Сегментирование рынка. Выбор целевых рынков Исследование торговой марки Adidas

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятий рыночного сегментирования, проведение маркетингового исследования, включая анкетирование потребителей, составление портрета потребителя, проведение товарной сегментации, определение доли и емкости рынка, осуществление выбора целевого рынка.

Содержание

Реферат 2
Введение 4
Содержание, сущность маркетинговых исследований, сегментирование 5
1.1. Основные понятия 5
1.2. Методы проведения маркетинговых исследований 6
1.3. Первичные и вторичные источники информации. Выборка 15
1.4. Анкетирование 20
1.5. Этапы сегментирования рынка 24
1.6. Выбор базы сегментирования 26
1.7. Критерии и признаки сегментации 27
1.8. Выбор целевых рынков 35
1.9. Позиционирование товара на рынке 40
Сегментация рынка спортивных товаров Nike 43
2.1. План проведения маркетингового исследования 43
2.2. Описание исследуемого рынка на основе вторичных источников информации 44
2.3 Анкетирование потребителей (результаты опроса) 48
2.4 Обобщение и группировка полученных данных 56
2.5. Рейтинговая оценка основных характеристик товара торговой марки « Adidas » 63
2.6. Расчет доли и емкости рынка продукции торговой марки «Adidas» 64
2.7. Способы завоевания, поддержания и расширения доли рынка 68
Заключение 69
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

маркетинг курсач.doc

— 1.46 Мб (Скачать)

Система сбора внешней  маркетинговой информации

     Система сбора внешней текущей маркетинговой  информации обеспечивает руководителей  информацией о самых последних  событиях. Это набор источников и  методических приемов, посредством  которых руководители получают повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде.

     Руководители  собирают внешнюю текущую маркетинговую  информацию, читая книги, газеты и  специализированные издания, беседуя  с клиентами, поставщиками, дистрибьюторами  и прочими лицами, не относящимися к штатным работникам фирмы, а также обмениваясь сведениями с другими управляющими и сотрудниками самой фирмы. Хорошо организованные фирмы принимают дополнительные меры, чтобы повысить качество и увеличить количество собираемой внешней текущей информации.

     Во-первых, они обучают и поощряют своих продавцов фиксировать происходящие события и сообщать о них. Ведь торговые агенты – это «глаза и уши» фирмы. Они находятся в исключительно выгодном положении для сбора сведений, которых не получишь никакими другими методами.

     Во-вторых, фирма поощряет дистрибьюторов, розничных торговцев и прочих своих союзников передавать ей информацию. В некоторых фирмах специально назначают специалистов, ответственных за сбор внешней текущей информации на рынке.

     В-третьих, фирма покупает сведения у сторонних поставщиков внешней текущей информации. Для получения подборок рекламы конкурентов, сведений об их затратах на рекламу и наборе используемых ими средств рекламы прибегают к платным услугам бюро вырезок.

     В-четвертых, ряд фирм имеют специальные отделы по сбору и анализу текущей информации о рынке. Сотрудники этих отделов помогают управляющим в оценке вновь поступающей информации. Подобные службы позволяют резко повысить качество информации, поступающей к управляющим по маркетингу.

     В качестве внешних источников выступают:

  • публикации национальных и международных официальных организаций;
  • публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций;
  • публикации торгово-промышленных палат и объединений;
  • ежегодники статистической информации;
  • отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий;
  • издания некоммерческих исследовательских организаций (например, отделений академий наук, университетов, институтов, материалы конференций, семинаров и т.д.);
  • публикации торговых и промышленных ассоциаций, в т.ч. ассоциаций маркетинга по отдельным видам продукции (например, ассоциация товаропроизводителей, ассоциация рекламодателей и т.д.);
  • журналы по различным товарам и технологиям;
  • теле- и радиореклама;
  • публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций;
  • прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации.

     Систематизация  вторичной информации производится, как правило, после завершения ее сбора из внутренних и внешних источников и направлена на облегчение процесса ее последующего анализа.

     Следует отметить, что процесс анализа  вторичной информации может привести к уточнению, а иногда и к значительной корректировке сформулированной ранее проблемы и задач исследования.

     В тех случаях, когда вторичное  исследование не дает нужного результата проводят первичное (полевое) исследование.

     Первичные данные представляют собой только что полученную информацию для решения конкретной исследуемой проблемы или вопроса. Они необходимы в тех случаях, когда доскональный анализ вторичных сведений не дает необходимую информацию.

     Определим достоинства и недостатки первичной  информации.

     К достоинствам относится то, что:

  • первичная информация собирается в соответствии с точными целями данной исследовательской задачи, этому соответствуют единицы измерения и степень детализации.
  • методология сбора данных контролируется и известна компании.
  • все результаты доступны для компании, которая может обеспечить их секретность для конкурентов.
  • отсутствуют противоречивые данные из разных источников.
  • может быть определена надежность информации.
  • если вторичная информация не отвечает на все вопросы, то сбор и анализ первичных данных – единственный способ.

     К недостаткам можно отнести то, что:

  • сбор первичных данных может занять много времени (например, пробный маркетинг может потребовать до шести месяцев).
  • могут потребоваться большие затраты.
  • некоторые виды информации не могут быть получены (например, данные переписи).
  • подход компании может носить ограниченный характер.
  • фирма может быть неспособной собирать первичные данные.
 

1.4 Анкетирование

     Анкетирование - средство получения информации для социального обследования, применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических исследованиях. При анкетировании каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, необходимо ответить на вопросы анкеты. Вопросы бывают открытые (дается свободный ответ) и закрытые (ответ состоит в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений), а также объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и т.д.) и субъективные (об отношении к условиям жизни или определенным событиям и личностям). Обычно анкетирование проводится анонимно.

Виды анкетирования

По числу респондентов:

  • индивидуальное анкетирование (один респондент);
  • групповое анкетирование (несколько респондентов);
  • аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
  • массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте  охвата

  • Сплошное (опрос всех представителей выборки);
  • Выборочное (опрос части выборки).

По типу контактов с респондентами

  • очное (в присутствии исследователя-анкетёра);
  • заочное (анкетёр отсутствует) ;
  • рассылка анкет по почте;
  • публикация анкет в прессе;
  • публикация анкет в Интернете;
  • вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

     Опрос может последовать в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью. Опросы разделяются:

  • по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);
  • по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью);
  • по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько (омнибус));
  • по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная);
  • по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).

     При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно закрытые вопросы, ответ на которые заключается в выборе одного из приведенных вариантов. Вопросы подразделяются следующим образом:

  • да - нет вопросы (иногда предусматривается ответ типа «не знаю» или «ни да, ни нет»);
  • альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько;
  • ранжирование объектов сравнения, например автомобилей, на базе субъективно ощущаемых преимуществ;
  • шкалирующие вопросы, дающие дифференцированную оценку похожести или различия исследуемых объектов.

     Разные виды вопросов задают различные уровни шкал, которые можно применить в дальнейшем для измерения величины исследуемого признака.

     При разработке вопросов нужно исходить из потребности в информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует только согласие или несогласие, то достаточен вопрос вида «да — нет». Если же нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы.

     Опросные листы могут включать, кроме вопросов по существу дела, вопросы, помогающие установить контакт с опрашиваемым, и вопросы, контролирующие правильность и подлинность ответов. Кроме того, используются статистические вопросы, касающиеся личности опрашиваемого.

     В исследовании маркетинга чаще всего употребляется устный опрос, или интервью. Если опрос проходит по строго заданной схеме, то говорят о стандартизированном интервью. Репрезентативность подобной формы сбора данных во многом зависит от лица, проводящего интервью. С одной стороны, хорошая его подготовка способствует уменьшению доли лиц, отказывающихся участвовать в работе. С другой стороны, нужно учитывать влияние интервьюера на опрашиваемых, которое искажает иногда результаты опроса.

     Преимущества свободного опроса (имеется только тема и цель; конкретной схемы нет):

  • возможен индивидуальный подход к каждому из опрашиваемых лиц, что помогает поддерживать атмосферу доверия;
  • возможно получение добавочной информации.

      Недостатки  подобных опросов:

  • трудно протоколировать ответы;
  • плохая сравнимость результатов;
  • трудность в обработке данных; высокие затраты.

     При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследований – эта анкеты и механические устройства. Анкета – более распространенное орудие. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов:

  • Закрытые
  • Открытые

     Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами.

     Особого внимания требует и установление последовательности вопроса. Первый из них должен по возможности пробудить у спрашиваемого интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в начале анкеты, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих.

     Разработка  анкеты.

     Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна:

  • облегчить ответ опрашиваемого лица;
  • сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого;
  • позволить легко провести анализ.

     Проверка  анкеты. Прежде чем начинать опрос, нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок.

     Сбор  ответов. Затем нужно обобщить полученные ответы на вопросы. Эта операция может быть легко выполнена вручную при опросе нескольких десятков и даже нескольких сотен человек. В случае опроса значительно большего числа людей, особенно если вопросов более 20, нужно использовать электронно-вычислительную технику. Анализ ответов. Каждый ответ нужно тщательно проанализировать и в случае надобности отбросить, если ясно, что он заведомо неверный, из него невозможно что-либо понять или же если опрашиваемый ответил просто "для галочки", не зная предмета.

     Обработка результатов. После того, как ответы проверены и случае необходимости исправлены, нужно обработать результаты и представить их в форме настолько простой, насколько это возможно, обычно в форме таблиц, графиков.

     Анализ  результатов. Целью опроса может быть поиск весьма определенной величины или же проверка гипотезы. В первом случае важно определить коэффициент доверия (вероятность ошибки и соответствующий интервал доверия). Во втором случае важно составить то, что статистики называют смысловым тестом.

     Написание отчета. Окончательный отчет имеет целью представить результаты опроса в наиболее ясной и наиболее достоверной форме. В любом случае автор не должен поддаваться влиянию своих собственных убеждений. Речь идет не о доказательствах, но об изложении фактов со скрупулезной точностью. 

Информация о работе Сегментирование рынка. Выбор целевых рынков Исследование торговой марки Adidas