Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:10, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении ассортиментной политики ОСП Комбинат кооперативной промышленности Петриковского райпо и разработке направлений её совершенствования в современных условиях.
Соответственно, задачами дипломной работы явились:
- теоретическое изучение роли и значения коммерческой работы по формированию ассортимента в деятельности организации;
- определение принципов и этапов коммерческой работы по формированию ассортимента в деятельности организации;
- представление организационно-экономической характеристики ОСП Комбинат кооперативной промышленности Петриковского райпо, оценке его сильных и слабых позиций на рынке;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1 Сущность и содержание ассортиментной политики промышленного предприятия……………..…………………………………………………..
6
2 Организационно - экономическая характеристика ОСП «Комбинат кооперативной промышленности» Петриковского райпо……………………
14
3 Анализ состояния ассортиментной политики ОСП «Комбинат кооперативной промышленности» Петриковского райпо……….......................
23
3.1 Оценка конкурентоспособности выпускаемой продукции……………… 23
3.2 Анализ и планирование ассортимента продукции на предприятии…..... 31
4 Совершенствование ассортиментной политики ОСП «Комбинат кооперативной промышленности» Петриковского райпо...……………….
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………... 43
В основу формирования ассортимента товаров берутся данные о спросе покупателей. Так как спрос выступает в качестве платежеспособной потребности, то необходимо вовремя зафиксировать соответствующие изменения в предпочтениях потребителей и регулярно проводить выборочные обследования различных их контингентов для установления размера покупательного фонда, т.е. части денежных доходов, которые население предназначает для покупки.
Уровень благосостояния граждан и размер покупательных фондов населения являются основными факторами, на основе которых необходимо строить торговый ассортимент. Особый интерес представляют процессы, происходящие в сфере формирования и распределения доходов населения. Глубину расслоения населения по размеру получаемых доходов можно проиллюстрировать нижеприведенными данными. Если в развитых странах различие по уровню получаемых доходов между 10 % наиболее и наименее обеспеченного населения не превышает 5-6 раз, то у нас этот показатель превысил 12 раз и продолжает расти [1, c.73]. Это уже опасный уровень, ведущий к социальной напряженности.
На
непродовольственном рынке
Характеризуя уровень жизни населения по материалам официальной статистики, можно отметить, что большинство белорусов имеет по-прежнему пищевой рацион углеводного характера (хлеб и картофель). Более половины потребительских расходов населения составляют расходы на питание, что характерно для развивающихся стран хотя за последнее время ситуация в данном вопросе улучшается, удельный вес расходов на питание все время снижается в пользу других расходов.
Важное значение в процессе формирования ассортимента имеют правильное построение торговым предприятием и его материально-техническая база. Это вызвано тем, что с поступлением товаров на различные типы торговых предприятий ассортимент приобретает вещественную форму и становится конкретным предложением. Поэтому только в магазинах выявляются соответствие ассортимента спросу населения, а также его способность формировать новые потребности. Здесь раскрываются все недостатки процесса управления ассортиментом.
Сегодня, когда особенно остро стоит проблема формирования конкурентоспособного торгового ассортимента, необходимо применение целого ряда мероприятий. Причем эти мероприятия должны носить целенаправленный характер, охватывать широкий спектр вопросов относительно организации и координации всех усилий, направленных на эффективное ведение хозяйственно-финансовой деятельности торговых организаций.
Важным элементом коммерческой работы является формирование оптимального ассортимента товаров. Установление оптимального ассортимента находится в прямой зависимости от типа и специализации торгового предприятия.
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции — построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предпочтения, учитывающих, с одной стороны, потребительские требования определенных сегментов, а с другой стороны, необходимость обеспечения наиболее рационального использования предприятием ресурсов в целях снижения издержек.
Как свидетельствует практика, ассортимент может быть сформирован различными методами — в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач изготовителей. Однако все эти методы предусматривают, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга. Иногда целесообразно создать постоянный отдел, главной задачей которого было бы принятие принципиальных решений относительно ассортимента.
Формирование ассортимента – это сложный и непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах. Кроме того, правильно сформированный ассортимент позволяет обеспечить прибыльную работу торгового предприятия.
Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности торгового предприятия в значительной степени зависят от правильного формирования ассортимента товаров.
Планирование ассортимента — это воплощение уже имеющихся и (или) потенциальных технических и материальных возможностей в товары, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя.
Иными словами, производитель занят не только созданием и производством товаров, но и формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.
В основу построения ассортимента в розничной торговле должно быть положено рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от:
• Объема товарооборота;
• Размера торговой площади;
• Технической оснащенности;
• Условий товароснабжения.
При формировании ассортимента следует также учитывать:
• Численность обслуживаемого населения;
•
Наличие между населенными
• Место расположения по отношению к другим торговым предприятиям (при этом обязательно принимается во внимание ассортимент предлагаемых ими товаров).
Заметное воздействие на спрос оказывают мода и достижения научно-технического прогресса, поэтому их тоже нельзя не учитывать, формируя ассортимент товаров.
В
соответствии с действующими Правилами
продажи отдельных видов
Формирование ассортимента предприятий в современных условиях требует специальных знаний в области коммерции, экономики, маркетинга. Это обусловлено принципами этой работы, среди которых ориентация на запросы конкретных групп потребителей и обеспечение рентабельной работы предприятия.
Формируя
конкурентоспособную
Итак, коммерческая деятельность по формированию ассортимента включает следующие элементы:
1. Изучение конкурентного рынка в зоне действия предприятия;
2.
Принятие решений относительно
специализации в соответствии
с выбранной коммерческой
3.
Установление структуры
4.
Подбор внутригруппового
5. Принятие решение относительно ассортимента;
6.
Утверждение и согласование
Проблемами организации коммерческой деятельности при формировании ассортимента являются невозможность четкого определения платежеспособного спроса ввиду наличия неучитываемых источников доходов у населения; эластичный спрос на большинство товаров, то есть сильную зависимость спроса от уровня цен; ограниченность предложения поставщиками, государственное ограничение и регулирование импорта, разработка обязательных к исполнению минимальных ассортиментных перечней, трудности с прогнозированием ситуации на будущие периоды.
В процессе подбора для предприятия необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом общих принципов:
Процесс формирования ассортиментной политики предприятия осуществляется по следующим этапам:
Перечень основных групп и подгрупп товаров, производимых на предприятии, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей.
В процессе распределения отдельных групп и подгрупп продукции в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования.
Наряду
с правильным формированием ассортимента
товаров, важной задачей является обеспечение
его устойчивости. Одним из показателей,
характеризующих устойчивость ассортимента
товаров на предприятии, является коэффициент
устойчивости, определяемый по формуле:
где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;
О1;О2;...Оn – количество разновидностей товаров отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров);
a
- количество разновидностей
n - количество проверок.
При росте коэффициента устойчивости из всего ассртимента следует исключить товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются.