Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:59, дипломная работа
В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, расширением возможностей внешнеэкономической деятельности значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления.
После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений.
Глава I. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА……………………………………….5
1.1. Сущность маркетинга…………………………………………….5
1.2. Методы оценки конкурентоспособности продукции….…….7
1.2.1. Определение конкурентоспособности продукции
Методом расчета единичных и групповых пока-
зателей…………………………………………………….……..9
1.2.2. Определение конкурентоспособности с использова-
нием функции желательности………………………………..12
1.2.3. Определение конкурентоспособности продукции
методом многокритериальной оптимизации………………...16
1.3. Структура управления маркетинговыми исследова-
ниями……………………………………………………………..18
Глава II. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ОАО
«ЦЕНТРОСВАР»………………………………………………….28
2.1. Анализ финансового состояния предприятия………………...28
2.1.1. Анализ активов и пассивов предприятия…………………...28
2.1.2. Оценка ликвидности баланса………………………………...35
2.1.3. Оценка оборачиваемости оборотных средств………………37
2.1.4. Анализ источников средств предприятия…………….……..40
2.1.5. Анализ дебиторской и кредиторской задолжен-
ности…………………………………………………………..43
2.1.6. Анализ формирования и распределения прибыли………...44
2.2. Анализ конкурентоспособности выпускаемой
продукции на ОАО «Центросвар»……………………………54
2.2.1. Расчет показателей конкурентоспособности ос-
новных видов продукции ОАО «Центросвар»
методом расчета единичных и групповых пока-
зателей (традиционным методом)……………………………55
2.2.2. Расчет показателей конкурентоспособности ос-
новных видов продукции ОАО «Центросвар»
методом многокритериальной оптимизации………………...66
2.3. Оценка уровня планирования на ОАО «Центросвар»………….69
Глава III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВА-
НИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ………………………………………………..77
3.1. Пути планирования и организации маркетинговых
исследований на предприятии………………………………….77
3.2. Рекомендации по совершенствованию планирова-
ния и организации маркетинговых исследований………….89
После анализа конкурентоспособности основных видов продукции ОАО «Центросвар», произведем сравнительную оценку всей выпускаемой продукции,, данные которой представлены в таблице 3.10.
Таблица 3.10
Контрольный лист
сравнительной
Факторы конкурентоспособности |
Исследуемые предприятия | ||
Завод металло-конструкций г. Москва |
ОАО «Центросвар» |
Завод «Кредмаш» г. Кремен-чуг | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Продукция |
|||
Качества |
4 |
4 |
4 |
Технические параметры |
5 |
5 |
4 |
Право замены изделия |
4 |
3 |
5 |
Стиль |
4 |
4 |
4 |
Престиж торговой марки |
4 |
5 |
3 |
Упаковка |
5 |
5 |
4 |
Габариты |
4 |
4 |
4 |
Уровень ремонтного монтажа |
5 |
4 |
5 |
Гарантийный срок |
5 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Многовариантность в использовании |
4 |
3 |
3 |
Уникальность (отсутствие аналогов) |
2 |
2 |
2 |
Универсализм |
3 |
3 |
3 |
Надежность |
4 |
5 |
3 |
Срок службы |
5 |
5 |
4 |
Защищенность патентами |
5 |
5 |
5 |
Цена |
|||
Прейскурантная |
5 |
3 |
4 |
Процент скидки с цен |
4 |
3 |
3 |
Срок платежа |
5 |
3 |
4 |
Условия скидки |
5 |
3 |
3 |
Каналы сбыта |
|||
Прямая доставка |
4 |
4 |
4 |
Торговые представительства |
4 |
3 |
3 |
Оптовые посредники |
4 |
2 |
2 |
Агенты и комиссионеры |
4 |
2 |
2 |
Дилеры |
5 |
2 |
2 |
Степень охвата рынка |
4 |
3 |
3 |
Система контроля запасов |
5 |
3 |
4 |
Система транспортировки |
5 |
4 |
4 |
Продвижение продукции на рынок |
|||
Реклама: |
|||
для потребителей |
4 |
3 |
4 |
для торговых посредников |
5 |
5 |
4 |
Индивидуальная продажа |
5 |
5 |
5 |
Стимулы для потребителей |
5 |
4 |
4 |
Демонстрационная торговля |
5 |
5 |
4 |
Показ образцов продукции |
5 |
5 |
5 |
Упоминание о продукции в СМИ |
5 |
5 |
5 |
Общее количество баллов |
151 |
127 |
121 |
Причины определенного отставания ОАО «Центросвар» от своего главного конкурента следующие:
Главные задачи обеспечения
конкурентоспособности
2.3. Оценка уровня планирования на ОАО «Центросвар»
Различные компании организуют
функции проведения маркетинговых
исследований по-разному. Некоторые
имеют специальный отдел
На предприятии
ОАО «Центросвар» создан маркетинговый
центр, в котором назначен только
один специалист. Он может сам проводить
ограниченные маркетинговые исследования,
но главным для него является оказание
помощи руководителям в создании
необходимости проведения соответствующих
маркетинговых исследований и организация
покупки результатов таких
Ниже приводится пример проведения маркетингового исследования на ОАО «Центросвар».
2.3.1. Определение
потребности в проведении
ОАО «Центросвар» является
крупной компанией по производству
сварных металлоконструкций. В конце
90-х годов предприятие имело
трудности с производством
2.3.2. Определение проблемы
Перед предприятием была поставлена задача по разработке альтернативного продукта. ОАО «Центросвар» в промышленных масштабах выпускало продукцию, предназначенную для применения на крупных предприятиях. Предполагалось, что ОАО «Центросвар» может выпускать продукцию, которая будет применима как товары народного потребления (гаражи металлические, ворота для автогаража, металлический каркас для теплицы, печь для сауны, декоративные решетки и ограждения, и прочее).
Перед руководством ОАО
«Центросвар» возникла маркетинговая
проблема определения: воспримет
ли рынок новую продукцию
2.3.3. Определение целей исследования
Специалисты ОАО «Центросвар» считали, что производство новых товаров народного потребления можно налаживать на имеющемся у предприятия оборудовании. Сотрудник отдела маркетинга провел рыночные исследования. Были определены следующие цели данного исследования:
Первая цель предполагала поиск ответа на вопрос: «Примет ли рынок новую продукцию». Вторая цель была связана с разработкой маркетинговой программы ОАО «Центросвар» исходя из предположения, что рыночный спрос на данные товары будет существовать.
2.3.4. Определение методов исследования.
В связи с тем, что ОАО «Центросвар» выделяет минимум средств для организации работы отдела маркетинга, сотрудником отдела было принято решение о проведении исследований путем сбора вторичных данных, которые включают в себя:
2.3.5. Определение типа информации и источников ее получения.
Вторичная информация находится в отраслевых и правительственных документах, поэтому легко может быть получена в библиотеке или в статистическом управлении. Также использовалась компьютерная система поиска информации.
Сбор вторичной информации был закончен в течение нескольких дней и заключался в копировании статей и таблиц.
2.3.6. Анализ данных и подготовка заключительного доклада.
На достижение первой цели было направлено изучение отраслевой статистики. На рисунке 1 приводятся данные, характеризующие динамику годовых продаж сварных металлоконструкций. Объем продаж, начиная с 1998 год,а увеличивался в среднем на 70% ежегодно.
Объем
продаж
(тысяч)
2500
2000
1500
1103 1248
1000
500
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 Годы
Рис. 1.
Динамика годовых продаж
Объем продаж товаров народного потребления, выпускаемых с 1998 года, ежегодно увеличивался на 80% (рисунок 2 )
Объем
продаж
(тысяч)
2500
2000
1500
1000 886 889
500
1998 1999 2000 2001 Годы
Рис. 2. Динамика
годовых продаж товаров
Таким образом, рынок сварных металлоконструкций характеризовался прочными позициями, и исследования показали, что он положительно отнесся к выпуску ОАО «Центросвар» товаров народного потребления.
Приведенное исследование
также выявило рост объема применения
товаров народного потребления
по сравнению с применением
49,8% 50,2%
Сварные
металло-
конструкции
49% 51%
2001 г.
45% 55%
Сварные
металло-
конструкции
Рис. 3. Применение товаров народного потребления и сварных
металлоконструкций, изготовленных на ОАО «Центросвар»
Второй целью исследования
возможностей рынка являлось изучение
отрасли сварных
16% 10% ООО
ОАО «Новозави- «Квадр»
довский завод»
11%
ООО «Механик»
14% 30%
ООО ОАО «Центросвар»
«Аверс-МК»
Рис. 4. Рыночные доли конкурентов ОАО «Центросвар»
На основе проведенных исследований руководство ОАО «Центросвар» пришло к выводу, что необходимо будет иметь сильную систему товародвижения, эффективную организацию сервиса, следует также добиваться признания товарной марки. ОАО «Центросвар» ничем не располагало из числа перечисленного, однако имело сильные позиции в области производства сварных металлоконструкций. Было решено сконцентрировать свои усилия на выпуске товаров народного потребления. Были заключены договора с рядом крупных магазинов, которые выразили согласие и в дальнейшем работать с ОАО «Центросвар».
Информация о работе Проведение маркетинговых исследований на примере ООО "Центросвар"