Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:40, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование планирования товарного ассортимента и систем закупок на предприятии розничной торговли и разработка предложений их оптимизации в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- исследованы теоретические и методические вопросы планирования товарного ассортимента и систем закупок на предприятии розничной торговли;
- дана подробная характеристика объекта исследования
Введение
1. Теоретические аспекты формирования планирования товарного ассортимента торгового предприятия
1.1 Сущность и содержание планирования торгового ассортимента предприятия розничной торговли
1.2 Методы планирования товарного ассортимента
1.3 Методы оценки эффективности товарного ассортимента
2. Анализ формирования и планирования торгового ассортимента на примере ООО "Ювелирная сеть - 585"
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ товарного ассортимента регионального торгового представительства ООО «Ювелирная сеть - 585»
2.3 Организация управления ассортиментной политикой на предприятии
3. Совершенствование процесса управления ассортиментом в ООО «Ювелирная сеть - 585»
3.1 Совершенствование методов управления ассортиментом на основе «директ-костинга». Организация центров ответственности
3.2 Совершенствование методики планирования ассортимента
Заключение
Список использованной литературы
Видим, что чем выше величина коэффициента достоверности аппроксимации, тем более точен прогноз. Наиболее высок уровень достоверности аппроксимации по таким ассортиментным группам, как подвески и кольца. Это важно учитывать при планировании ассортимента, что и делается в отделе по работе с клиентами регионального сбытового филиала ООО «Ювелирная сеть - 585».
Планирование объема продаж по товарным группам ассортимента и, соответственно, структуры ассортимента в организации осуществляется также с использованием коэффициента эластичности по общему объему продаж. Под эластичностью понимается относительное изменение результата (объема реализации) под влиянием различных факторов, например, денежных доходов покупателей, цен на продукцию, достигнутого уровня потребления, обеспеченности товарами длительного пользования, рода занятий населения, возраста и др.
Коэффициент эластичности от общего объема продаж определяется по формуле:
Эi = Орi / Ор, (2.1)
где Эi - коэффициент эластичности по i-му товару, %;
Орi - прирост объема продаж по i-му товару в отчетном году по сравнению с прошлым годом, %;
Ор - прирост общего объема продаж организации в отчетном году по сравнению с прошлым годом, %.
Прирост продаж по видам продукции в планируемом году по сравнению с отчетным годом определяется умножением полученного коэффициента эластичности (Эi) на общий прирост объема продаж в планируемом году (Ор п.г.) по формуле:
Орi п.г. = Ор п.г. * Эi (2.2)
Таблица 2.7 - Планирование структуры ассортимента на 2010г.
Товарная группа | О2008 | О2009 | О | Эi | О2010 | Доля группы, % |
Броши | 684,53 | 759,36 | 74,83 | 0,02 | 760,86 | 4,69 |
Гостиные | 2895,43 | 3328,08 | 432,65 | 0,116 | 3378,27 | 20,84 |
Подвески | 3732,6 | 5535,724 | 1803,124 | 0,485 | 6410,24 | 39,54 |
Украшения для детей | 1365,4 | 1504,536 | 139,136 | 0,037 | 1509,68 | 9,31 |
Кольца | 2056,4 | 2965,884 | 909,484 | 0,245 | 3188,71 | 19,67 |
Браслеты | 569,8 | 929,612 | 359,812 | 0,097 | 964,51 | 5,95 |
Всего | 11304,16 | 15023,196 | 3719,036 | 1 | 16212,27 | 100 |
А расчетное значение объема продаж по i-ому виду продукции определяется по следующему алгоритму:
Орi п.г. = Орi о.г. + Орi п.г., (2.3)
где Орi п.г. - объем продаж i-ого вида продукции в планируемом году;
Орi о.г. - объем продаж i-ого вида продукции в отчетном году;
Ор п.г. - прирост общего объема продаж в планируемом году.
Согласно рассчитанным плановым показателям структуры ассортимента в нем должны произойти следующие изменения: несколько увеличится доля детских украшений, браслетов и брошей, колец, при этом немного снизится доля подвесок, обручальных колец в общих продажах.
Выше была представлена методика планирования ассортимента на год. Аналогичная методика используется при составлении ежемесячных прогнозов структуры ассортимента, которые в виде отчетов составляются экономистами отдела сбыта и предоставляются его руководителю.
На основе этих данных осуществляется планирование товарных запасов. В связи с этим точность прогнозирования объема продаж ассортиментных групп напрямую влияет на объем товарных запасов на складе.
Неточность прогнозирования объемов продаж в рассматриваемой организации приводит к образованию излишков товарных запасов, появлению залежалых товаров, следствием чего является рост складских расходов.
Оперативный
учет и контроль за состоянием товарных
запасов ведется на основании
действующих форм учета и отчетности.
Для этого в организации
Определим
эффективность использования
Таблица 2.8 - Эффективность использования товарных запасов
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение |
Эффективность использования товарных запасов по товарообороту, руб. | 1,333 | 1,114 | -0,219 |
Эффективность использования товарных запасов по прибыли, руб. | 0,266 | 0,223 | -0,043 |
Из таблицы 2.8 видим, что эффективность использования товарных запасов снизилась. Если в 2008 году один рубль, вложенный в товарные ресурсы, приносил 1,333 руб. товарооборота и 26,6 копейки прибыли, то в 2009 году 1 рубль в товарных запасах принес 1,114 руб. объема розничной торговли и 22,3 копейки прибыли. Снижение эффективности использования товарных запасов говорит о необходимости улучшения процесса управления запасами в региональном «Ювелирная сеть - 585».
По
распределению функций по управлению
ассортиментом в
Политика управления ассортиментом руководителя отдела по работе с клиентами базируется в основном на горизонтальной диверсификации, которая заключается в изменении ассортимента в рамках проводимой деятельности (узкой по специализации - торговле ювелирного изделия), а также поиске и выходе на новые рынки сбыта.
В процессе стратегического управления выделяются три основные стратегические групп ассортимента, которые в совокупности и представляют собой ассортиментный портфель предприятия:
-
основная, включающая товары, находящиеся
в стадии роста и приносящие
основную долю прибыли (
- поддерживающая, состоящая из товаров, стабилизирующих доходы от продаж и находящиеся в стадии зрелости (обручальные кольца);
-
тактическая, охватывающая
Таким образом видим, что вместо пяти групп, которые рекомендуют выделять исследователи при управлении ассортиментом, в организации выделяются только три группы. Отсутствуют стратегическая группа, включающая товары, призванные обеспечить будущие доходы предприятия, а также снимаемая с продажи группа товаров, включающая товары, находящиеся в стадии насыщения и спада.
Планирование ассортимента на рассматриваемом торговом предприятии организовано по упрощенной схеме. Это связано с упрощенностью структуры организации и ее небольшими размерами. Управлением ассортиментной политикой заняты специалисты отдела по работе с клиентами, включая руководителя данного отдела. Директор отдела по работе с клиентами полностью берет на себя функции организации и координации ассортимента. Отдел по работе с клиентами в части управления ассортиментом занят планированием ассортимента и его контролем. Функция контроля ассортимента со стороны отдела по работе с клиентами связана с управлением поставками, повседневным контролем структуры ассортимента.
Необходимо
отметить, что планирование ассортимента
на данном предприятии требует
В рамках координации ассортимента руководитель отдела по работе с клиентами ведет стратегическое управление ассортиментными группами, следит за сбалансированностью ассортиментного портфеля на основе анализа состояния и развития существующих сегментов рынка и финансовых изменений, происходящих внутри организации. Его политика управления ассортиментом базируется на горизонтальной диверсификации в рамках торговли ювелирными изделиями, а также поиске и выходе на новые рынки сбыта. Как показал анализ, ассортиментный портфель организации является сбалансированным, он состоит из товаров, обеспечивающих как свободные денежные средства, так и долгосрочные интересы предприятия.
Броши | Обручальные кольца | Подвески | Украшения для детей | Кольца | Браслеты | Всего |
19,72 | 86,68 | 145,032 | 39,034 | 77,314 | 24,12 | 19,72 |