Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:10, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении ассортиментной политики ОСП Комбинат кооперативной промышленности Петриковского райпо и разработке направлений её совершенствования в современных условиях.
Соответственно, задачами дипломной работы явились:
- теоретическое изучение роли и значения коммерческой работы по формированию ассортимента в деятельности организации;
- определение принципов и этапов коммерческой работы по формированию ассортимента в деятельности организации;
- представление организационно-экономической характеристики ОСП Комбинат кооперативной промышленности Петриковского райпо, оценке его сильных и слабых позиций на рынке;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1 Сущность и содержание ассортиментной политики промышленного предприятия……………..…………………………………………………..
6
2 Организационно - экономическая характеристика ОСП «Комбинат кооперативной промышленности» Петриковского райпо……………………
14
3 Анализ состояния ассортиментной политики ОСП «Комбинат кооперативной промышленности» Петриковского райпо……….......................
23
3.1 Оценка конкурентоспособности выпускаемой продукции……………… 23
3.2 Анализ и планирование ассортимента продукции на предприятии…..... 31
4 Совершенствование ассортиментной политики ОСП «Комбинат кооперативной промышленности» Петриковского райпо...……………….
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………... 43
Для характеристики эффективности коммерческой деятельности промышленного предприятия наиболее важным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен как коэффициент обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.
На
основании вышеизложенного
Анализ
широты и устойчивости ассортимента
необходимо проводить на базе оперативных
данных о состоянии текущих запасов
продукции на складах, выделяя товары
с низкой скоростью реализации.
2
Организационно - экономическая
характеристика ОСП
«Комбинат кооперативной
промышленности» Петриковского
райпо
Петриковское районное потребительское общество создано 6 апреля 1994 г. в соответствии с решением Собрания уполномоченных от 16 февраля 1994 г. на основе объединения имущественных паевых взносов пайщиков для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности. Общество на добровольной основе входит в Гомельский областной союз потребительских обществ, Белорусский союз потребительских обществ.
Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банка, печать с его полным наименованием, штампы. Общество имеет право использовать на печати изображение товарного знака Белорусского республиканского союза потребительских обществ.
Основной целью деятельности Общества является удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов Общества, обслуживаемого населения.
В состав Петриковского потребительского общества входят следующие обособленные структурные подразделения:
- Петриковский коопоптторг;
- Копаткевичский коопторг;
- Автобаза;
- ЧУП «Продторг»;
- ЧУП «Хозторг»;
-
Комбинат кооперативной
ОСП
«Комбинат кооперативной
В состав ОСП «Комбинат кооперативной промышленности» входят:
- Петриковский хлебозавод, построенный в 1967 г., произведена реконструкция в 1989 году;
- Кулинарный комбинат, построенный в 1990 г., присоединен к ОСП «Комбинат кооперативной промышленности» в сентябре 2002 г.;
- Магазин «Смак» присоединен в 1997 г.;
- Магазин «Хлеб» присоединен в 2002 г.;
- Скотоубойный цех присоединен в 2003 г.
ОСП
«Комбинат кооперативной
-
производство пищевых
- платные услуги населению (по убою скота);
- розничную торговлю:
- убой скота.
Производственная
мощность подразделений, осуществляющих
производственную деятельность представлена
в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Производственная мощность подразделений
Наименование подразделения | Производственная
мощность, тн/сут |
Фактическая
производственная мощность, тн/сут |
Хлебный цех | 18,2 | 6,2 |
Кондитерский цех хлебозавода | 0,5 | 0,6 |
Цех мясных полуфабрикатов | 0,1 | 0,4 |
Скотобойный цех | 2 | 0,8 |
Примечание.
Источник: данные организации.
Наибольший удельный вес в
объеме товаров народного
Хлебопекарная отрасль является достаточно стабильной и динамично развивающейся отраслью, поскольку хлеб нужен всегда.
Спрос на хлеб и хлебобулочные изделия отличается стабильностью и не зависит от сезонных колебаний. Спрос на хлеб меняется иначе, чем на другие товары повседневного спроса. При снижении доходов населения потребление хлеба растет, при росте наоборот, снижается.
Вместе с тем за последние годы произошло существенное снижение уровня потребления хлеба и хлебобулочных изделий. Так, в 80-90 г. 20-го века потребление хлеба на душу населения составляло порядка 400г. в день, а в сельских районах доходило до 800г. и даже 1000г. среднедневное потребление хлеба в Республике Беларусь в настоящее время составляет только 198г. Такое значительное уменьшение потребления связано с изменением структуры питания населения, произошедшему благодаря насыщению рынка более широким и разнообразным ассортиментом продуктов и повышением уровня жизни. Необходимо заметить, что в настоящее время объем потребления хлеба и хлебобулочных изделий стабилизировался, кроме того, появляется возможность его увеличения за счет высококачественных сортов хлебобулочных изделий.
Достойное место в объеме производимой продукции занимают мясные полуфабрикаты. Удельный вес мясных полуфабрикатов за 2009 г. в общем объеме товаров народного потребления составил 20,0% (151,7 тонны, 1207,8 млн.руб). За 2009 г. произведено 20,1 тонны фарша мясного; 6,9 тонны котлет, мелкокусковых мясных полуфабрикатов 18,9 тонны; 2,1 тонны суповых наборов; крупнокусковых полуфабрикатов – 103,7тонны.
Комбинат кооперативной промышленности обеспечивает мясными полуфабрикатами торговую сеть райпо, закрытые учреждения района (школы, сады, дома-интернаты, больницы и др.), а также отгружает свою продукцию за пределы района и области.
Для увеличения объемов производимых мясных полуфабрикатов приобретена термоупоковка и внедрено производство мясных полуфабрикатов глубокой заморозки, что дает возможность увеличить сроки реализации до 1 месяца.
По прежнему актуальными остаются вопросы повышения качества выпускаемой продукции. Добиться устойчивой тенденции роста выпуска товаров, расширения их ассортимента, повышения качества продукции можно лишь при условии кардинальных мер по реконструкции и техническому перевооружению предприятий.
Как свидетельствуют данные таблицы 2.2 в анализируемом периоде произошло увеличение выручки от реализации как действующих, так и сопоставимых ценах. (индекс цен взят с официального сайта статистического комитета Республики Беларусь) составило 21,8 % по отношению к 2008г.
Увеличение выручки в сопоставимых ценах в 2010г. по отношению к 2009 г. составила 108,4 %, в действующих ценах выручка от реализации по сравнению с 2009 г. увеличилась на 104,7 %, а по сравнению с 2008 г. – на 107,4 % .
Себестоимость реализованной продукции росла за весь анализируемый период более быстрыми темпами по сравнению с выручкой от реализации в действующих ценах, что является отрицательным фактором. В результате затраты на 1 р. продукции составили 0,8975 коп.
Прибыль от реализации в 2009 г. составила 1 млнр., что на 96,4 % большее аналогичного показателя 2008 г. и на 5700 % меньше показателя 2010 г. Данный факт привел к повышению показателей рентабельности реализованной продукции по отношению к выручке от реализации.
Среднесписочная численность работников за весь анализируемый период сократилась на 8 %. Производительность труда за весь анализируемый период выросла на 22,0%.
Таблица 2.2 – Основные показатели деятельности ОСП «ККП» Петриковского райпо за 2008-2010 гг.
млн р.
Показатели | Годы | Темп роста, % | Отклонение (+,-) | ||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2009 г. к 2008 г. | 2010 г. к 2009 г. | 2010г. к 2008г. | 2009 г. от 2008 г. | 2010 г. от 2009г. | 2010г. от 2008г. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Объем производства продукции в фактических ценах | 5118,8 | 6048,6 | 7421,7 | 118,2 | 122,7 | 145 | 930 | 1373 | 2303 |
Объем производства продукции в сопоставимых ценах | 5118,8 | 5428,2 | 6005, 8 | 106,0 | 110,6 | 117 | 309 | 578 | 887 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг | 6915 | 7794 | 8401 | 112,7 | 107,8 | 121 | 879 | 607 | 1486 |
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг | 759 | 751 | 842 | 98,9 | 112,1 | 111 | -8 | 91 | 83 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом нологов и сборов, включаемых в выручку) - действующих ценах | 6164 | 7043 | 7559 | 114,3 | 104,7 | 107,4 | 879 | -2484 | -1605 |
в сопоставимых ценах | 6164 | 6321 | 6689 | 102,5 | 108,4 | 106,0 | 157 | -2631 | -2475 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ услуг включая расходы на реализацию | 5815 | 6146 | 6371 | 105,7 | 103,7 | 110 | 331 | 225 | 556 |
Затраты на 1 р произведенной продукции | 0,9434 | 0,8726 | 0,8975 | 92,5 | 160,1 | 148 | -0,071 | 0,525 | 0,454 |
Прибыль (убыток) от реализации | 14 | 1 | 57 | 7,1 | 5700,0 | 407 | -13 | 56 | 43 |
Прибыль от прочих операций | 21 | 34 | 49 | 161,9 | 144,1 | 233 | 13 | 15 | 28 |
Прибыль от внереализационных операций | -9 | -1 | -15 | 11,1 | 1500,0 | 167 | 8 | -14 | -6 |
Прибыль (убыток) отчётного периода | 25 | 34 | 91 | 136,0 | 267,6 | 364 | 9 | 57 | 66 |
Рентабельность реализации, % | 0,23 | 0,01 | 1,25 | 6,25 | 8805,68 | 550,48 | -0,21 | 1,24 | 1,02 |
Среднесписочная численность работников | 111 | 104 | 102 | 93,7 | 98,1 | 92 | -7 | -2 | -9 |
Производительность труда (по выручке от реализации) | 55,5 | 67,7 | 44,7 | 122,0 | 66,0 | 80,49 | 12,19 | -23,03 | -10,84 |
Индекс цен | 1 | 1,114 | 1,109 | — | — | — | — | — | — |
Примечание. Источник: данные организации.
Для усиления трудовой дисциплины на предприятии был заключен с каждым работником трудовой контракт, что позволило создать социально-качественную работу.
Что касается социальных целей, то предприятие содействует основным направлениям государственной политики. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2004 года «Об утверждении Основных направлений обеспечения населения качественным и безопасным продовольственным сырьем и пищевыми продуктами», непрерывно совершенствуются системы хранения и транспортирования продукции, проводится постоянный мониторинг качества и спроса на пищевые продукты; при выборе ассортимента реализуемой продукции предпочтение отдается в первую очередь продуктам с повышенной пищевой и биологической ценностью.
Можно
провести анализ сильных и слабых
сторон Кобринского райпо, который
представлен в таблице 2.8.
Таблица 2.3 – Карта SWOT-деятельности ОСП «ККП» Петриковского райпо
Факторы, определяющие сильные и слабые стороны организации | Сильные стороны | Слабые стороны |
1 | 2 | 3 |
Основной
принцип потребительской |
4 | |
Обслуживаемый сегмент рынка | 4 | |
Позиция на рынке | 4 | |
Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей | 2 | |
Собственный имущественный комплекс (обеспеченность торговыми площадями, состояние основных фондов) | 4 | |
Система социального образования (училище, коледж, вуз) | 4 | |
Система сбора и анализа информации о рынке (информационно-аналитический сектор) | 4 | |
Позиции в использовании нововведений (технические средства сбора и обработки информации, программное обеспечение) | 5 | |
Уровень налаженности аналитической работы на предприятии | 3 | |
Финансовое положение предприятия | 4 | |
Технологии и оборудование | 2 | |
Квалификация кадров | 3 | |
Формирование ассортимента с учетом принципа рентабельности продаж | 3 | |
Уровень договорной работы | 3 | |
Уровень коммерческой деятельности по организации продаж товаров | 4 | |
Коммуникационные связи предприятия | 4 | |
Компетентность специалистов в вопросах стратегического планирования | 5 |