Планирование ассортимента товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование планирования товарного ассортимента и систем закупок на предприятии розничной торговли и разработка предложений их оптимизации в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- исследованы теоретические и методические вопросы планирования товарного ассортимента и систем закупок на предприятии розничной торговли;
- дана подробная характеристика объекта исследования

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты формирования планирования товарного ассортимента торгового предприятия
1.1 Сущность и содержание планирования торгового ассортимента предприятия розничной торговли
1.2 Методы планирования товарного ассортимента
1.3 Методы оценки эффективности товарного ассортимента
2. Анализ формирования и планирования торгового ассортимента на примере ООО "Ювелирная сеть - 585"
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ товарного ассортимента регионального торгового представительства ООО «Ювелирная сеть - 585»
2.3 Организация управления ассортиментной политикой на предприятии
3. Совершенствование процесса управления ассортиментом в ООО «Ювелирная сеть - 585»
3.1 Совершенствование методов управления ассортиментом на основе «директ-костинга». Организация центров ответственности
3.2 Совершенствование методики планирования ассортимента
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

11. Планирвоание ассортимента товара.doc

— 394.00 Кб (Скачать)

       Видим, что степень устойчивости ассортимента в ООО «Ювелирная сеть - 585» возросла с 0.46 до 0.94, т.е. к настоящему времени товарный ассортимент стал почти полностью устойчивым. Как уже отмечалось, каждый товар (вид, разновидность) способен «отвечать» за финансовое состояние предприятия. Выявлению этой зависимости и посвящен операционный анализ ассортимента. Суть его заключается в определении рентабельности для каждого вида или разновидности товара.

       Проведем  операционный анализ рассматриваемого ассортимента и выявим наиболее прибыльные группы товаров.

       Таким образом, видим, что наибольшую часть  прибыли торгового предприятия  составляет прибыль от реализации подвесок и кулонов. Также существенную часть прибыли приносят продажи обручальных колец и просто колец. Рассматривая показатель рентабельности по анализируемым товарным группам, получаем тот же результат: наиболее рентабельными группами товаров являются подвески, обручальные кольца и кольца.

Таблица 2.3 - Основные экономические показатели по укрупненным товарным группам  за 2009 г.

Показатель Броши Обручальные кольца Подвески Украшения для  детей Кольца Браслеты
1. Закупная цена изделия, тыс.руб. 1,17 2,65 3,55 1,38 2,03 1,25
2. Количество проданных товаров 480 980 1234 834 1126 554
3. Переменные издержки, тыс. руб. 0,148 0,18 0,188 0,123 0,165 0,148
4. Постоянные издержки, тыс.руб. 2112          
5. Продажная цена изделия, тыс.руб. 1,582 3,396 4,486 1,804 2,634 1,678
6. Выручка, тыс. руб. 759,36 3328,08 5535,72 1504,54 2965,88 929,612
7. Себестоимость товаров, тыс. руб. 561,6 2597 4380,7 1150,92 2285,78 692,5
8. Общие переменные издержки, тыс.  руб. 71,04 176,4 231,992 102,582 185,79 81,992
9. Валовая маржа, тыс. руб. (стр.6-7-8) 126,72 554,68 923,032 251,034 494,314 155,12
10. Постоянные издержки, тыс. руб. 107 468 778 212 417 131
11. Прибыль, тыс. руб. (порог рентабельности) (стр.9-10) 19,72 86,68 145,032 39,034 77,314 24,12
12. Запас финансовой прочности (пороговая выручка), тыс. руб. 405,3 826,86 1040,11 704,32 949,89 467,86
13. СВОР, раз 1,87 4,02 5,32 2,14 3,12 1,99

       Применяя  АВС - анализ к данному ассортименту, получаем следующее распределение групп:

       группа  А (41+23+20=84%) - подвески, обручальные кольца и кольца;

       группа  В (9+4=13%) - детские украшения и браслеты;

       группа  С (3%) - броши.

       В соответствии с данным распределением, товары группы А подлежат более тщательному  учету и более частой инвентаризации. Группы В и С могут иметь  менее жесткий управленческий контроль.

       Общая тенденция для всего ассортимента торгового предприятия - рост объемов  продаж (выручки) по всем товарным группам  ассортимента и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. Это объясняется  усилением конкурентной борьбы на ювелирном рынке в связи со значительным увеличением количества новых конкурирующих фирм-производителей и торговых посредников.

       Снижение  рентабельности вызвало необходимость  снижения цены продукции до конкурентоспособного уровня, а также повышение расходов на маркетинговые мероприятия. Тем не менее, продукция компании остается конкурентоспособной, совокупный товарооборот из года в год увеличивается.

       Выявим  наиболее стабильные товарные подгруппы  ассортимента. Для этого проведем его XYZ- анализ.

       Первый  шаг - определение объектов анализа: товарные подгруппы ассортимента регионального  сбытового предприятия компании «Ювелирная сеть - 585»: броши, обручальные  кольца, подвески, детские украшения, кольца, браслеты.

       Второй  шаг - определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта: объем продаж, тыс. руб.

       Третий  шаг - определение периода, по которому будет проводиться анализ: 7 лет (2007 - 2009 гг.).

       Четвертый шаг: определение коэффициента вариации для каждого объекта анализа (табл.2.4).

       Пятый шаг - сортировка объектов анализа по возрастанию значения коэффициента вариации:

       22,72 - браслеты;

       24,42 - броши;

       26,88 - подвески;

       27,74 - украшения для детей;

       30,13 - обручальные кольца;

       36,13 - кольца.

Таблица 2.4 - Расчет коэффициента вариации для XYZ-анализа ассортимента ООО «Ювелирная сеть - 585»

Показатель, год Броши Обручальные кольца Подвески Украшения для  детей Кольца Браслеты
Объем продаж, тыс. руб.
2007 356,78 1 532,53 2 521,40 765,4 821,4 1 234,90
2008 684,53 2 895,43 3 732,60 1 365,40 2 056,40 569,8
2009 759,36 3 328,08 5 535,72 1 504,54 2 965,88 929,61
Средний объем продаж, тыс. руб. 600,22 2 585,35 3 929,91 1 211,78 1 947,89 911,44
Отклонение  от средней, тыс. руб.
2007 -243,44 -1 052,82 -1 408,51 -446,38 -1 126,49 323,46
2008 84,31 310,08 -197,31 153,62 108,51 -341,64
2009 159,14 742,73 1 605,82 292,76 1 017,99 18,17
Коэффициент вариации, % 24,42 30,13 26,88 27,74 36,13 22,72

       Шестой  шаг - определение групп X, Y и Z.

       Рекомендуемое распределение:

       Группа X - объекты, коэффициент вариации значение по которым не превышает 10%.

       Группа Y - объекты, коэффициент вариации по которым составляет 10% - 25%.

       Группа Z - объекты, коэффициент вариации по которым превышает 25%.

       Видим, что продажи всех товарных групп  ассортимента отличаются значительной вариабельностью. Ни одну из них нельзя отнести к группе Х.

       Наиболее  стабильными группами (Z-класс) являются браслеты и броши; операционный анализ показал, что это наименее рентабельная и наименее значимая ассортиментная группа в общем объеме выручки. Относительная стабильность этой группы в общей динамике продаж объясняется относительным постоянством спроса, предъявляемого со стороны небольшой группы потребителей на данную продукцию «Ювелирная сеть - 585».

       Спрос на подвески, детские украшения, обручальные кольца, кольца (Z-класс) более значителен по объему, а также более чувствителен к качественным характеристикам продукции (требования со стороны покупателей), ко времени года (сезону), поэтому он подвержен большим колебаниям, чем спрос на другие группы ассортимента продукции «Ювелирная сеть - 585». Так как это наиболее значимая и прибыльная часть ассортимента, продажи по которой составляют наибольшую часть товарооборота, функции управления ассортиментом должны быть в первую очередь сконцентрированы на ней.

       Таким образом, анализ ассортимента предприятия  ООО «Ювелирная сеть - 585» показал, что он является достаточно широким, глубоким, устойчивым. Общая тенденция  для всего ассортимента торгового  предприятия - рост объемов продаж по всем товарным группам ассортимента и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. Это объясняется усилением конкурентной борьбы на ювелирном рынке в связи со значительным увеличением количества новых конкурирующих фирм-производителей и торговых посредников.

       Снижение  рентабельности вызвало необходимость снижения цены продукции до конкурентоспособного уровня, а также повышение расходов на маркетинговые мероприятия. Тем не менее, продукция компании остается конкурентоспособной, совокупный товарооборот из года в год увеличивается.

       Наиболее  стабильными группами являются браслеты и броши, которые наименее рентабельны  и весомы в объеме выручки. Относительная  стабильность этой группы в общей  динамике продаж объясняется относительным  постоянством спроса, предъявляемого со стороны небольшой группы потребителей на данную продукцию «Ювелирная сеть - 585». Спрос на подвески, детские украшения, обручальные кольца, кольца более значителен по объему, более чувствителен к качественным характеристикам продукции, ко времени года, поэтому он подвержен большим колебаниям, чем спрос на другие группы ассортимента продукции «Ювелирная сеть - 585». Это наиболее весомая и прибыльная часть ассортимента, поэтому она должна подвергаться более тщательному контролю управления. 

       2.3 Организация управления ассортиментной политикой на предприятии

       Управлением ассортиментной политикой в региональном торговом представительстве ООО  «Ювелирная сеть - 585» занимаются специалисты  отдела по работе с клиентами и  директор отдела по работе с клиентами. В табл.2.5 представлено распределение функций по управлению ассортиментом между этими субъектами управления.

       Директор  отдела по работе с клиентами полностью  берет на себя функции организации  и координации ассортимента и  частично - контроля ассортимента. Последнее  подразумевает, что контроль ассортимента он осуществляет по отчетам, предоставляемым ему специалистами отдела по работе с клиентами.

Таблица 2.5 - Закрепление функций по управлению ассортиментом за исполнителями

Исполнитель Функции
Планирования Организации Координации Контроля
Директор  отдела по работе с клиентами - + + +
Отдел по работе с клиентами + - - +

       Отдел по работе с клиентами в части  управления ассортиментом занят  планированием ассортимента и его  контролем. Функция контроля ассортимента со стороны отдела по работе с клиентами (экономистов) связана с управлением поставками, повседневным контролем структуры ассортимента.

       Планирование  ассортимента в организации заключается  в определении количественного  соотношения отдельных видов  изделий параметрического ряда продукции в плане продаж. Соотношение определяется на основе прогноза объема продаж отдельных ассортиментных групп.

 

Таблица 2.6 - Сопоставление экстраполированного  прогнозного объема продаж по товарным группам с его фактическим  значением 

Товарная подгруппа Прогноз объема продаж на 2009г., тыс. руб. Коэффициент достоверности аппроксимации (R2) Фактический объем продаж 2009г., тыс. руб. Отклонение: факт/прогноз, %
Броши 600 0,8454 759,36 126,53
Гостиные 3600 0,8667 3328,08 92,45
Подвески 5600 0,9861 5535,724 98,84
Украшения для детей 2600 0,7791 1504,536 57,85
Кольца 3000 0,9936 2965,884 98,86
Браслеты 700 0,1631 929,612 132,77
Всего 16100   15023,196 93,31

Информация о работе Планирование ассортимента товара