответствия на всю производимую продукцию имеются удостоверения о государственной гигиенической регистрации, выданные Министерством здравоохранения РБ. На комбинате действует система СТБ ISO 9001-2009.