Планирование ассортимента товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование планирования товарного ассортимента и систем закупок на предприятии розничной торговли и разработка предложений их оптимизации в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- исследованы теоретические и методические вопросы планирования товарного ассортимента и систем закупок на предприятии розничной торговли;
- дана подробная характеристика объекта исследования

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты формирования планирования товарного ассортимента торгового предприятия
1.1 Сущность и содержание планирования торгового ассортимента предприятия розничной торговли
1.2 Методы планирования товарного ассортимента
1.3 Методы оценки эффективности товарного ассортимента
2. Анализ формирования и планирования торгового ассортимента на примере ООО "Ювелирная сеть - 585"
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ товарного ассортимента регионального торгового представительства ООО «Ювелирная сеть - 585»
2.3 Организация управления ассортиментной политикой на предприятии
3. Совершенствование процесса управления ассортиментом в ООО «Ювелирная сеть - 585»
3.1 Совершенствование методов управления ассортиментом на основе «директ-костинга». Организация центров ответственности
3.2 Совершенствование методики планирования ассортимента
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

11. Планирвоание ассортимента товара.doc

— 394.00 Кб (Скачать)

       Причинами образования плохо реализуемой  продукции (неликвидов) могут быть:

       - снижение спроса в связи с  появлением конкуренции (появление  непосредственного конкурента либо снижение спроса на этот вид продукции на рынке в результате появления аналогичного товара);

       - снижение спроса в связи с  потерей клиентов (проанализируйте  текучесть ваших клиентов, их  доли, тогда можно будет сделать  вывод о риске ухода (перехода) вашего клиента к конкуренту);

       - ошибочные закупки излишнего  количества товара (бывает трудно  «угадать», особенно если этот  процесс полностью зависит от  человеческого фактора);

       - ошибочные закупки устаревших  товаров (каждый товар имеет  свой «жизненный цикл», и закупщику не следует опираться исключительно на предыдущий опыт - это может привести к образованию неликвидов);

       - другие причины, связанные со  складской деятельностью (порча  товаров из-за повреждений, повышенной  влажности; брак, не замененный поставщиком по рекламациям; оприходование по ошибке; пересортица в поставках; потери на складе из-за небрежности в указании адресов, обнаруженные при инвентаризации).

       Аналогично  может быть рассчитан показатель удельной маржинальной рентабельности, который учитывает оборачиваемость продукции и имеет смысл доходности за период (например, за месяц):

       Удельная  маржинальная рентабельность = Маржинальная рентабельность / Срок оборачиваемости.

       В качестве срока оборачиваемости  обычно принимают финансовый цикл. Финансовый цикл, или цикл обращения денежных средств, представляет собой время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота. Основные этапы в ходе производственной деятельности представлены на рис. 3.

       Поэтому если предприятие испытывает дефицит оборотных средств, то есть денежные средства являются ограничивающим фактором, то в качестве цикла оборачиваемости следует принимать финансовый цикл - время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота.

       Однако  если дефицита оборотных средств нет и длина финансового цикла близка к нулю или отрицательна (например, если предприятие получает авансы за продукцию на длительный срок), то ограничивающим фактором на количество произведенного товара будут уже не денежные средства, а производственные мощности или существующий спрос на товар.

       Выше  рассмотрен показатель оборачиваемости, который характеризует скорость обращения статей оборотного капитала. Но если коэффициент оборачиваемости  товара для какой-либо ассортиментной группы превышает допустимое значение (товар продается дольше, чем запланировано), то возникает вопрос: действительно ли плохо продается товар или слишком большие остатки товара на складе?

       На  этот вопрос помогает ответить сравнение  объемов продаж с другими группами (первый рассмотренный критерий) и анализ уходимости товара с квадратного метра торговой площади или погонного метра полки.

       Уходимость = Продажи за месяц / Занимаемое место (м2)

       Введем  понятие собственного оборотного капитала (СОК). Собственный оборотный капитал складывается из средств, вложенных в товарную группу (запасы сырья, незавершенное производство, готовая продукция, дебиторская задолженность, (минус) кредиторская задолженность).

       Коэффициент «прибыль на собственный оборотный  капитал» (рентабельность капитала) показывает эффективность вложения средств в отдельную ассортиментную группу. Показатель применяется в случае, когда существуют ограничения в денежных средствах. Если исходить только из ограничения по финансовым ресурсам, то с помощью данного показателя можно сделать следующие выводы:

       Лучше всего работать на «чужих» деньгах (предоплата от клиентов, товарный кредит от поставщиков). Тогда СОК отрицательный, дефицита денег нет, сам показатель прибыль на СОК не рассчитывается(не имеет смысла).

       Если  возможности работы на «чужих» деньгах нет, то необходимо работать с ассортиментом, отдача от вложенных средств в который максимальна.

       Для того чтобы получить целостное представление  об ассортиментной группе, набор выбранных  количественных критериев для оценки ассортимента необходимо дополнять качественными характеристиками.

       Поэтому процесс оптимизации структуры  ассортимента все же следует начинать с определения целей компании, и уже на основании этих целей  производить выбор наиболее значимых для компании в данный момент критериев оценки, которые дадут целостное представление о работе с ассортиментом.

       Экономически  обоснованная и установленная для  магазинов номенклатура товаров  оказывает, в конечном итоге, положительное  влияние на экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятий. Широта ассортимента товаров, заложенная в номенклатуру, создает нормальные условия для организации товароснабжения и выполнения расчетных показателей товарооборота, способствует тем самым повышению средней стоимости покупки, росту объема товарооборота с 1 кв. м площади торгового зала. Заложенные в номенклатуру правильные соотношения между товарами высокой и медленной оборачиваемости приводят к поддержанию оптимального уровня средних товарных запасов. Кроме того, при расчетах для магазинов уровня издержек обращения, в процессе формирования ассортимента возможно достичь и запланированного уровня рентабельности путем правильного сочетания в ассортименте товаров с высокими и низкими торговыми скидками.

       Планирование  ассортимента товаров в магазинах с учетом перечисленных выше основных факторов и методов позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение экономической эффективности предприятия и уровня торгового обслуживания населения.

       2. Анализ формирования  и планирования торгового ассортимента на примере ООО "Ювелирная сеть - 585"

       2.1 Краткая характеристика  предприятия

 

       Объектом  исследования в работе является ООО "Ювелирная сеть - 585", свою деятельность Быковский Н.Т. начала свою деятельность с марта 2001 года. Предприятие образовано как розничная торговая сеть. Фирменное название Ювелирный салон - «Мир золота».

       Основной  целью деятельности является и получение  прибыли, удовлетворение потребностей покупателей, расширение в сбытовой сети ювелирных изделий. Основными  видами деятельности ООО "Ювелирная сеть - 585" является реализация ювелирных изделий и сопутствующих товаров.

       Так ИП Быковский Н.Т. осуществляет розничную торговлю режимом налогообложения является единый налог на вмененный доход. Помимо этого ИП Быковский уплачивает следующие налоги и взносы: взносы на обязательное пенсионное страхование, налог на доходы физических лиц.

       Преимуществом «Ювелирного салона «Мир золота»  является ассортиментная, ценовая политика, Относительным недостатком является отсутствие собственных торговых площадей.

       Преимуществом ассортиментной политики можно назвать  наличие широкого ассортимента как  элитных, так и бижутерии, хорошее  обслуживание покупателей и политика привлечения покупателей системой скидок.

       «Ювелирный  салон «Мир золота» располагается по адресу г. Нововоронежский, ул. Мира 18. Арендованное помещение находится в специально отстроенном помещении для торговли и поэтому отвечает всем стандартам и требованиям к данным типам магазинов. Общая арендуемая площадь - 30 м2.

       С финансовой точки зрения, формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости товаров, размера товарооборота и получаемой прибыли. Организационная структура предприятия - пакет взаимных договоренностей о разделении задач и полномочий внутри предприятия между его элементами.

       Экономический анализ хозяйственной деятельности начинается с комплексного обзора основных показателей, характеризующих конечный результат работы предприятия, и  заключается в исследовании факторов, влияющих на размер балансовой прибыли; анализе рентабельности, оценке эффективности хозяйственной деятельности и использования основного и оборотного капитала. 

Таблица 2.1 - Основные показатели деятельности ООО "Ювелирная сеть - 585" за 2007-2009 годы

Показатели Годы Темп  прироста показателей
2007 2008 2009 2008/2007 2009/2008
1. Розничный товарооборот, тыс.руб. 11 418 13 736 16 689 120,3 121,5
2. Валовая прибыль, тыс. руб. 1 804 2 047 2 654 113,5 129,7
3. Издержки обращения, тыс. руб. 1 367 1 533 2 014 112,1 131,4
4. Среднесписочная численность работников, чел. 12 12 13 100 108,3
5. Фонд оплаты труда, тыс.руб. 753 782 956 103,9 122,3
6.Объем  товарооборота на 1 работника в  год, тыс.руб. 951,5 1 144,67 1 283,77 120,3 112,2
7. Уровень затрат на оплату труда  в общем объеме товарооборота, % 55,1 51 47,5 92,6 93,1
6. Чистая Прибыль, тыс.руб. 437 514 640 117,6 124,5
7. Рентабельность, % 3,8 3,7 3,8 97,8 102,5
 

       Представленные  данные в табл. 2.1 свидетельствуют  о расширении деятельности предприятия, увеличению объемов продаж, ООО "Ювелирная сеть - 585" получает стабильную прибыль. Рост фонда оплаты труда не соответствует росту объемов выручки предприятия, за исследуемый период фонд оплаты труда вырос на 116,6%, а объем валовой прибыли в 2009 году составил 147,3% от уровня 2007 года. Объем фонда заработной платы в издержках предприятия постоянно снижается с уровня 55,1% в 2007 году до 47,5% в 2009, но его объем остается значительным в общем объеме коммерческих затрат предприятия. Объем товарооборота на каждого работника из года в год повышается, но в большей степени это связано с ростом цен на ювелирные изделия.

       2.2 Анализ товарного  ассортимента регионального  торгового представительства  ООО «Ювелирная  сеть - 585»

       Товарный  ассортимент фирмы на сегодняшний  день является сложным, т.е. имеет внутреннюю классификацию и включает различные товарные группы, товарные подгруппы, виды товаров и их разновидности. Ассортимент состоит из шести основных товарных групп:

       - броши;

       - обручальные кольца;

       - подвески;

       - украшения для детей;

       - кольца;

       - браслеты.

       Каждая  из товарных групп ассортимента состоит  из двух подгрупп:

       1) гарнитуры;

       2) отдельные изделия.

       В магазине ООО «Ювелирная сеть - 585»  ежемесячно проводится проверка полноты  ассортимента, т.е. определяется степень  соответствия количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем. В таблице 2.2 представлены данные по количеству разновидностей товаров, присутствующих в продаже по месяцам на момент проверки, и товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.

       Определим степень устойчивости ассортимента ООО «Ювелирная сеть - 585». Расчет коэффициента устойчивости ассортимента представлен в табл.2.2.

Таблица 2.2 - Количество разновидностей товаров  по ассортименту согласно актам проверок

Месяц Фактически  в продаже Количество  отсутствующих разновидностей товаров
Месяц 2007 2008 2009 220 210 2009
Январь 130 710 1456 196 225 284
Февраль 154 695 1495 203 185 245
Март 147 735 1548 192 276 192
Апрель 158 644 1548 188 295 192
Май 162 625 1698 172 222 42
Июнь 178 698 1650 181 206 90
Июль 169 714 1610 179 195 130
Август 171 725 1659 186 151 81
Сентябрь 164 769 1704 204 105 36
Октябрь 146 815 1715 177 70 25
Ноябрь 173 850 1725 163 97 15
Декабрь 187 823 1730 2261 2237 10
Предусмотрено ассортиментным перечнем 350 920 1740      
Коэффициент устойчивости       0.46 0.80 1342

Информация о работе Планирование ассортимента товара