Регулирование рекламы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:13, дипломная работа

Описание работы

Изучение психологических аспектов профессиональной деятельности ПР-специалистов особенно актуально в период привода к интенсификации профессиональной деятельности.
Целью данной работы является исследование психологических аспектов профессиональной деятельности специалистов в области Public relations, а также эффективность ПР-управления в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
изучить, проанализировать и систематизировать теоретические и прикладные научные разработки по организационным, методическим и технологическим аспектам разработки и проведения ПР-кампаний как стратегического инструмента эффективной коммуникации;
выявить и структурно проанализировать основные разработки организации и проведения ПР-кампании;
предложить оптимальные практические пути, средства и механизмы организации и проведения эффективной ПР-кампании.
Предмет исследования – психологические аспекты взаимодействия ПР-специалистов в профессиональной деятельности Public Relations.
Объект исследования – паблик рилейшнз как сфера профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: личностные особенности специалистов по связям с общественностью могут являться предрасполагающими факторами эффективной работы в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Методы сбора и обработки информации исследования:
1) методика цветовых выборов М. Люшера; 2) методики – «Оценка темперамента» А. Белова, 16 PF-опросник Р.Б. Кеттелла; 3) методика СОМО совместно с методикой К.Томаса по шкалам: «Напряженность», «Отчужденность», «Конфликтность», «Агрессия»; 4) методы математической статистики – параметрические критерии Фишера и Стьюдента для независимых выборок, коэффициент многоклеточной сопряженности Пирсона, коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Методологическая основа исследования: работы Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина, В.М. Маслова, Г.Г. Почепцова, согласно которым эффективность работы ПР-специалиста требует целый ряд личных качеств, а также профессиональных и деловых навыков, т.е. люди, склонные к аналитической работе и имеющие навыки общения.
Проблема профессионализма в ПР-деятельности представляет для нас не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе профессионального самоопределения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
Связи с общественностью как понятие, его цели, функции и задачи 9
Концептуальные основы ПР-деятельности в системе управления организацией 13
Комплексные направления деятельности связей с общественностью и их характеристика 16
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ PUBLIC RELATIONS 21
Профессиональная подготовка и психологические характеристики специалистов по связям с общественностью .21
Психологические аспекты формирования положительного имиджа организации .34
Психологические особенности в проведении различных мероприятий и их освещение в средствах массовой информации .42
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПР-СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………56
Характеристика базы, процедуры проведения и методов
исследования 56
Изложение и анализ результатов исследования 57
Изложение и анализ» результатов исследования по методике
«Диагностика успеха-неуспеха» В.В. Бойко 57
Изложение и анализ результатов исследования по методике цветовых выборов М. Люшера 59
Изложение и анализ результатов исследования по 16 PF – опроснику личности Р.Б. Кеттелла 62
Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова 67
Изложение и анализ результатов исследования по методике «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОНО) совместно с методикой К. Томаса 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 82

Работа содержит 1 файл

диплом Морсаковой.doc

— 763.00 Кб (Скачать)
  1. собственно речь, передавая информацию и часто ее смысловые характеристики;
  2. невербальные (несловесные) средства – жесты, мимику, позы; они передают истинное отношение к сказанному и партнеру по общению, помогая в понимании скрытого подтекста или смысла;
  3. паралингвистические средства – тотальность речи, акцентирование отдельных слов или фраз; они также свидетельствуют об отношениях, но в то же время дают информацию о личностных качествах говорящего и даже о его намерениях;
  4. экстралингвистические средства – темп речи, паузы, смех, покашливание; темп речи говорит о состоянии коммуникатора, значимости сказанного; паузы также могут свидетельствовать о значимости или стремлении оказать влияние; особенности смеха и покашливаний могут многое сказать о личностных характеристиках;
  5. проксемические средства – выбранная дистанция между партнерами, их места расположения свидетельствуют об их отношениях, статусе;

     6) визуальный контакт – продолжительность прямого визуального 
контакта, зрительные маршруты при отведении глаз говорят об истинности 
сказанного, типе мышления партнера, возможном стремлении оказать влияние23.

    В процессе общения  человек обычно использует все эти  средства.

     В своей профессиональной деятельности ПР-специалиста должен уметь оказывать влияние и осуществлять различные воздействия, но при этом он обязан владеть психологической инициативой и не подвергаться сильным произвольным изменениям, попадая под влияние партнера.

     В процессе коммуникаций именно специалист играет центральную роль.

     3-е  правило: ПР-специалист должен  обладать высокой коммуникативной  компетентностью и связанными с нею коммуникативными умениями; в процессе общения должен стремиться к психологической инициативе, быть активным, но организовывать при этом равно заинтересованный диалог.

     Одним из ведущих принципов связей с  общественностью, как отмечалось, является принцип «согласования интересов». Здесь мы подошли к психологической категории, выступающей в качестве еще одного базисного психологического основания ПР-деятельности – интересу24.

     Интересом называют окрашенное положительными эмоциями сосредоточение внимания на определенном предмете.

     В условиях познавательной деятельности содержание интереса может существенно  обогащаться за счет расширения связей предметного мира. Интерес может перерастать в устойчивую личностную потребность, активное отношение к окружающему миру и даже склонность личности.

     4-е  правило: рассмотрение психологических  характеристик отношений, общения и интереса позволяет раскрыть содержание еще одного психологического основания связей с общественностью – взаимопонимания.

     Взаимоотношение обычно рассматривается как собственно достижение взаимного понимания, согласие. Из этого определения следует, что  взаимопонимание в самом общем  виде состоит из двух взаимосвязанных частей. Первая часть направлена на достижение понимания друг друга. Вторая связана с собственно согласием, которое проявляется в виде согласования интересов и ценностей, формирования общих для обеих сторон интересов.

     5-е правило: еще одно важнейшее психологическое основание 
эффективной ПР-деятельности, которое связано с одной из ее центральных 
функций, – «преодоление кризисных ситуаций во взаимодействиях с 
общественностью», «предотвращение конфликтов». Собственно, предотвращение конфликтов и есть преодоление кризисных ситуаций, поэтому ведущей категорией здесь является все же категория конфликта.

     Конфликт  является общенаучной категорией, принадлежащей, прежде всего конфликтологии25. Однако изучение конфликтов, анализ научных исследований в этой области знаний показывает, что конфликтные ситуации имеют глубокое психологическое содержание, потому что конфликтуют, прежде всего, люди из-за действия причин, носящих субъективный или объективный характер.

     Полученные  в психологии конфликтов научно-практические результаты могут оказать неоценимую помощь в ПР-деятельности, в частности  в работе по предотвращению конфликтов и преодолению кризисных ситуаций при взаимодействиях с общественностью.

     Психологический мониторинг участников ПР-взаимодействий позволит вовремя выявить источники  угроз, устранить их и тем самым  предупредить конфликт.

     В современной психологии достаточно подробно разработаны и описаны системные признаки конфликтных личностей. Задача специалиста по связям с общественностью – знать эти признаки, уметь их обнаруживать и оказывать определенное влияние на таких людей.

     Конфликт  намного легче предупредить, чем разрешить. Поэтому с участниками ПР-взаимодействий нужна постоянная психологическая работа, основанная на различных обратных связях и их анализе, психологическом мониторинге, активном диалоге.

     6-е  правило: специалисты, работающие  в системе связей с общественностью, должны обладать высоким уровнем конфликтологической компетентности.

     Все вышесказанное в целом позволяет  сделать ПР-деятельность стабильно  эффективной.

     Деятельность  ПР-специалистов является важной, ответственной  и очень сложной по своему содержанию. Поэтому и профессиональной подготовке и профессионализму ПР-специалистов предъявляются особые требования. Обзор научных исследований и публикаций по данной проблеме показал, что этому вопросу уделяется недостаточное внимание, а о профессионализме личности или деятельности ПР-специалистов речь не идет вообще. Хотя интерес к этому виду деятельности огромный и постоянно растет.

     В 1982 году международная ассоциация «Паблик Рилейшнз» впервые предложила программу обучения ПР-специалистов, а в 1990 году завершила ее окончательную разработку. Данной ассоциацией предлагается концепция образования по трем базовым уровням26.

     Первый  уровень включает предмет «Теория и практика Паблик Рилейшнз».

     На  втором уровне добавляются общие  предметы «Информационная теория и практика», «Реклама», «Закон о средствах массовой информации», «Этика», «Методы научных исследований», «Анализ материалов СМИ», «Графическая информация», «Редактирование», «Подготовка материалов для СМИ»27.

     На  третьем уровне присоединяются общегуманитарные предметы –«Организационная культура и поведение людей в организациях», «Статистика», «Родной и иностранные языки», «Естественные науки», «Социальное обслуживание населения», «Гуманитарные науки», «Работа с кадрами», «Научные методы управления», «Государственное и местное управление», «Политология», «Экономика», «Управление торгово-промышленной деятельностью»28.

     Просматривая  различные публикации по данной теме можно отметить, что проблема подготовки ПР-специалистов далека от своего окончательного решения, поэтому возможна разработка новых учебных программ и курсов. Но прежде, чем составлять эти программы подготовки ПР-специалистов, думается, что нужно сначала четко представить, каким же должен быть данный специалист, какие у него должны быть знания, умения, качества, профессиональные отношения, нормы поведения.

     В исследованиях по связям с общественностью  постоянно подчеркивается, что это  очень сложная работа, поэтому  в этой сфере успешно трудятся лишь те, кто обладает определенными личностно-профессиональными качествами. Важнейшими из них, по мнению С. Блэка, являются:

  • «наличие здравого смысла;
  • природное любопытство;
  • умение хорошо говорить и излагать свои мысли в письменной форме;
  • гибкость, выносливость;
  • внимание к мелочам;
  • хорошее воспитание и образование;
  • целеустремленность»29

     Такая форма описания характеристики специалиста  существенно затрудняет процессы личностно-профессионального  развития ПР-специалистов, формирования их профессионализма.

     По  данным зарубежных авторов, профессиональный портрет эффективного ПР-специалиста выглядит следующим образом:

    1. «в своей деятельности он опирается на двустороннюю симметричную модель;

     2) играет одну из ведущих менеджерских ролей в организации, т.е. 
реально влияет или управляет процессами взаимодействий организации с 
общественностью;

  1. понимает необходимость проведения базисных для «Паблик Рилейшнз» научных исследований, хорошо владеет методами научных исследований;
  2. является «пограничной персоной», имеющей многочисленные контакты как внутри организации, так и вне ее, управляет внутренними и внешними информационными потоками;
  3. авторитетен, достаточно самостоятелен в принятии решений, стремится к признанию со стороны своих коллег, постоянно повышает свою профессиональную квалификацию»29

    Данный  портрет отражает статусные и  функциональные аспекты деятельности   ПР-специалиста,   в   нем   не   говорится   о   профессиональной компетенции, необходимых умениях, навыках, личностно-профессиональных качествах, нормах поведения и деятельности. Поэтому он может быть лишь приблизительным.

     В исследованиях отечественных специалистов были выявлены профессиональные типы российских ПР-специалистов. Всего выделено четыре типа30.

     Аморфный. Такие специалисты не обладают ярко выраженным стилем деятельности, руководствуются в основном карьерными соображениями, не стремятся к проведению исследований и не используют их данные в своей работе. Данная группа не многочисленна.

     Защищающий. Это специалисты, играющие одну из менеджерских ролей и стремящиеся профессионально  выполнять свое дело. Но они склонны  пренебрегать исследованиями, тем самым, недооценивая роль обратных связей с общественностью. Им не хватает, как правило, специальных знаний. К этой группе принадлежит около половины обследованных ПР-специалистов.

      Воздействующий.  Характеризуется явным предпочтением журналистского стиля деятельности. Уровень профессионализма довольно высок. Чаще всего занимаются консультированием по разрешению кризисных ситуаций во взаимоотношениях с общественностью. Группа   немногочисленна.

        Демократический. Большое внимание уделяют изучению общественности. Заботятся об имидже организации и ее репутации. Склонны выполнять роли консультанта по кризисным ситуациям и эксперта-коммуникатора. К этой группе принадлежит примерно треть специалистов.

      Из  всего вышесказанного следует, что  четкие профессиональные эталоны ПР-специалистов отсутствуют. Для создания подобных эталонов необходимы масштабные научные исследования.

        Существует акмеологический подход в формировании профессионализма ПР-специалистов. Акмеология – это наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

      В настоящее время наиболее интенсивное  развитие получили те направления акмеологии, которые связаны с поиском закономерностей высших профессиональных достижений, прогрессивного развития человека как субъекта профессиональной деятельности. Поэтому сейчас акмеологию воспринимают как науку о профессионализме личности и профессионализме деятельности.

      Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств.

      Профессионализм деятельности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях.

        Важной акмеологической категорией является такая, как «акмеологические инварианты профессионализма».

Информация о работе Регулирование рекламы