Проведение маркетинговых исследований на примере ООО "Центросвар"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:59, дипломная работа

Описание работы

В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, расширением возможностей внешнеэкономической деятельности значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления.
После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений.

Содержание

Глава I. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА……………………………………….5
1.1. Сущность маркетинга…………………………………………….5
1.2. Методы оценки конкурентоспособности продукции….…….7
1.2.1. Определение конкурентоспособности продукции
Методом расчета единичных и групповых пока-
зателей…………………………………………………….……..9
1.2.2. Определение конкурентоспособности с использова-
нием функции желательности………………………………..12
1.2.3. Определение конкурентоспособности продукции
методом многокритериальной оптимизации………………...16
1.3. Структура управления маркетинговыми исследова-
ниями……………………………………………………………..18
Глава II. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ОАО
«ЦЕНТРОСВАР»………………………………………………….28
2.1. Анализ финансового состояния предприятия………………...28
2.1.1. Анализ активов и пассивов предприятия…………………...28
2.1.2. Оценка ликвидности баланса………………………………...35
2.1.3. Оценка оборачиваемости оборотных средств………………37
2.1.4. Анализ источников средств предприятия…………….……..40
2.1.5. Анализ дебиторской и кредиторской задолжен-
ности…………………………………………………………..43
2.1.6. Анализ формирования и распределения прибыли………...44
2.2. Анализ конкурентоспособности выпускаемой
продукции на ОАО «Центросвар»……………………………54
2.2.1. Расчет показателей конкурентоспособности ос-
новных видов продукции ОАО «Центросвар»
методом расчета единичных и групповых пока-
зателей (традиционным методом)……………………………55
2.2.2. Расчет показателей конкурентоспособности ос-
новных видов продукции ОАО «Центросвар»
методом многокритериальной оптимизации………………...66
2.3. Оценка уровня планирования на ОАО «Центросвар»………….69
Глава III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВА-
НИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ………………………………………………..77
3.1. Пути планирования и организации маркетинговых
исследований на предприятии………………………………….77
3.2. Рекомендации по совершенствованию планирова-
ния и организации маркетинговых исследований………….89

Работа содержит 1 файл

розділ 3.docx

— 441.22 Кб (Скачать)

где:  Он, Ок – величина оборотных средств на начало и на конец периода.

Время оборота, показывающее среднюю продолжительность одного оборота в днях и определяемое отношением средней стоимости к выручке от реализации и умноженное на число календарных дней в анализируемом периоде.

 

                                     ПО = 360 х СО/ Vр                                    (2.3)                      

где оборачиваемость  активов численно равна коэффициенту оборачиваемости текущих активов.

Рассчитанные показатели оборачиваемости основных средств  приведены в таблице 2.6.

Из данных таблицы  видно, что оборачиваемость дебиторской  задолженности увеличилась с 4,35 до 7,83 оборотов, то есть в предыдущем году погашение дебиторской задолженности  происходило более быстрыми темпами. Время оборота дебиторской задолженности  уменьшилось с 82,68 до 45,96. Это говорит  о том, что дебиторская задолженность  в отчетном периоде стала погашаться быстрее. Более существенно уменьшилась  оборачиваемость материальных оборотных  средств с 8,1 до   6,9.    Соответственно,   время   оборота   увеличилось   с   44,4    до   51,93    дня.

 Таблица  2.6.

Показатели оборачиваемости оборотных  средств

 

Показатели

Предыдущий год

Отчетный год

Средняя стоимость материальных оборотных  средств, тыс. руб.

8252,5

15099

Средняя дебиторская задолженность, тыс. руб.

15368

13363

Средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб.

65755

62382

Выручка от реализации без НДС, тыс. руб.

66916

104665

Расчетные показатели

Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств

8,1

6,9

Время оборота материальных оборотных  средств, дни

44,4

51,93

Коэффициент оборачиваемости дебиторской  задолженности

4,35

7,83

Время оборота дебиторской задолженности, дней

82,68

45,96

Коэффициент оборачиваемости оборотных  средств

1,02

1,68

Время оборота оборотных средств, дней

353,75

214,57


 

Уменьшение  оборачиваемости произошло за счет затруднений со сбытом продукции, которые  в свою очередь вызваны: неэффективностью управления запасами; недостаточным  исследованием предприятием рынков сбыта своей продукции и возможностей расширения каналов сбыта.

В целом, можно сделать  вывод, что предприятие не ставит ограничений в наращивании текущих  активов (оборотных средств), имеет  значительные запасы сырья и дебиторскую  задолженность, а период оборачиваемости  оборотных средств  длителен.

Динамику имущественного положения предприятия можно  охарактеризовать следующим образом (таблица 2.7).

Из приведенных  в таблице данных видно, что за отчетный период имущество предприятия  уменьшилось на 3674 тыс. руб. Такое  уменьшение вызвано снижением доли мобильных активов (266,52). В свою очередь, уменьшение мобильных активов в  большей степени вызвано уменьшением  дебиторской задолженности, что  можно назвать положительной  тенденцией для предприятия.

 

 

 Таблица  2.7.

Изменение имущественного положения  предприятия

 

Показатель

На 01.01.2000

На 01.01.2001

Структура прироста

Тыс. руб.

%

Всего имущества, в том числе:

213352

209678

-3674

100

Иммобилизованные активы

144874

150992

+6118

-166,52

Мобильные активы:

68478

58686

-9792

+266,52

Запасы

48349

47445

-904

+24,61

НДС

2461

1533

-928

+25,26

Дебиторская задолженность

17143

9583

-7560

+205,77

Краткосрочные финансовые вложения

525

125

-400

+10,89


 

Предприятие может  приобретать основные, оборотные  и нематериальные активы за счет собственных  и заемных (привлеченных средств) источников (собственного и заемного капитала). При росте активов необходимо анализировать источники в пассиве, послужившие их росту. Если рост активов  происходил за счет собственных источников (перераспределенная прибыль, уставный капитал, резервы и т.д.), то  это  оптимальный вариант. Если же рост активов  произошел за счет заемных средств  под высокие проценты годовых  и при низкой рентабельности, а  также при наличии убытков  прошлых лет, то сложившееся положение  дел должно настораживать.

 

 

 

 

      2.1.4.   Анализ источников средств предприятия.

 

Анализ структуры  пассива баланса позволит сделать  вывод о том, через какие источники  в основном был приток новых средств.

Как видно из таблицы 2.8, произошло увеличение собственного капитала на 8615 тыс. руб. за счет увеличения уставного капитала на 41,92%, фонда  социальной сферы на 5,79% и незначительного  увеличения целевых финансирований и поступлений на 0,3%. Удельный вес  собственных средств в структуре  средств предприятия увеличился на 4,94% и на конец отчетного периода  составил 52,59%.

 

Таблица 2.8.

Анализ источников средств

 

Показатели

На 01.01.2000

На 01.01.2001

Отклонение

Абсо-лютное

В %

1

2

3

4

5

  1. Всего средств предприятия

           (стр. 699)

213352

209678

-3674

100

  1. Собственные средства

(стр. 400)

101658

110273

+8615

+234,49

2.1.    Уставный капитал

43

85922

+85897

+2337,48

2.2.    Добавочный капитал

98246

11876

-86370

-2350,84

2.3.    Резервный капитал

11

11

-

-

2.4.    Фонд социальной сферы

3064

12149

+9085

+247,28

2.5.    Целевые финансирования  и   

          поступления

294

319

+25

+0.68

          Собственные   средства  в  %   к  

          имуществу

47,65

52,59

+4.94

 
  1.    Привлеченные средства

    (стр. 590+690)

111694

99405

-12289

-334,49

3.1.    Долгосрочные займы  (стр. 590)

       
    1. Краткосрочные кредиты и зай-  

          мы  (стр. 610)

10233

4201

-6032

-164,18

3.2.1. Кредиты банков

10233

4201

-6032

-164,18

          В % к  привлеченным средствам

9,16

4,23

-4,93

 

3.2.2. Кредиторская задолженность

101461

95204

-6257

-170,30

          В % к  привлеченным средствам

90,84

95,77

+4,93

 
  • В том числе: поставщики и    

      подрядчики

17583

11060

-6523

-177,30

1

2

3

4

5

          В  %  к  кредиторской 

          задолженности

17,33

11,62

-5,71

 

-    Задолженность   перед  персона- 

     лом организации    

2145

2607

+462

+12,57

     В % к кредиторской 

     Задолженности

2,11

2,74

+0,63

 
  • Задолженность   перед  бюдже-

           том    

21985

27766

+5781

+157,35

     В %  к   кредиторской 

          Задолженности

21,67

29,16

+7,49

 
  • Задолженность  перед  государ- 

          ственными      внебюджетными  

          фондами

43849

38955

-4894

-133,21

     В %  к   кредиторской 

          Задолженности

43,22

40,92

-2,3

 

     -   авансы полученные

11283

10916

-367

-9,99

     В %  к   кредиторской 

          Задолженности

11,12

11,47

+0,35

 

     -   Прочие кредиторы

4616

3900

-7,16

-19,49

     В %  к   кредиторской 

          Задолженности

4,55

4,10

-0,45

 

 

Привлеченный капитал  предприятия за отчетный период сократился на 12289 тыс. руб., что составляет 334,49% от величины на начало периода. В том  числе: кредиты банков сократились  на 6032 тыс. руб., с одновременным сокращением  их доли в структуре привлеченных средств на 4,93%.

К концу отчетного  периода уменьшилась кредиторская задолженность и ее доля стала  составлять 4,93%, из нее: кредиты поставщикам  и подрядчикам уменьшились на 6523 тыс. руб. или на 177,54%, задолженность  перед государственными внебюджетными  фондами на 4894 тыс. руб.. Увеличилась  задолженность перед персоналом организации на 462 тыс. руб. или на 12,57%, и перед бюджетом на 5781 руб. или  на 157,35% и на конец периода составляет 29,16%.

Однако наибольшую часть кредиторской задолженности  составляет задолженность перед  государственными внебюджетными фондами  – 38955 тыс. руб. или 40,92%.

Рассмотрев структуру  привлеченных средств в целом, можно  отметить, что их величина уменьшилась  на 89%.

      1. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

 

Статьей 196 Гражданского Кодекса РФ установлен срок исковой  давности, который составляет три  года. Согласно пункту 77 Положения по ведению бухгалтерского учета, дебиторская  задолженность по истечении срока  исковой давности списывается на финансовые результаты деятельности организации. Причем, такие суммы предусмотрено  включать в состав внереализационных  расходов предприятия и соответственно уменьшать налогооблагаемую базу при  расчете налога на прибыль.

Возможно, также, списание дебиторской задолженности до истечения  установленного законодательством  срока. Такое списание производится предприятием на основании документов, подтверждающих нереальность взыскания  задолженности. Весьма актуален вопрос о сопоставимости дебиторской и  кредиторской задолженности. Многие аналитики  считают, что если кредиторская задолженность  превышает дебиторскую, то предприятие  рационально использует средства, то есть временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает  из оборота. Но кредиторскую задолженность  необходимо погашать независимо от состояния  дебиторской задолженности. Состояние  дебиторской и кредиторской задолженности  анализируемого предприятия отражено в таблице 2.9.

 

 

 

 

 

Таблица 2.9.

Сравнительный анализ дебиторской  и кредиторской задолженности на конец отчетного периода

 

Расчеты

Дебиторская задолженность

Кредиторская задолженность

Превышение задолженности

На 01.01.2001

На 01.01.2001

Де-

би-

тор-

ской

Креди-

торской

Сумма тыс. руб.

Удель-

ный вес

%

Сумма тыс. руб.

Удель-

ный вес

%

С покупателями или поставщиками за товар и услуги

 

6598

 

68,85

 

11060

 

11,62

 

 

4462

По векселям

           

По авансам

 

 
 

10916

11,47

 

10916

1

2

3

4

5

6

7

По отчислениям на соц. нужды

   

38955

40,92

 

38955

С бюджетом

   

27766

29,16

 

27766

По оплате труда

   

2607

2,74

 

2607

С прочими деби-торами и кредито-рами

2985

31,16

3900

4,09

 

915

Итого

9583

100

95204

100

 

85621


 

Как видно из таблицы, основная доля дебиторской задолженности (68,85%) приходится на покупателей и  заказчиков, а основная доля кредиторской задолженности приходится на отчисления на социальные нужды (40,92%). Налицо превышение кредиторской задолженности над  дебиторской в сумме 85621 тыс. руб. или почти в 10 раз. То есть, если все дебиторы погасят свои обязательства, то ОАО «Центросвар» сможет погасить лишь 1/10 часть обязательств перед кредиторами.

 

      1. Анализ финансовой устойчивости и  платежеспособности предприятия.

 

Финансовая устойчивость – это определенное состояние  счетов предприятия, гарантирующее  его постоянную платежеспособность. В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние предприятия может  остаться неизменным, либо улучшиться. Поток хозяйственных операций, совершаемых  ежедневно, является как бы «возмутителем» определенного состояния финансовой устойчивости, причиной перехода из одного типа устойчивости в другой.

Для определения финансовой устойчивости в мировой и отечественной  практике разработана система абсолютных и относительных показателей. Обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов, который определяется в  виде разницы величины источников средств  величины запасов.

Общая величина запасов (З) равна группе статей «Запасы» II раздела актива баланса. Для характеристики источников формирования запасов используется несколько показателей, которые отражают различные виды источников:

    1.      Наличие собственных оборотных средств СОС (490-190);
  1. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирова-ния  запасов и затрат СД (490+590-190).  Ввиду отсутствия долгосрочных заемных (590), данный показатель суммарно равен первому (СОС);
  1. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат ОИ (490+590+610-190).

Расчетные показатели приведены в таблице 2.10.

Таблица 2.10.

Определение типа финансового состояния  предприятия.

 

Показатели

Условные обозначения

На 01.01.2000

тыс. руб.

На 01.01.2001

тыс. руб

1.   Общая величина запасов  и затрат

ЗЗ

48349

47445

1.  Наличие собственных  оборотных средств

СОС

-43216

-40701

3. Наличие собственных  и долго-срочных источников

СД

-43216

-40701

4.   Общая величина источников

ОИ

-32983

-36518

Информация о работе Проведение маркетинговых исследований на примере ООО "Центросвар"