Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:13, дипломная работа
Изучение психологических аспектов профессиональной деятельности ПР-специалистов особенно актуально в период привода к интенсификации профессиональной деятельности.
Целью данной работы является исследование психологических аспектов профессиональной деятельности специалистов в области Public relations, а также эффективность ПР-управления в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
изучить, проанализировать и систематизировать теоретические и прикладные научные разработки по организационным, методическим и технологическим аспектам разработки и проведения ПР-кампаний как стратегического инструмента эффективной коммуникации;
выявить и структурно проанализировать основные разработки организации и проведения ПР-кампании;
предложить оптимальные практические пути, средства и механизмы организации и проведения эффективной ПР-кампании.
Предмет исследования – психологические аспекты взаимодействия ПР-специалистов в профессиональной деятельности Public Relations.
Объект исследования – паблик рилейшнз как сфера профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: личностные особенности специалистов по связям с общественностью могут являться предрасполагающими факторами эффективной работы в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Методы сбора и обработки информации исследования:
1) методика цветовых выборов М. Люшера; 2) методики – «Оценка темперамента» А. Белова, 16 PF-опросник Р.Б. Кеттелла; 3) методика СОМО совместно с методикой К.Томаса по шкалам: «Напряженность», «Отчужденность», «Конфликтность», «Агрессия»; 4) методы математической статистики – параметрические критерии Фишера и Стьюдента для независимых выборок, коэффициент многоклеточной сопряженности Пирсона, коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Методологическая основа исследования: работы Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина, В.М. Маслова, Г.Г. Почепцова, согласно которым эффективность работы ПР-специалиста требует целый ряд личных качеств, а также профессиональных и деловых навыков, т.е. люди, склонные к аналитической работе и имеющие навыки общения.
Проблема профессионализма в ПР-деятельности представляет для нас не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе профессионального самоопределения.
ВВЕДЕНИЕ .4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
Связи с общественностью как понятие, его цели, функции и задачи 9
Концептуальные основы ПР-деятельности в системе управления организацией 13
Комплексные направления деятельности связей с общественностью и их характеристика 16
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ PUBLIC RELATIONS 21
Профессиональная подготовка и психологические характеристики специалистов по связям с общественностью .21
Психологические аспекты формирования положительного имиджа организации .34
Психологические особенности в проведении различных мероприятий и их освещение в средствах массовой информации .42
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПР-СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………56
Характеристика базы, процедуры проведения и методов
исследования 56
Изложение и анализ результатов исследования 57
Изложение и анализ» результатов исследования по методике
«Диагностика успеха-неуспеха» В.В. Бойко 57
Изложение и анализ результатов исследования по методике цветовых выборов М. Люшера 59
Изложение и анализ результатов исследования по 16 PF – опроснику личности Р.Б. Кеттелла 62
Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова 67
Изложение и анализ результатов исследования по методике «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОНО) совместно с методикой К. Томаса 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
В группе менее успешных ПР-специалистов ведущий тип темперамента – флегматик: высокая активность преобладает над малой реактивностью, работоспособность, с трудом переключает внимание, интровертированность (направленность на свой внутренний мир, плохо приспосабливается к новой обстановке), косность стереотипов, постоянство интересов, инертность, обязательность, высокий самоконтроль, сдержанность, рассудительность (см.: Приложение 6).
Ведущий тип темперамента в группе неуспешных ПР-специалистов -меланхолик: малая реактивность, неуверенность в себе, мимика и движения не выразительны, обязательность, высокий самоконтроль, пессимистичность, интровертированность (направленность на свой внутренний мир, трудность в адаптации к реальности), замкнутость, чувствительность, нерешительность, тревожность, ригидность, изменчивость настроения (см.: Приложение 7).
В ходе исследования с помощью коэффициента многоклеточной сопряжённости Пирсона выявлена зависимость между уровнем успешности-неуспешности у ПР-специалистов в профессиональной деятельности и доминирующим типом темперамента %2=15,165; С~0,502 (р<0,05).
Таким образом, можно предположить, что такие свойства темперамента как пластичность, экстравертированность (хорошая приспосабливаемость к среде, направленность на окружающие события), открытость в чувствах, уверенность в себе, стремление к лидерству – препятствуют формированию неуспешности у ПР-специалистов в процессе выполнения профессиональной деятельности.
На данном этапе исследования были определены степени значения шкал: напряженность отношений, отчужденность в отношениях, конфликтность в отношениях, агрессия в отношениях для успешных и неуспешных ПР-специалистов. Представлены в таблице 4.
К.Томаса между группой неуспешных и успешных ПР-специалистами
|
Результаты данного исследования показали, что у успешных ПР-специалистов межличностные отношения достаточно гармоничные. Отношения носят стабильный характер, предполагающий длительное сохранение взаимодействие в паре (группе), вызывающее положительные чувства, эмоциональный комфорт у партнеров (или в группе). Имеется стремление учитывать индивидуальные особенности друг друга. Отношения носят открытый, естественный характер (см.: Приложение 8).
У неуспешных ПР-специалистов присутствует наличие дисгармонии в межличностных отношениях. Это отсутствие единства, согласия с другими людьми, ослабление позитивных эмоциональных связей, преобладание удаляющих чувств (одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) над сближающими чувствами.
Подытоживая вышесказанное в данной главе работы, можно сделать следующие выводы:
1.
Результатом проведённого
Исходя из вышеизложенного теоретического и практического аспекта можно выделить необходимость эталона специалиста по связям с общественностью, психологические качества которого выделены и изложены в предыдущих текстах. В связи с этим возникла необходимость составления психограммы и профессиограммы (см.: Приложение 9). А также в помощь подбора подходящего ПР-специалиста составлена анкета при поступлении на работу (см.: Приложение 10).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработка данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с тем, что именно психологическое знание является базисным для деятельности «Паблик Рилейшнз», а конкретные виды работы по связям с общественностью имеют достаточно весомое психологическое содержание, т.к. психологические технологии, применяемые в ПР-деятельности, оказывают существенное влияние на «общественность», ее ценности, отношения и поведение.
Психологические аспекты «Паблик Рилейшнз» в психологии рекламных коммуникаций изучены крайне недостаточно. В частности, это связано с неразработанностью теоретических представлений о ПР как о неком психологическом явлении, а также с практическим отсутствием методик, которые могли бы быть использованы для получения как научной, так и прикладной информации.
Профессиональная деятельность в сфере связей с общественностью – это мероприятия «тонкого» воздействия на психику или на психические познавательные процессы, что фактически на прямую относится к области познания психологии – межличностные взаимоотношения, конфликтология, коммуникация и др.
Так, известный специалист в области «Паблик Рилейшнз» Сэм Блэк (1998) полагает, что в широком смысле «Паблик Рилейшнз» охватывает десять основных направлений:
С. Блэк считает, что профессионалы в области общественных связей, среди которых много профессиональных психологов, могут работать в следующих областях:
С.
Блэк пишет, что многие ситуации отсутствия
взаимопонимания возникают из-
Так, он пишет: Многие трудности в промышленности вызваны недостатком общения, и руководство предприятий постоянно призывают более регулярно и своевременно предоставлять информацию сотрудникам и общественности. Методы «Паблик Рилейшнз» могут позволить добиться здесь значительных результатов, однако непозволительно недооценивать трудности, встающие на этом пути62.
Деятельность связей с общественностью – это сложная система связей и отношений между людьми, которая включает в себя большое количество различных способов взаимного воздействия людей друг на друга. При этом воздействия ПР не являются однонаправленными и односторонними, а представляют собой многоуровневую противоречивую систему коммуникаций с широкой сетью всевозможных обратных связей.
В последние годы в нашей стране создано большое количество факультетов и кафедр рекламы, где изучают психологию. Психологические вузы также вводят специальности «психология рекламы», «психология маркетинга», «психология Паблик Рилейшнз» и др. Каждый преподаватель строит свой курс самостоятельно, передает знания в той последовательности и в том объеме, который считает необходимым. Поэтому иногда психологию рекламы отождествляют с суггестией, а иногда рассматривают ее в рамках системы коммуникаций.
Исследуя различную литературу, публикации, информацию в Интернете по вопросу психологических аспектов профессиональной деятельности ПР, мы пришли к выводу, что психология связей с общественностью как отрасль науки, ориентированной на практику, должна состоять, как минимум, из трех разделов:
3. Психология
деятельности связей с общественностью
в рамках
национальной культуры и общества.
С нашей точки зрения связи с общественностью являются источниками развития культуры и общества.
Деятельность – это один из важнейших механизмов развития человека и одновременно – источник, и механизм развития национальной культуры общества. Она порождает систему сложных социальных отношений и возникает в силу многочисленных социальных мотивов и потребностей, ориентации людей на социальные оценки друг друга.
При правильном понимании психологической сущности данного феномена ПР-деятельность может принимать свою наивысшую форму – взаиморазвивающего диалога. Эти тенденции связей с общественностью должны рассматриваться психологами в рамках обобщающего адвертологического подхода.
В соответствии с целями и задачами дипломной работы была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования о том, что личностные особенности специалистов по связям с общественностью являются основопалагающим фактором успеха профессиональной деятельности, при этом учитывается и степень образованности в данной сфере, а исследования личностных особенностей невозможно без знания психологии.