Регулирование рекламы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:13, дипломная работа

Описание работы

Изучение психологических аспектов профессиональной деятельности ПР-специалистов особенно актуально в период привода к интенсификации профессиональной деятельности.
Целью данной работы является исследование психологических аспектов профессиональной деятельности специалистов в области Public relations, а также эффективность ПР-управления в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
изучить, проанализировать и систематизировать теоретические и прикладные научные разработки по организационным, методическим и технологическим аспектам разработки и проведения ПР-кампаний как стратегического инструмента эффективной коммуникации;
выявить и структурно проанализировать основные разработки организации и проведения ПР-кампании;
предложить оптимальные практические пути, средства и механизмы организации и проведения эффективной ПР-кампании.
Предмет исследования – психологические аспекты взаимодействия ПР-специалистов в профессиональной деятельности Public Relations.
Объект исследования – паблик рилейшнз как сфера профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: личностные особенности специалистов по связям с общественностью могут являться предрасполагающими факторами эффективной работы в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Методы сбора и обработки информации исследования:
1) методика цветовых выборов М. Люшера; 2) методики – «Оценка темперамента» А. Белова, 16 PF-опросник Р.Б. Кеттелла; 3) методика СОМО совместно с методикой К.Томаса по шкалам: «Напряженность», «Отчужденность», «Конфликтность», «Агрессия»; 4) методы математической статистики – параметрические критерии Фишера и Стьюдента для независимых выборок, коэффициент многоклеточной сопряженности Пирсона, коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Методологическая основа исследования: работы Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина, В.М. Маслова, Г.Г. Почепцова, согласно которым эффективность работы ПР-специалиста требует целый ряд личных качеств, а также профессиональных и деловых навыков, т.е. люди, склонные к аналитической работе и имеющие навыки общения.
Проблема профессионализма в ПР-деятельности представляет для нас не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе профессионального самоопределения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
Связи с общественностью как понятие, его цели, функции и задачи 9
Концептуальные основы ПР-деятельности в системе управления организацией 13
Комплексные направления деятельности связей с общественностью и их характеристика 16
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ PUBLIC RELATIONS 21
Профессиональная подготовка и психологические характеристики специалистов по связям с общественностью .21
Психологические аспекты формирования положительного имиджа организации .34
Психологические особенности в проведении различных мероприятий и их освещение в средствах массовой информации .42
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПР-СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………56
Характеристика базы, процедуры проведения и методов
исследования 56
Изложение и анализ результатов исследования 57
Изложение и анализ» результатов исследования по методике
«Диагностика успеха-неуспеха» В.В. Бойко 57
Изложение и анализ результатов исследования по методике цветовых выборов М. Люшера 59
Изложение и анализ результатов исследования по 16 PF – опроснику личности Р.Б. Кеттелла 62
Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова 67
Изложение и анализ результатов исследования по методике «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОНО) совместно с методикой К. Томаса 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 82

Работа содержит 1 файл

диплом Морсаковой.doc

— 763.00 Кб (Скачать)

     В группе менее успешных ПР-специалистов ведущий тип темперамента – флегматик: высокая активность преобладает над малой реактивностью, работоспособность, с трудом переключает внимание, интровертированность (направленность на свой внутренний мир, плохо приспосабливается к новой обстановке), косность стереотипов, постоянство интересов, инертность, обязательность, высокий самоконтроль, сдержанность, рассудительность (см.: Приложение 6).

     Ведущий тип темперамента в группе неуспешных ПР-специалистов -меланхолик: малая реактивность, неуверенность в себе, мимика и движения не выразительны, обязательность, высокий самоконтроль, пессимистичность, интровертированность (направленность на свой внутренний мир, трудность в адаптации к реальности), замкнутость, чувствительность, нерешительность, тревожность, ригидность, изменчивость настроения (см.: Приложение 7).

     В ходе исследования с помощью коэффициента многоклеточной сопряжённости Пирсона  выявлена зависимость между уровнем  успешности-неуспешности у ПР-специалистов в профессиональной деятельности и доминирующим типом темперамента %2=15,165; С~0,502 (р<0,05).

     Таким образом, можно предположить, что  такие свойства темперамента как  пластичность, экстравертированность (хорошая приспосабливаемость к среде, направленность на окружающие события), открытость в чувствах, уверенность в себе, стремление к лидерству – препятствуют формированию неуспешности у ПР-специалистов в процессе выполнения профессиональной деятельности.

 
      1. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) совместно с методикой К.Томаса
 

      На  данном этапе исследования были определены степени значения шкал: напряженность отношений, отчужденность в отношениях, конфликтность в отношениях,   агрессия   в   отношениях   для   успешных   и   неуспешных   ПР-специалистов. Представлены в таблице 4.

                                                           Таблица 4. Статистически значимые различия по шкалам методики СОМО и

К.Томаса между группой неуспешных и успешных ПР-специалистами

Шкалы СОМО Средние значения Значения t-критерия Уровень значимости
 
 
Неуспешные  ПР-специалисты Успешные ПР-специалисты  
 
 
 
Напряженность
    55,6
23,3 4,7 0,001
Отчужденность
    51,2
22,9 4,1 0,001
Конфликтность
    40,3
15,9 3,9 0,001
Агрессия
    45,0
18,9 3,7 0,001
Итоговый  балл
    192,2
81,2 3,2 0,001
 

     Результаты  данного исследования показали, что  у успешных ПР-специалистов межличностные отношения достаточно гармоничные. Отношения носят стабильный характер, предполагающий длительное сохранение взаимодействие в паре (группе), вызывающее положительные чувства, эмоциональный комфорт у партнеров (или в группе). Имеется стремление учитывать индивидуальные особенности друг друга. Отношения носят открытый, естественный характер (см.: Приложение 8).

     У неуспешных ПР-специалистов присутствует наличие дисгармонии в межличностных отношениях. Это отсутствие единства, согласия с другими людьми, ослабление позитивных эмоциональных связей, преобладание удаляющих чувств (одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) над сближающими чувствами.

      Подытоживая вышесказанное в данной главе  работы, можно сделать следующие  выводы:

      1. Результатом проведённого исследования  по тесту Кеттелла и методике  цветовых выборов Люшера можно  назвать выделение следующих  личностных качеств, являющихся предрасполагающими факторами формирования неуспешности  у  ПР-специалистов  процессе  выполнения  профессиональной деятельности: консервативности как особенности интеллекта; эмоционально-волевых особенностей – эмоциональной неустойчивости, низкого уровня стрессоустойчивости, низкой самооценки, склонности к чувству вины, чувствительности к замечаниям, повышенного самоконтроля, высокого уровня тревожности, эмоциональности; особенностей отношения к делу и социальным нормам – строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокую совестливость, социальную напряжённость; особенностей отношения к людям – подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность; особенностей отношения к групповым нормам – зависимость от мнения других.

  1. Основываясь на полученных результатах по методике «Оценка темперамента» А. Белова и выявленной в ходе исследования зависимости между уровнем сформированности неуспешности у ПР-специалистов в процессе выполнения профессиональной деятельности и доминирующим типом темперамента, можно предположить, что особенности темперамента играют не последнюю роль в формировании неуспешности. Такими особенностями темперамента можно назвать обязательность, высокий самоконтроль, интровертированность (направленность на свой внутренний мир, трудность в адаптации к реальности).
  2. Между показателями группы менее успешных ПР-специалистов и показателями группы неуспешных ПР-специалистов.

     Исходя  из вышеизложенного теоретического и практического аспекта можно выделить необходимость эталона специалиста по связям с общественностью, психологические качества которого выделены и изложены в предыдущих текстах. В связи с этим возникла необходимость составления психограммы и профессиограммы (см.: Приложение 9). А также в помощь подбора подходящего ПР-специалиста составлена анкета при поступлении на работу (см.: Приложение 10).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Разработка  данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с тем, что именно психологическое знание является базисным для деятельности «Паблик Рилейшнз», а конкретные виды работы по связям с общественностью имеют достаточно весомое психологическое содержание, т.к. психологические технологии, применяемые в ПР-деятельности, оказывают существенное влияние на «общественность», ее ценности, отношения и поведение.

     Психологические аспекты «Паблик Рилейшнз» в психологии рекламных коммуникаций изучены крайне недостаточно. В частности, это связано с неразработанностью теоретических представлений о ПР как о неком психологическом явлении, а также с практическим отсутствием методик, которые могли бы быть использованы для получения как научной, так и прикладной информации.

     Профессиональная  деятельность в сфере связей с  общественностью – это мероприятия «тонкого» воздействия на психику или на психические познавательные процессы, что фактически на прямую относится к области познания психологии – межличностные взаимоотношения, конфликтология, коммуникация и др.

     Так, известный специалист в области «Паблик Рилейшнз» Сэм Блэк (1998) полагает, что в широком смысле «Паблик Рилейшнз» охватывает десять основных направлений:

  1. общественное мнение;
  2. общественные отношения;
  3. правительственные связи;
  4. общественная жизнь;
  5. промышленные связи;
  6. финансовые отношения;
  7. международные связи;
  8. отношения с потребителями;
  9. исследования и статистика;
  10. средства массовой информации.

     С. Блэк считает, что профессионалы  в области общественных связей, среди  которых много профессиональных психологов, могут работать в следующих областях:

  • консультации, основанные на понимании человеческого поведения;
  • анализ возможных тенденций и предсказание их последствий;
  • изучение общественного мнения, ожиданий и взглядов общества с последующей выработкой рекомендаций для осуществления необходимых мер;
  • установление и поддержание взаимного общения, основанного на достоверности и полноте информации;
  • предотвращение конфликтов и недоразумений;
  • содействие      установлению      взаимоуважения      и      социальной ответственности;
  • гармонизация личных и общественных интересов;
  • улучшение доброжелательных отношений с персоналом, поставщиками и покупателями;
  • улучшение промышленных связей;
  • привлечение квалифицированного персонала и снижение текучести 
    кадров;
  • расширение рынка товаров и услуг;
  • максимальное повышение прибыльности;
  • формирование корпоративной индивидуальности.

     С. Блэк пишет, что многие ситуации отсутствия взаимопонимания возникают из-за недостатка общения, и поэтому одной  из главных задач «Паблик Рилейшнз» является улучшение существующих форм общения и установление путей для взаимопонимания. Даже при определенном стремлении к общению такая задача может встретить большие трудности в процессе решения    ввиду    значительной    сложности    психологических    механизмов общения. Автор трактует «Паблик Рилейшнз» расширенно, включая в это понятие не только связь фирмы с общественностью, т.е внешние связи, но и связи внутренние, например связь руководства компании с сотрудниками. Для него фактически синонимами слов «Паблик Рилейшнз» являются слова «общение» и «диалог».

     Так, он пишет: Многие трудности в промышленности вызваны недостатком общения, и руководство предприятий постоянно призывают более регулярно и своевременно предоставлять информацию сотрудникам и общественности. Методы «Паблик Рилейшнз» могут позволить добиться здесь значительных результатов, однако непозволительно недооценивать трудности, встающие на этом пути62.

     Деятельность  связей с общественностью – это сложная система связей и отношений между людьми, которая включает в себя большое количество различных способов взаимного воздействия людей друг на друга. При этом воздействия ПР не являются однонаправленными и односторонними, а представляют собой многоуровневую противоречивую систему коммуникаций с широкой сетью всевозможных обратных связей.

     В последние годы в нашей стране создано большое количество факультетов  и кафедр рекламы, где изучают  психологию. Психологические вузы также  вводят специальности «психология рекламы», «психология маркетинга», «психология Паблик Рилейшнз» и др. Каждый преподаватель строит свой курс самостоятельно, передает знания в той последовательности и в том объеме, который считает необходимым. Поэтому иногда психологию рекламы отождествляют с суггестией, а иногда рассматривают ее в рамках системы коммуникаций.

     Исследуя различную литературу, публикации, информацию в Интернете по вопросу психологических аспектов профессиональной деятельности ПР, мы пришли к выводу, что психология связей с общественностью как отрасль науки, ориентированной   на   практику,   должна   состоять,   как   минимум,   из   трех разделов:

  1. Психические и социально-психологические процессы в условиях деятельности ПР.
  2. ПР-деятельность в системе коммуникаций.

     3. Психология деятельности связей с общественностью в рамках 
национальной культуры и общества.

     С нашей точки зрения связи с  общественностью являются источниками  развития культуры и общества.

     Деятельность – это один из важнейших механизмов развития человека и одновременно – источник, и механизм развития национальной культуры общества. Она порождает систему сложных социальных отношений и возникает в силу многочисленных социальных мотивов и потребностей, ориентации людей на социальные оценки друг друга.

     При правильном понимании психологической  сущности данного феномена ПР-деятельность может принимать свою наивысшую форму – взаиморазвивающего диалога. Эти тенденции связей с общественностью должны рассматриваться психологами в рамках обобщающего адвертологического подхода.

     В соответствии с целями и задачами дипломной работы была выдвинута  гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования о том, что личностные особенности специалистов по связям с общественностью являются основопалагающим фактором успеха профессиональной деятельности, при этом учитывается и степень образованности в данной сфере, а исследования личностных особенностей невозможно без знания психологии.

Информация о работе Регулирование рекламы