Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 05:20, отчет по практике
Целью данной практики является сбор материала о выпуске новинок на рынке молочной продукции. Базой прохождения преддипломной практики я выбрала ОАО «Янта», которое уже многие годы занимается производством молочной, масложировой и другой продукции и является лидером в Иркутской области по выпуску этой продукции.
Задачами преддипломной практики являются:
ознакомление с организацией: его формой собственности, структурой, основными подразделениями и их функциями;
непосредственное участие в текущей маркетинговой деятельности предприятия;
сбор информации о состоянии рынка молочной продукции;
Введение…………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Общие вопросы деятельности предприятия…………………………...5
1.1. История создания………………………………………………………………5
1.2. Виды и характеристика выпускаемой продукции…………………………...8
1.3. Тип производства и характеристика производственной структуры………10
Раздел 2. Организационно – правовая форма и управление деятельностью предприятия………………………………………………………………………..14
2.1. Организационная структура предприятия…………………………………..14
2.2. Характеристика формы собственности предприятия………………………16
Раздел 3. Анализ результатов деятельности предприятия……………………..20
Раздел 4. Функционирование логистических подсистем предприятия………..28
4.1. Организация материально-технического снабжения………………………28
4.2.Планирование материально-технического обеспечения…………………...30
4.3. Складское хозяйство предприятия…………………………………………..34
Раздел 5. Организация и планирование сбыта готовой продукции на предприятии……………………………………………………………………….36
5.1. Организация сбыта на предприятии………………………………………...36
5.2. Оперативно – сбытовая деятельность предприятия………………………..39
Раздел 6. Элементы маркетинговой политики в деятельности предприятия….43
6.1. Структура службы маркетинга на предприятии……………………………43
6.2. Разработка стратегии маркетинговой политики…………………………....46
6.3. Характеристика фирменного стиля продукции…………………………….47
6.4. Рекламная политика предприятия…………………………………………..50
Заключение………………………………………………………………………..53
Группа предприятий «Янта» уже многие годы следует следующим стратегиям:
Эти стратегии являются наиболее приоритетными для «Янта». Так как на иркутском рынке «Янта» занимает огромную долю рынка, и здесь ей уже некуда расширяться, то постепенно ее продукция внедряется на рынки соседних регионов. Однако и здесь не ставится цель завоевания рынка, а лишь отвоевывается определенная доля рынка и завоевываются симпатии потребителей.
Более краткосрочной стратегией на данный момент является внедрение нового товара на рынок, а именно молока для беременных и кормящих женщин. До того, как было принято решение о начале выпуска такой продукции, проводились различные исследования, изучались данные роддомов о количестве беременных женщин в городе, данные о приросте населения и другие статистические данные. Так как сегмент потребителя, на которого бы был ориентирован продукт, уже определен, то специалисты службы маркетинга сразу приступили к опросу потребителей. Это нужно для того, чтобы понять, а требуется ли такой продукт на рынке, будет ли на него спрос. Опрос проводился как среди беременных и кормящих женщин, так и среди молодых женщин в возрасте от 20 до 40 лет. Более 50% опрошенных женщин выразили свое мнение о том, что такой продукт будет полезен как для здоровья мамы, так и для здоровья малыша.
Параллельно проводилось изучение рынка, анализировались возможные конкуренты. Но на иркутском рынке такого продукта никто не выпускает и не продает, поэтому конкурентов в этой отрасли нет.
На основании проведенных исследований было решено о начале выпуска нового продукта. Имеющееся на заводе оборудование позволяет выпускать данный вид продукта, поэтому уже в апреле планируется пробный выпуск продукции на рынок.
Что касается остальной продукции, то их рынки практически не изменяются. По крайней мере, на территории Иркутской области. Возможные изменения доли рынка также не значительны, изменения в объеме продаж также несущественны, так как спрос на продукцию «Янты» стабилен. Это объясняется лояльностью покупателей к выпускаемой продукции из-за ее высокого качества.
6.3. Характеристика фирменного
Вся продукция «Янты» делится на молочную, масложировую, замороженную и охлажденную куриную продукцию. Каждая линейка продукции имеет свой стиль оформления, однако есть и общий фирменный стиль в оформлении упаковки, фирменных магазинов, одежды и т.п.
Фирменный стиль представляет собой визуально-информационную систему, делающую компанию узнаваемой. Она включает: логотип, цвет, шрифт, изображения и другие элементы, при помощи которых компания подчеркивает свою уникальность. Фирменный стиль используют как инструмент продвижения на рынке, конкуренции, привлечения внимания покупателей. Фактически фирменный стиль – это один самых важных инструментов для продвижения компании, способствующих построению коммуникации с внешним миром. Это комплекс изобразительных, информационных, визуальных средств для всех форм и видов рекламных материалов: бланков, деловых документов, офисных принадлежностей, интерьера офисных помещений и т.д.
Если говорить об основных элементах фирменного стиля, то к ним относятся:
Так, например, молочная продукция,
выпускаемая «Молочным заводом»
Рис. 5 Пример упаковки молока
Однако эти атрибуты
фирменного стиля присутствуют не на
всех продуктах, которые выпускает
«Молочный завод». На продукции, ориентированной
на потребителей с низким уровнем
доходов, нет ни надписи, ни изображения,
хотя на ней и указывается, что
продукция произведена «
Такая же ситуация обстоит и с продукцией «Масложиркомбината». На упаковке его продукции ставится специальный логотип (рис.6), который связывает всю выпускаемую продукцию в единое целое. Надпись, которая ставится на всю продукцию, выпускаемую «Янтой», выполнена зелеными, белыми или синими объемными буквами с белой каймой по краям. В середине надписи расположено оранжевое солнце, где самый нижний лучик чуть выступает. На некоторых видах продукции, эта надпись находится в овале на белом фоне.
Рис. 6 Логотип продукции
На всей продукции «Янты», будь то молочная или любая другая продукция, ставится вот такой знак качества, который подтверждает что вся продукция произведена из натуральных продуктов (рис. 7).
Рис. 7 Знак качества «Янты»
«Образ натурального продукта» удалось передать и выдержать в едином стиле, как в производимых изделиях, так и в дизайне точек продаж. Цвет, материал и образ, привлекая внимание, создают позитивный и солнечный имидж.
Идею квадратного оформления из дерева навеяли известному иркутскому дизайнеру Гомбо Зариктуеву альпийские домики, и он поделился ею с генеральным директором «Янта Т» Е.З. Баймашевым.
Впоследствии отдел маркетинга развил эту мысль, обыграв фирменные цвета – оранжевый и зеленый, а также желтый и красный. Так получились яркие квадраты, разделенные на треугольные сегменты с простыми и натуральными, но, в тоже время, яркими солнечными красками. Брус, обрамляющий эти квадраты, изготовлен из сибирской лиственницы, древесина которой обладает повышенной плотностью и неповторимой текстурой. И это не случайно, так как лиственница – одно из немногих пород деревьев, которое не деформируются под воздействием влажности (Рис.8).
Изначально фирменный стиль был разработан для минимаркетов. Интересная особенность: при опросе покупателей выяснилось, что новый вид магазинов нравится творческим людям, а представители консервативного склада характера не сразу его приняли. Тем не менее, яркий дизайн прижился, и один за другим по городу стали появляться фирменные фасады магазинов.
«Янта» занимается не только украшением своих магазинов, но также производит благоустройство территории рядом с входной группой: кладется плитка, асфальтируется площадка, сажаются деревья, планируется – установка лавочек.
Рис. 8 Пример оформления фирменного магазина «Янты»
6.4. Рекламная политика предприятия
Рекламная Политика – это система утвержденных правил и идей, на основе базовых ценностей компании, регламентирующие целенаправленное управление средствами распространения рекламы, в отношении деятельности субъекта, по отношению к объектам, с целью формирования отношений между ними.
Субъектом рекламной политики является предприятие. Объектом рекламной политики является представитель целевой аудитории, средство распространения рекламы (пресса, телеканал, радио, интернет и др. распространитель информации) и конкуренты.
Целями рекламной политики являются:
Разработка рекламной политики для компании в среднем обходится в 80-150 тыс. рублей. Сюда же добавляются расходы на саму рекламную компанию.
Сложно рекламировать такие продукты повседневного спроса, как молоко и хлеб. Покупатель привыкает покупать их в определенном месте у определенного производителя и изменить его предпочтения очень и очень сложно. Особенно сложно приходится тем компаниям, которые только вышли на рынок. Им приходится отвоевывать свою долю рынка, вести активную рекламную компанию и тратить на это большие средства. Однако продукция «Янта» уже заработала определенную репутацию на рынке, поэтому реклама носит скорее напоминающий характер, и изредка информирующий. Да и активная реклама, к примеру, молока не приведет к увеличению продаж данного продукта, так как потребитель выбирает продукцию исходя из собственных предпочтений, исходя от качества продукции. Поэтому если потребитель постоянно покупает продукцию ООО «Белореченское», то какие бы средства рекламы не использовались, убедить его перейти на продукцию другого производителя будет очень сложно. Большую роль здесь играет цена, однако себестоимость продукции «Янта» довольно таки высока, поэтому установление более низкой цены может привести к снижению прибыли и невыгодно предприятию.
Для продвижения продукции используется реклама в местах продажи, которая информирует потребителя о том, где находится продукция «Янты». Кроме того активно используется такой вид рекламы, как наружная. Реклама на щитах, различные баннеры, яркие вывески фирменных магазинов – все это привлекает внимание потребителя. Также используется такой вид рекламы как реклама на транспорте. Она наносится как на собственный транспорт, принадлежащий предприятию, так и на общественный транспорт, например, троллейбусы. Телевизионная реклама практически не используется и применяется только в случаях, когда необходимо проинформировать потребителя о новинках.
Кроме того, разрабатываются новые дизайны упаковок, что делает продукцию более заметной на полках магазина, привлекает внимание покупателей. Большое значение имеет также и удобство упаковки. Так например майонезы, которые производит «Масложиркомбинат», продаются в такой упаковке, как дой-паки, которые удобны в использовании и позволяют дольше хранить продукт. Все это тоже является средствами продвижения товара и способствует увеличению продаж.
Рекламными компаниями занимается отдел рекламы на предприятии. Он решает какие средства рекламы необходимо использовать, какую продукцию рекламировать и сколько на это уйдет денег. Для этого разрабатывается рекламный бюджет.
На примере выпуска нового продукта рассмотрим возможные средства рекламы. «Янта» планирует выпуск специального молока для беременных женщин и кормящих мам. Поэтому и реклама должна быть ориентирована именно на этот сегмент. Так как это новинка на иркутском рынке, то возможно использование телевизионной рекламы. Это должен быть короткий ролик, в котором может быть изображена мать с младенцем и рассказано о пользе этого молока. Такая реклама наверняка привлечет внимание потенциальных покупателей. Однако информации в телевизионном ролике будет недостаточно для принятия решения о покупке, поэтому на упаковке продукта обязательно должна присутствовать более подробная информация о продукте, о его полезных качествах.
В данный момент выпущена пробная упаковка данного продукта с изображением портрета младенца, заключенного в рамку в виде сердца, что должно символизировать любовь и заботу о малыше. Однако такой вид упаковки может смутить некоторых мам, и они примут это за молоко для грудных младенцев.
Также целесообразно разместить рекламу в больницах города около гинекологических кабинетов и около кабинетов терапевтов. Тут возможно использование информирующих плакатов, содержащих подробную информацию о продукте и мнения специалистов, различных листовок, буклетов и т.д. То есть использование печатной рекламы. Возможно применения наружной рекламы, с размещением баннеров на щитах, и рекламы в газетах в специальных рубриках, посвященных здоровью.