Разработка маркетинговой программы развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 20:09, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в систематизации теоретических и методологических основ разработки маркетинговой программы развития предприятия и практических рекомендаций по ее совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

•раскрыть понятие, сущность и значение маркетинговой программы развития предприятия;
•изучить маркетинговые стратегии, применяемые при составлении маркетинговой программы;
•провести анализ хозяйственной деятельности на конкретном предприятии;
•выработать конкретные меры по разработке маркетинговой программы;
•осуществить экономическое обоснование, разработанных мероприятий.
Предмет исследования являются факторы, влияющие на разработку маркетинговой программы, применяемой на фирме.

Объектом исследования является маркетинговая деятельность фирмы «Автопартия».

Содержание

Введение 9
Глава 1. Теоретические аспекты разработки маркетинговой программы развития предприятия
1.Понятие, сущность и значение разработки маркетинговой программы для предприятия

2.Маркетинговые стратегии, применяемые при составлении маркетинговой программы

3.Структура плана маркетинга и последовательность его разработки

Глава 2. Характеристика деятельности «Автопартия»
2.1. Оценка хозяйственной деятельности фирмы
2.2. Организация службы маркетинга на предприятии
2.3. SWOT-анализ, как результат изучения факторов конкурентного окружения
Глава 3. Разработка маркетинговой программы развития предприятия
3.1. Анализ информационных систем, применяемых при продажах
3.2. Выработка конкретных мер по разработке маркетинговой программы
3.3. Экономическое обоснование, разработанных мероприятий

Заключение.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Разработка маркетинговой программы развития предприятия.doc

— 554.50 Кб (Скачать)

     В то время как подсистема внутренней отчетности содержит и предоставляет данные о том, что уже произошло, подсистема маркетингового наблюдения предоставляет сведения о ситуации на рынке в данный момент. Маркетинговое наблюдение определяется как постоянная деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимая как для разработки, так и для корректировки маркетинговых планов.

     Третьей основной составляющей МИС являются маркетинговые исследования, которые в отличие от маркетингового наблюдения предполагают подготовку и проведение различных обследований, анализ полученных данных по конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед предприятием [15].

     В МИС также входит система обеспечения маркетинговых решений (СОМР), представляющая собой взаимосвязанный набор данных, инструментов и методик, с помощью которого предприятие анализирует и истолковывает внутреннюю и внешнюю информацию. Принцип работы СОМР состоит в следующем: имеющиеся данные и информация обрабатываются с помощью подходящей к конкретному случаю компьютерной модели, входящей в состав СОМР, после чего результаты анализа используются для определения оптимального для данного случая порядка действий, осуществление которых порождает новые изменения макро- и микросреды [14].

     Внедрение информационных технологий в фирме «Автопартия» проходит в несколько этапов: телефонизация, организация общего телефонного пространства, компьютеризация, объединение компьютеров в локальную сеть, корпоративная электронная почта и централизованный выход в Интернет.

     Интранет-портал фирмы дает возможность сотрудникам эффективно использовать накопленные корпоративные знания, оперативно реагировать на происходящие события, организовать эффективный процесс групповой работы. Внутрикорпоративный портал решает следующие задачи:

     •  обеспечение сотрудников удобным  хранилищем документов с возможностью поиска и логической рубрикацией;

     •  создание системы рассылки новостей и распоряжений;

     •  обеспечение работы сотрудников  с базой клиентов;

     •  предоставление информации для дилеров  и поставщиков;

     • интеграция различных прикладных систем в единую корпоративную информационную систему [11].

     Системы электронной коммерции призвана поддерживать бизнес-отношения между предприятиями, решать задачи сбыта и материально-технического снабжения, поиска и согласования отношений с подрядчиками (логистика и поставки).

     В настоящее время, когда снижение затрат и повышение качества продукции за счет автоматизации достигли своих естественных пределов, новый источник поступления прибыли для предприятия лежит в области качества услуг, сохранения и расширения клиентской базы. НА фирме «Автопартия» используются новые технологии:

     •   системы управления отношениями  с потребителями (CRM — Customer Relationship Management);

     •   системы планирования ресурсов предприятия (ERP — Enterprise Recourse Planning);

     •   системы управления цепочками поставок SCM (Supply Chain Management) — это процессно-ориентированная стратегия, в соответствии с которой партнеры совместно планируют, выполняют и контролируют работу по организации внутренних и внешних потоков информации, сырья, материалов и элементов незавершенного производства, а также поставок готовой продукции, сведений и услуг конечному пользователю;

     •   системы PLM (Product Life Cycle Management) — управление жизненным циклом изделия, предусматривающее сопровождение нового изделия начиная с момента формирования его концепции и заканчивая этапом его списания после отработки ресурса спустя много лет [11].

     Внедрение системы в отделе продаж компании, в свою очередь, позволяет в полной мере управлять продажами от распределения потенциальных клиентов до подготовки контрактов. Внедрение CRM-системы позволяет не только расширить клиентскую базу, но и сделать сбыт прогнозируемым, а информацию о клиенте без потерь передать сервисному подразделению. CRM-система помогает наладить бесперебойную и качественную работу обслуживающего подразделения. К CRM-системам относятся также решения для банковского сектора, позволяющие предоставлять клиентам возможность онлайнового управления счетами [3].

     Системы планирования ресурсов предприятия  ERP (Enterprise Recourse Planning) при ведении электронной торговли позволяет компании добиться лидерства. Это обусловлено тем, что при обычной схеме работы задача часто осуществляется следующим образом: создается каталог продукции с описанием и такой формой заказа, когда посетитель может оплатить товар кредитной картой или при доставке. ERP-системы, в свою очередь, позволяют контролировать склад, закупки и поставки и организовывать систему работы оптимальным образом. Помимо оптимизации рабочих процессов, сочетание ERP-решений с интернет-системами позволяет создать клиентскую базу, хранить и анализировать данные по предпочтениям. Компания получает возможность прогнозировать сроки последующих заказов постоянных покупателей и предоставлять более персонализированный сервис [19].

     Задача  электронного бизнеса — это использование  современных информационных технологий для реорганизации старых бизнес-моделей с целью повышения качества работы организации. Для успешного функционирования в эпоху новой экономики, характеризующейся крайне острой конкуренцией, руководство предприятия быстро реагирует на складывающуюся ситуацию, постоянно модернизирует свои бизнес-процессы, используя новые технологии, опережая и превосходя, таким образом, конкурентов [11]. 

3.2.  Выработка конкретных мер по разработке маркетинговой программы 

      Выработка конкретных мер по разработке маркетинговой программы должна основываться на основе целей и стратегий маркетинговой деятельности фирмы. Учитывая проведенный анализ деятельности ОАО «Счетмаш» примером общих целей повышения конкурентоспособности могут быть следующие цели:

      -     быть доминирующим лидером;

      -     вытеснить нынешнего лидера отрасли с его позиций;

      -     быть в числе лидеров отрасли (первая пятерка);

      -     одержать победу в борьбе над определенным конкурентом (причем необязательно лидером);

      -     удержать свою позицию;

      -     просто выжить.

      Результаты  исследования конкурентоспособности предприятия позволяют выбрать одну из этих целей, положив ее в основу выбора стратегий конкурентной борьбы. Существует большое разнообразие таких стратегий, начиная с общих и заканчивая стратегиями для отдельных функциональных направлений повышения конкурентоспособности. Конкретные стратегии, выбираемые разными организациями, вследствие специфики рынка, внутренних возможностей, характера конкурентной борьбы, целей повышения конкурентоспособности, а также различных взглядов руководства на пути развития организации и других причин могут существенно отличаться. Однако можно сказать, что все эти стратегии формируются вокруг выбора предпочтительных направлений дифференциации и/или снижения издержек (цены).

      Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

     Первым  и, может быть самым существенным решением при планировании будет  выбор целей предприятия. Здесь  необходимо подчеркнуть, что вследствие своего размера, испытывая необходимость в многоуровневых системах, фирма нуждается также в сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации. Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.

     Фирма «Автопартия» в первую очередь должна определиться с рынком сбыта, проведя при этом сегментацию для выяснения потенциала и перспектив развития

     Проведя сегментацию рынка автозапчастей необходимо  спрогнозировать объем продаж фирмы «Автопартия» на перспективу. Любая компания должна применять как долгосрочное, так и краткосрочное планирование. Например, при планирование реализации товаров как одного из важнейших элементов рыночной стратегии целесообразно применять краткосрочное и оперативное планирование в совокупности, так как планирование имеет свои специфические черты и определяется поставленной целью, сроками ее достижения, видом товара и так далее.

    Этапы составления краткосрочного плана:

    - Анализ ситуации и проблемы.

    - Прогнозирование будущих условий деятельности.

    - Постановка задач.

    - Выбор оптимального варианта.

    - Корректировка и увязка.

    - Конкретизация плана.

    - Выполнение плана.

    - Анализ и контроль.

     Затем необходимо предусмотреть принятие и реализацию решений в сфере оптимизации технологии продаж, необходимо рассчитать эффективность решений. Решения — руководство к действию в маркетинговой проблемной ситуации, формирование которого предполагает ответы на вопросы: «что именно делать, кому, как, где и когда?».

      Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

      - распределение ресурсов,

      - адаптация к внешней среде,

      - внутренняя координация,

      - организационное стратегическое предвидение,

      - адаптация плана.

        Адаптация охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. 

3.3. Экономическое обоснование, разработанных мероприятий 

     Согласно  предоставленным данным фирма «Автопартия», занимающаяся продаже запасных частей к автомобилям Мерседес, являясь партнером крупнейших Российских дистрибьюторов, работает в пяти регионах. Объемы продаж в регионах представлены в таблице 10

     Таблица 10

     Динамика  продаж фирмы по регионам в 2009 году

Показатели Белгородская обл. Курская обл. Орловская обл. Брянская обл. Липецкая

обл.

Объем продаж, тыс. руб. 200,40 74,22 155,86 126,18 185,55
Объем продаж, % 27 10 21 17 25
 

     Общеизвестно, что работать во всех сегментах рынка неэффективно, нужно выбирать наиболее эффективные из них. Предлагается сделать это с помощью двух индексов: CDI и BDI.

     

     CDI — это индекс развития отрасли. Он помогает определить рынки с большим потреблением на душу населения и узнать, где сконцентрированы продажи по товарам. Рассчитывается этот индекс так:

     где Пр — продажи товаров в данном регионе, %;

Информация о работе Разработка маркетинговой программы развития предприятия