Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 15:26, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью данной диссертационной работы является закрепление и расширение теоретических знаний по специальности, и применение этих знаний при анализе маркетинговой деятельности компании.
Задачи диссертационной работы:
- рассмотреть теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия;
- дать анализ маркетинговой стратегии на примере конкретного объекта (ТОО
«Авиатурагенство Вокруг Света»
- выявить пути совершенствования стратегии маркетинга в современных условиях.
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ ………………………...……………………. 10
1.1 Сущность и основные тенденции маркетинга в туризме …………………. 10
1.2 Основные этапы маркетинговых исследований на рынке туруслуг и маркетинговая информация ……………...………………………….………….....17
1.3 Обзор рынка маркетинговых услуг в Республике Казахстан …………...… 28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА …...…………………………………………………………………… 49
2.1 Анализ современного состояния рынка туристических услуг в Казахстане 49
2.2 Общая характеристика деятельности туристического агентства ТОО «Авиатурагенство Вокруг Света» …………………………………………. …….60
2.3 Анализ маркетинговой деятельности фирмы ….…………………………….76
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ НА РЫНОК НОВОГО ТУРИСТКОГО ПРОДУКТА ТОО «АВИАТУРАГЕНСТВА ВОКРУГ СВЕТА» ......………………………………………………………….. 86
3.1 Стратегия предприятия по разработке нового тур-продукта ……………… 86
3.2 Повышение эффективности реализации рыночной стратегии ТОО «Авиатурагенство Вокруг Света» ……..……………………………………….. 108
3.3 Совершенствование методов исследования потребительского спроса на туристские услуги ……………………………………………………………… 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 126
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .. 131
ПРИЛОЖЕНИЕ
Для
выявления потребности
В настоящее время, несмотря на то, что Казахстан имеет более стабильные экономические показатели, международный туризм находится на фазе спада. Основной причиной такого положения дел является то, что не на уровне государства, не на уровне туристских фирм не были предприняты меры по стимулированию международного туризма. Создание инфраструктуры международного туризма требует больших финансовых вложений, государственной поддержки и проведения политики стимулирования и приоритетного развития туризма среди отраслей Казахстана.
Одним из главных факторов, влияющих на развитие туризма, является законодательная база в данной сфере. За последние десять лет система лицензирования и сертификации туристской деятельности претерпела изменения.
Последний этап процесса лицензирования туристской деятельности начался с 2001 года, когда вышли новые правила лицензирования туристской деятельности, и сумма лицензионного сбора была увеличена, усложнена система оформления лицензии. В результате последнего реформирования лицензионной системы из 605 туристских лицензионных фирм, функционирующих в 2001 году в Казахстане, в 2008 году получили лицензию только 100 фирм. Остальным фирмам было не под силу выдержать бремя лицензионного сбора, так как это мелкие фирмы с небольшими оборотами и не имеют финансовых возможностей даже для выплаты лицензий. Лицензионный сбор становится дополнительным налогом для туристских фирм. Естественно многие фирмы, не получившие лицензии, уходят с рынка или работают в теневой экономике.
Если
рассматривать факторы
Западные ученые особое внимание уделяют культурным факторам, воздействующим на туристский спрос. Они выделяют следующие основные компоненты культурных факторов в сфере туризма:
- гедонизм - ориентация на наслаждение жизнью;
-
поворот к альтернативной
- экологизация мышления.
На потребителя туристских услуг Казахстана особое влияние оказало происходящее реформирование экономики, переход к рыночным отношениям, экономический кризис. Если западный потребитель прошел этапы экономического возрождения автомобильных, квартирных и туристских волн, то казахстанский потребитель туристских услуг вынужден первоначально пройти этап экономического возрождения и выжить в условиях безработицы и инфляции, поэтому культурные факторы особого влияния на туристский спрос в Казахстане не оказывают.
Для
выявления потребности
В настоящее время, несмотря на то, что Казахстан имеет более стабильные экономические показатели, международный туризм находится на фазе спада. Основной причиной такого положения дел является то, что не на уровне государства, не на уровне туристских фирм не были предприняты меры по стимулированию международного туризма. Создание инфраструктуры международного туризма требует больших финансовых вложений, государственной поддержки и проведения политики стимулирования и приоритетного развития туризма среди отраслей Казахстана.
Одним из главных факторов, влияющих на развитие туризма, является законодательная база в данной сфере. За последние десять лет система лицензирования и сертификации туристской деятельности претерпела изменения.
Последний этап процесса лицензирования туристской деятельности начался с 2001 года, когда вышли новые правила лицензирования туристской деятельности, и сумма лицензионного сбора была увеличена, усложнена система оформления лицензии. В результате последнего реформирования лицензионной системы из 605 туристских лицензионных фирм, функционирующих в 2001 году в Казахстане, в 2008 году получили лицензию только 100 фирм. Остальным фирмам было не под силу выдержать бремя лицензионного сбора, так как это мелкие фирмы с небольшими оборотами и не имеют финансовых возможностей даже для выплаты лицензий. Лицензионный сбор становится дополнительным налогом для туристских фирм. Естественно многие фирмы, не получившие лицензии, уходят с рынка или работают в теневой экономике.
Если рассматривать факторы деятельности туризма с точки зрения предпринимательской деятельности, то здесь ситуация тоже не совсем простая. Туристские фирмы вынуждены заниматься только теми видами деятельности, которые выгодны. Туризмом в классическом и традиционном понимании занимаются чуть больше половины фирм, остальные фирмы работают либо в секторе шоп-туризма, либо занимаются вопросами визовой поддержки граждан, оформлением виз.
Западные ученые особое внимание уделяют культурным факторам, воздействующим на туристский спрос. Они выделяют следующие основные компоненты культурных факторов в сфере туризма:
- гедонизм - ориентация на наслаждение жизнью;
-
поворот к альтернативной
- экологизация мышления.
На потребителя туристских услуг Казахстана особое влияние оказало происходящее реформирование экономики, переход к рыночным отношениям, экономический кризис. Если западный потребитель прошел этапы экономического возрождения автомобильных, квартирных и туристских волн, то казахстанский потребитель туристских услуг вынужден первоначально пройти этап экономического возрождения и выжить в условиях безработицы и инфляции, поэтому культурные факторы особого влияния на туристский спрос в Казахстане не оказывают.
В любой стране и на любом туристском рынке особое место для развития туристского бизнеса занимают мотивировки. Мотивы путешествий воздействуют как на туристский спрос, так и на туристское предложение. Мотивировки - побудительные мотивы индивидуума в психологии потребителя. Для создания инфраструктуры туризма и стимулирования туристского спроса им необходимо знать так называемый «черный ящик» поведения иностранного туриста.
В стереотипе поведения потребителя за последние десятилетия произошли коренные изменения: потребитель перешел от пассивного времяпровождения к активным формам отдыха, потребитель стремится к смене впечатлений.
Если
обнаружены основные факторы, то второй
задачей будет выделение
Данное исследование опирается на результаты социологических опросов, проводимых в соответствии с общепризнанной методикой социологических обследований. При этом построение опросной анкеты и формулировка вопросов, применяемых к туристской деятельности, была осуществлена в соответствии с вышеизложенными подходами.
Было выделено 12 социально-потребительских групп, существенно различающихся по типу характера потребительского поведения. При этом проводился анализ характера потребительского поведения по услугам в сфере туризма.
В результате проведенного опроса по группам составлены таблицы, характеризующие спрос населения на различные туристские услуги (таблица 19, рисунок 30,31).
№ группы | Наименование |
Абсол-е показатели | % |
1. | Работники преимущественно физического труда, имеющие семью без детей в возрасте до 40 л. | 215 | 4.8 |
2. | Работники преимущественно физического труда, имеющие семью с одним ребенком до 18 л. | 436 | 9.8 |
3. | Работники преимущественно физического труда, имеющие семью с двумя и более детьми до 18л. | 475 | 10,7 |
4. | Работники преимущественно физического труда, имеющие семью без детей в возрасте старше 40 л. | 460 | 10.3 |
5. | Работники преимущественно умственного труда, имеющие семью без детей в возрасте до 40 л. | 190 | 4.3 |
6. | Работники преимущественно умственного труда, имеющие семью с одним ребенком до 18 л. | 450 | 10,1 |
7. | Работники преимущественно умственного труда, имеющие семью с двумя и более детьми до 18л. | 325 | 7,3 |
8. | Работники преимущественно умственного труда, имеющие семью без детей в возрасте старше 40л. | 425 | 9.6 |
9. | Работники высоко квалифицированного умственного труда, творческая интеллигенция, бизнесмены. имеющие семью без детей в возрасте до 40 л. | 130 | 2.9 |
10. | Работники высоко квалифицированного умственного труда, творческая интеллигенция, бизнесмены. имеющие семью с одним ребенком до 18 л. | 505 | 11.3 |
11. | Работники высоко квалифицированного умственного труда, творческая интеллигенция, бизнесмены, имеющие семью с двумя и более детьми до 18 л. | 325 | 7.3 |
12. | Работники высоко квалифицированного умственного труда, творческая интеллигенция, бизнесмены. имеющие семью без детей в возрасте старше 40 л. | 514 | 11,6 |
Итого |
4450 | 100 |
Примечание
– составлено на основе данных ТОО
«Авиатурагенство Вокруг Света»
Анализ таблицы 33 доказывает достаточно сильную дифференциацию социально-потребительских групп в области туристской деятельности. Наиболее характерным является нарастание удельного веса шоп-туризма по мере убывания ранга социально-потребительских групп (Приложение Б).
Из 475 респондентов 3-й группы в шоп-турах побывали 144 человека (21,6%), за границей соответственно с рекреационными целями путешествовало всего 27 человек (7,4%), со спортивно-развлекательными целями соответственно 13 человек (3,5%), с деловыми целями - 3 человека (4,4%). В то же время эти показатели в 12-й группе соответственно составили: шоп-туры - 17 (2,6%), рекреационный туризм - 66 (18%), деловой туризм - 23 (33,9%). Однако, несмотря на снижение удельного веса челночного туризма, по мере увеличения ранга социально-потребительской группы достаточно высокого уровня достигает он в 6-й и 7-й группе, т.е. люди преимущественно умственного труда с детьми обычно не имея работы, вынуждены использовать челночный бизнес для решения личных материальных проблем. Данные таблицы обращают внимание на то, что в Казахстане наблюдается в любых социально-потребительских группах большой удельный вес в структуре поездок на неклассический вид туризма.
Основная задача туристских фирм в этих условиях - расширять ассортимент услуг, особенно если фирмы специализируются на шоп-туризме, так как изменение ситуации на рынке, переход к другим методам и средствам доставки в Казахстан товаров народного потребления может привести к вымиранию шоп-туризма. Падение показателей в 2009 году по выездному туризму по сравнению с 2008 годом на 14,7% отражает действительную картину того, что шоп-туры, как продукт, переходит по теории жизненного цикла продукта из стадии насыщения в стадию спада.
Рисунок 31 - Поведение населения в туризме за границей проживания (вертикальная структура в %)
Примечание
– составлено на основе данных ТОО
«Авиатурагенство Вокруг Света»
Весьма заметна тенденция увеличения удельного веса элитарного туризма по мере возрастания ранга социально-потребительских групп. Из 514 респондентов 10-й группы за границей побывали с рекреационными целями 62 респондента (16,9%), со спортивно-развлекательными - 32 (16%), познавательными - 48 (19,5%), деловыми - 18 (26,5%). В то же время эти показатели в первой группе составляют: 2 (0,6%), 0 (0%), 0 (0%), 0 (0%). С 1-й по 12 группы заметно в целом нарастание всех этих видов туризма по мере увеличения номера группы. Таковы тенденции внутри социально-профессиональных групп. Большой удельный вес в структуре всех поездок приходится на долю спортивно-развлекательного туризма, что объясняется приоритетом в поведении туристов активного времяпровождения во время путешествия.
Информация о работе Развитие туристского маркетинга в Республике Казахстан