Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:59, дипломная работа
В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, расширением возможностей внешнеэкономической деятельности значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления.
После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений.
Глава I. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА……………………………………….5
1.1. Сущность маркетинга…………………………………………….5
1.2. Методы оценки конкурентоспособности продукции….…….7
1.2.1. Определение конкурентоспособности продукции
Методом расчета единичных и групповых пока-
зателей…………………………………………………….……..9
1.2.2. Определение конкурентоспособности с использова-
нием функции желательности………………………………..12
1.2.3. Определение конкурентоспособности продукции
методом многокритериальной оптимизации………………...16
1.3. Структура управления маркетинговыми исследова-
ниями……………………………………………………………..18
Глава II. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ОАО
«ЦЕНТРОСВАР»………………………………………………….28
2.1. Анализ финансового состояния предприятия………………...28
2.1.1. Анализ активов и пассивов предприятия…………………...28
2.1.2. Оценка ликвидности баланса………………………………...35
2.1.3. Оценка оборачиваемости оборотных средств………………37
2.1.4. Анализ источников средств предприятия…………….……..40
2.1.5. Анализ дебиторской и кредиторской задолжен-
ности…………………………………………………………..43
2.1.6. Анализ формирования и распределения прибыли………...44
2.2. Анализ конкурентоспособности выпускаемой
продукции на ОАО «Центросвар»……………………………54
2.2.1. Расчет показателей конкурентоспособности ос-
новных видов продукции ОАО «Центросвар»
методом расчета единичных и групповых пока-
зателей (традиционным методом)……………………………55
2.2.2. Расчет показателей конкурентоспособности ос-
новных видов продукции ОАО «Центросвар»
методом многокритериальной оптимизации………………...66
2.3. Оценка уровня планирования на ОАО «Центросвар»………….69
Глава III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВА-
НИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ………………………………………………..77
3.1. Пути планирования и организации маркетинговых
исследований на предприятии………………………………….77
3.2. Рекомендации по совершенствованию планирова-
ния и организации маркетинговых исследований………….89
Собственно, указанные недостатки являются и ограничениями применения традиционного метода конкурентоспособности товара.
с использованием функции
Использование функции желательности ¦ для определения конкурентоспособности товара предложено в [2]. Функция желательности определяется следующим образом:
¦=
где e - основание натурального логарифма; x - приведенное значение исследуемого параметра объекта.
Функция определена в интервале 0…1 и используется в качестве безразмерной шкалы, названной шкалой желательности, для оценки уровней параметров сравниваемых объектов (изделий).
С помощью шкалы желательности
оцениваются параметры объектов
или изделий с точки зрения
их пригодности к использованию,
или желательности, по отношению
к какому-либо практическому применению.
Каждому фактическому значению функции
желательности придается
Для выполнения дальнейших расчетов и графических построений необходимо получить значения приведенного параметра изделия, соответствующие узловым точкам шкалы желательности (табл. 1).
Из формулы, приведенной выше, определим нужное значение. С этой целью прологарифмируем обе части уравнения:
ln¦=ln1-ln
Повторное логарифмирование позволяет получить следующую зависимость:
x=-ln [-ln¦].
С целью обеспечения возможности
использования функции
x=a * ρ + b
где a, b – коэффициенты аппроксимации.
Параметры функции желательности.
Значение функции желательности |
Характеристика качества объекта или изделия |
1,00 |
Соответствует лучшему уровню качества, улучшение которого не имеет смысла |
1,00…0,80 |
Отличное качество, соответствующее лучшему мировому образцу |
0,80…0,63 |
Хорошее качество, уровень которого выше, чем среднемировой |
0,63 |
Средний уровень качества изделий-аналогов, представленных на данном товарном рынке |
0,63…0,37 |
Удовлетворительное качество изделий, превышающее минимально допустимый уровень, но нуждающееся в улучшении |
0,37 |
Минимально допустимый уровень качества (соответствует предельному уровню рентабельности изделия) |
0,37…0,20 |
Плохое качество продукции, не соответствует поставленным целям (убыточное производство) |
0,00 |
Абсолютно неприемлемое качество |
Процедура получения оценки уровня параметра изделия по шкале (функции) желательности ¦ включает следующие этапы:
а) определение значений приведенного параметра x, соответствующих узловым точкам шкалы желательности ¦;
б)определение значений приведенного параметра ρ, соответствующих границам интервалов шкалы желательности ¦ (согласно условиям (критериям), приведенным в табл. 1);
в) определение коэффициентов аппроксимации по данным x и ρ;
г) вычисление значения x для конкретного значения оцениваемого параметра ρ;
д) определение значения функции желательности ¦ для оцениваемого параметра.
Очевидно, что результаты сравнительной
оценки конкурентоспособности
а)за ¦=1,00 принимается уровень параметра, превышающий лучший мировой, или максимально возможный уровень, или уровень, улучшать который не имеет смысла;
б)за ¦=0,80 принимается лучший мировой уровень, то есть наилучшее значение параметра среди всех рассматриваемых изделий;
в) за ¦=0.20 принимается самый низкий уровень среди всех рассматриваемых изделий;
г) за ¦=0,00 принимается наиболее низкий уровень значения исследуемого параметра изделия, который можно себе представить;
д) интервал на шкале параметров, соответствующий
значениям функции
ρ=
В качестве критериев оценки могут быть приняты как количественные, так и качественные измерители. В последнем случае оценки качественного параметра (например, имидж изделия или фирмы, его производящей) могут быть также сделаны в соответствии с рекомендациями, приведенными в табл. 1
Имея оценки уровней отдельных
параметров изделия, рассчитываем уровень
конкурентоспособности всего
F= ¦1*¦2*…*¦n
где ¦ - значение функции желательности для i-го параметра изделия; n – количество анализируемых параметров изделия.
Сравнивая значение F различных изделий, определяем изделие, обладающее в данное время наилучшей совокупностью потребительских свойств. Этому изделию будет соответствовать наибольшее значение обобщенной функции желательности.
Данный метод страдает также рядом недостатков, а именно:
1)при расчете
2)для каждого из параметров
предлагается определять только
одну аппроксимирующую функцию.
1.2.3. Определение
Рассмотрим постановку многокритериальной задачи ранжирования: пусть имеется N объектов и каждому объекту присущи S признаков, выраженных количественно. То есть имеется дискретный набор значений
¦11…¦1N
……..
¦S1…¦SN
где ¦ij - значение i-го признака для j -го объекта.
Желательным является выбор такого объекта, у которого значение любого признака является лучшим по сравнению с другими рассматриваемыми объектами.
Очевидно, что такой объект
не всегда существует и у
каждого есть свои
Определение. Пусть имеется два вектора y(y1,…yn) и y*(y*1,…y*n) . Вектор называется оптимальным по Парето, если для выполняются соотношения и хотя бы для одного i выполняется строгое неравенство.
Очевидно, что при этом не имеет
смысла говорить о единственном решении,
так как нет никакой информации
для того, чтобы предпочесть один
объект из множества Парето другому.
Поэтому. Если задача заключается в
выборе единственного объекта, лицо,
принимающее решение (ЛПР), должно выбрать
решение, основываясь на ряде субъективных
факторов. При этом ему приходится
сравнивать между собой все объекты
из множества Парето, то есть сначала
необходимо установить приоритет (или
ранг) для всех объектов из множества
Парето, а затем выбрать в качестве
единственного решения тот
Предлагаемый способ решения многокритериальных задач ранжирования можно разбить на следующие этапы:
Этап 1. Формулируется задача НМП (нечеткого математического программирования):
……………….
где - функция принадлежности элемента ко множеству Ai, характеризующая степень близости значения i-го критерия в рассматриваемой пробной точке ¦Ij=¦I(xj) к оптимальному значению данного критерия. Функции принадлежности строятся с помощью процедуры, выбираемой ЛПР. Сначала необходимо задать функции принадлежности , а затем для каждого ¦ij рассчитать значение (или ).
Этап 2. На основе полученных значений для каждого объекта рассчитывается агрегирующая функция:
где * - некоторая бинарная операция.
Этап 3. После осуществления этапа 2 каждому j-му объекту будет соответствовать единственный числовой параметр . Для определения оптимальной точки из числа всех пробных точек необходимо выбрать пробную точку с номером j0, для которой
Выбор вида функции принадлежности
зависит от ряда субъективных факторов,
которые обязательно
Выбор наиболее конкурентоспособного образца продукции – частный случай многокритериальной задачи ранжирования. Необходимо внести следующие изменения:
1) ввести ограничения для
2) если нет возможности
если улучшению признака соответствует увеличение его значения;
если улучшению признака соответствует уменьшение его значения;
3) для учета различного влияния
разных показателей на
где M1…Mj - значение степени. Чем меньше значимость показателя, тем больше М (значение функции принадлежности лежит в интервале [0;1], поэтому при возведении в большую степень получается меньший результат). Рекомендуем наиболее значимому фактору присваивать М=1;
4) характеристики, так же как и в способе 1 оценки конкурентоспособности, разбить на потребительские и экономические. Для каждой из групп найти агрегирующую функцию и , которые предлагается рассчитывать как среднее геометрическое значений функций принадлежности по отдельным признакам, то есть:
Информация о работе Проведение маркетинговых исследований на примере ООО "Центросвар"