Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:13, дипломная работа
Изучение психологических аспектов профессиональной деятельности ПР-специалистов особенно актуально в период привода к интенсификации профессиональной деятельности.
Целью данной работы является исследование психологических аспектов профессиональной деятельности специалистов в области Public relations, а также эффективность ПР-управления в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
изучить, проанализировать и систематизировать теоретические и прикладные научные разработки по организационным, методическим и технологическим аспектам разработки и проведения ПР-кампаний как стратегического инструмента эффективной коммуникации;
выявить и структурно проанализировать основные разработки организации и проведения ПР-кампании;
предложить оптимальные практические пути, средства и механизмы организации и проведения эффективной ПР-кампании.
Предмет исследования – психологические аспекты взаимодействия ПР-специалистов в профессиональной деятельности Public Relations.
Объект исследования – паблик рилейшнз как сфера профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: личностные особенности специалистов по связям с общественностью могут являться предрасполагающими факторами эффективной работы в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Методы сбора и обработки информации исследования:
1) методика цветовых выборов М. Люшера; 2) методики – «Оценка темперамента» А. Белова, 16 PF-опросник Р.Б. Кеттелла; 3) методика СОМО совместно с методикой К.Томаса по шкалам: «Напряженность», «Отчужденность», «Конфликтность», «Агрессия»; 4) методы математической статистики – параметрические критерии Фишера и Стьюдента для независимых выборок, коэффициент многоклеточной сопряженности Пирсона, коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Методологическая основа исследования: работы Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина, В.М. Маслова, Г.Г. Почепцова, согласно которым эффективность работы ПР-специалиста требует целый ряд личных качеств, а также профессиональных и деловых навыков, т.е. люди, склонные к аналитической работе и имеющие навыки общения.
Проблема профессионализма в ПР-деятельности представляет для нас не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе профессионального самоопределения.
ВВЕДЕНИЕ .4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
Связи с общественностью как понятие, его цели, функции и задачи 9
Концептуальные основы ПР-деятельности в системе управления организацией 13
Комплексные направления деятельности связей с общественностью и их характеристика 16
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ PUBLIC RELATIONS 21
Профессиональная подготовка и психологические характеристики специалистов по связям с общественностью .21
Психологические аспекты формирования положительного имиджа организации .34
Психологические особенности в проведении различных мероприятий и их освещение в средствах массовой информации .42
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПР-СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………56
Характеристика базы, процедуры проведения и методов
исследования 56
Изложение и анализ результатов исследования 57
Изложение и анализ» результатов исследования по методике
«Диагностика успеха-неуспеха» В.В. Бойко 57
Изложение и анализ результатов исследования по методике цветовых выборов М. Люшера 59
Изложение и анализ результатов исследования по 16 PF – опроснику личности Р.Б. Кеттелла 62
Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова 67
Изложение и анализ результатов исследования по методике «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОНО) совместно с методикой К. Томаса 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Все
эти психологические
Для
организации корпоративные
Считается, что основным путем достижения корпоративных отношений является совместная деятельность, объединенная общими интересами и привлекательными идеями. В то же время возникает вопрос: а как добиться, чтобы совместная деятельность была объединена общими интересами и привлекательными целями?
В
последнее время в
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что, по мнению специалистов, корпоративную культуру необходимо активно формировать. Самым простым способом является введение этических корпоративных кодексов «чести», «делового поведения» и пр. Они способствуют формированию нравственных норм регуляции поведения. Однако лишь этим ограничиваться не следует, необходимо использовать фактор психологической чувствительности к корпоративности. В связи с этим заметим, что персонал восприимчив к идеологии корпоративной культуры, если:
По мнению руководителей, развитие корпоративной культуры невозможно без соответствующих усилий самого персонала, в частности патриотичного отношения к фирме, организации, постоянного стремления к повышению своего профессионализма. Отмеченные моменты в свою очередь поддаются психологическому регулированию.
2.3. Психологические аспекты формирования положительного имиджа
организации
Значимость успешного взаимодействия со СМИ хорошо осознается. Это, естественно, нашло свое отражение в публикациях. В любом пособии по «Паблик Рилейшнз» можно встретить по сути дела одни и те же рекомендации по организации работы собственных пресс-служб, проведению пресс-конференций, брифингов, использованию возможностей СМИ для своей рекламной деятельности и пр. Однако, как правило, этим дело и ограничивается. Практически отсутствуют сведения об особенностях восприятия продукции средств массовой информации различными профессиональными или социальными группами, психологических характеристиках журналистов, психологических факторах влияния на них, способах организации информационных кампаний, закономерностях формирования интереса к продукции СМИ и пр. А это центральные вопросы, определяющие содержание и эффективность деятельности «Паблик Рилейшнз»39.
Средства массовой информации призваны, как любят выражаться журналисты, «объективно отражать и освещать происходящие события». Однако просто информированием и отражением дело, разумеется, не ограничивается. СМИ оказывают сильное влияние на умонастроения людей, их отношения, поведение, направленность активности.
Считается, что средства массовой информации создают и транслируют образы, влияющие на отношения и поведение людей. Это, безусловно, так, но данный процесс еще призван выполнять ряд важных функций. По мнению специалистов, в настоящее время СМИ выполняют несколько следующих функций:
Однако лишь этим ограничиваться не следует, необходимо использовать:
Как можно описать главные психологические механизмы влияния СМИ, чтобы с большей эффективностью использовать их для ПР-взаимодействий?
Первый из них в психологии изучен весьма основательно и связывается с реально существующей у людей информационной потребностью.
Информационная потребность тесно связана с жизнедеятельностью людей в постоянно изменяющихся ситуациях взаимодействий. Психологи рассматривают информационную потребность в тесной связи с фундаментальной познавательной потребностью, считая ее первопричиной. Возможно, что информационная потребность является проявлением важнейших функций психики – когнитивной, аффективной и регулятивной, реализация которых немыслима без постоянного информационного обмена и пополнения информации.
Информированность всегда повышает эффективность любой деятельности. Недаром же говорят: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Второй механизм влияния СМИ обусловлен широко применяющейся системой психологических воздействий. В свое время известный американский психолог Эрик Фромм высказал очень точное суждение о влиянии кинематографа, которое сейчас полностью справедливо и для современных электронных СМИ: «Доступность и притягательность кинематографа, а также удивительный эффект присутствия при событиях, запечатленных на пленке, позволяют достаточно просто воздействовать на массовое сознание и при необходимости манипулировать им». Эта сила прямо связана с различными психологическими воздействиями. Научные исследования показывают, что СМИ практически постоянно применяют следующие психологические воздействия:
В общем, продукция СМИ в ПР-кампаниях или акциях должна быть познавательной и влияющей на отношения. Тогда она будет интересной. Работа со СМИ включает в себя:
Пресс-релиз – это информация об организации с новостями, историей, стратегией и информацией. Выходить пресс-релиз должен примерно 2-3 раза в месяц и являться шедевром творчества и компьютерных технологий. Иначе не заметят!
Интервью, статья, новость – рассказ о деятельности организации, новых назначениях, внутренней жизни и новых разработках. Проводится регулярно, примерно раз в квартал в организации или за ее пределами42.
Мероприятия для СМИ – это мероприятия для журналистов, где подробно рассказывается о новых разработках, назначениях и проведенных акциях. И не забыть бы про фуршет – журналисты это любят. От качества организации будет зависеть, увидит ли информацию общественность или по-прежнему быть «непризнанным героем».
Один из секретов успешного проведения ПР-мероприятий заключается в привлечении к работе над проектом средств массовой информации. Грамотный специалист в области ПР всегда поддерживает дружеские отношения с несколькими авторитетными политиками и журналистами. Информация в СМИ часто воспринимается как независимая, поэтому вызывает больше доверия. Кроме того, имеет значение степень престижности выбранного средства массовой информации. Суть ПР-сообщения заключается в формировании положительного восприятия кампании, оно обычно имеет большой успех, чем коммерческая реклама. Принцип размещения ПР-сообщения – отсутствие прямых затрат на размещение информации в СМИ.
Чтобы
не возникало проблем с
Итак, анализируя содержание информационных потребностей и их удовлетворение разными, в том числе и массовыми, средствами общения, следует учитывать образ жизни населения.
Это
позволяет объяснить
Традиционно механизм развития, изменения такого сложного объекта как аудитория СМИ раскрывается системой показателей, создание которых опирается на выявление его целостности и четкое представление его структуры и функций. К первой группе характеристик аудитории относятся признаки внутренней структуры аудитории, относительно независимые от системы СМИ. Вторая специфическая группа характеризует аудиторию в её непосредственных взаимоотношениях со СМИ и описывает процесс потребления массовой информации. Третья группа связана с изучением воздействия сообщений СМИ на сознание аудитории43.
Отношения со средствами массовой информации по сути своей являются двусторонними. Они являются связующим звеном между организацией и прессой, радио и телевидением. С одной стороны, организация предоставляет информацию и по просьбе средств массовой информации материальную базу, с другой стороны, она также предпринимает шаги для выпуска комментариев и информационных сообщений. Взаимное доверие и уважение между организацией и средствами массовой информации являются необходимым залогом хороших отношений.
Даже в век радио и телевидения общественное мнение в основном формируется под воздействием того, что люди читают в центральной, местной и отраслевой печати. Необходимо с уважением относиться к честному имени и традиционной свободе печати, свободе, которая в значительной степени определяет значимость прессы. Целесообразно культивировать взвешенное отношение к комментариям в прессе. Популярные издания обычно предпочитают сенсационные сообщения сообщениям о запланированных событиях, какое бы значение последние ни имели для процветания страны, области или района. Однако можно найти много способов обратить на себя внимание печати, если разобраться в потребностях газет и других периодических изданий.
<