Оценка уровня качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

В современной рыночной экономике важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности является качество. Под качеством понимается комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. При этом важнейшей составляющей всей системы качества является, прежде всего, качество продукции (товаров).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……….……3

1. ПОНЯТИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА. УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ТОВАРА.…....5

2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА………..……9

3. ВЫБОР НОМЕНКЛАТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ГРУППЫ ТОВАРОВ…………………………...…………10

4. РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВ ВЕСОМОСТИ………………..…..…….…19

5. РАСЧЕТ КОМПЛЕКСНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ………………….…….……24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……….……29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...………….………31

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 48.00 Кб (Скачать)

г) психологические - это показатели, используемые при  определении соответствия изделия  психологическим особенностям человека, находящим отражение в инженерно-психологических  требованиях, требованиях психологии труда и общей психологии, предъявляемых  к промышленным изделиям. В эту  группу входят показатели, характеризующие: соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации; соответствие изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам  человека при пользовании изделием.

Следует отметить, что  уровень эргономических показателей  определяется экспертами - эргономистами, специализирующимися в данной отрасли  промышленности по разработанной для  этого специальной шкале оценок в баллах.

5) Показатели транспортабельности  товаров (трикотажных изделий)  характеризуют приспособленность  данного вида продукции к транспортированию  без использования или потребления  ее. К показателям транспортабельности  относятся: средняя продолжительность  подготовки трикотажной продукции  к транспортированию; средняя  трудоемкость подготовки указанного  вида продукции к транспортированию;  средняя продолжительность установки  продукции на средство транспортирования  определенного вида; коэффициент  использования объема средства  транспортирования; средняя продолжительность  разгрузки партии продукции из  средств транспортирования определенного  вида.

Для оценки показателей  транспортабельности товаров (в  частности трикотажных) необходимо иметь исходные данные, характеризующие  сам процесс транспортирования  такие, как: масса и объем единицы  продукции, показатели физико-механических свойств, габаритные размеры изделия, показатели сохраняемости такой  продукции, предельно допустимые значения режимов транспортирования (предельная скорость движения транспорта, инерционные  перегрузки и т.п.), нормы погрузочно-разгрузочных работ, коэффициент максимально  возможного использования емкости  или грузоподъемности транспортного  средства при транспортировании  данной продукции, восприимчивость  перевозимых грузов к тепловым и  механическим внешним воздействиям и т.п.

6) Патентно-правовые  показатели характеризуют патентную  защиту и патентную чистоту  продукции (в том числе и  трикотажные товары) и являются  существенным фактором при определении  конкурентоспособности данного  вида товаров. Патентно-правовой  уровень промышленного изделия  оценивается при помощи двух  безразмерных показателей: показателя  патентной защиты (или патентоспособности) и показателя патентной чистоты.  Показатель патентной защиты  характеризует количество и весомость  новых отечественных изобретений,  реализованных в данном изделии  (в том числе и созданных  при его разработке), то есть  характеризует степень защиты  конкретного изделия принадлежащими  отечественным фирмам авторскими  свидетельствами в стране и  патентами за рубежом с учетом  значимости отдельных технических  решений. Показатель патентной  чистоты характеризует возможность  беспрепятственной реализации данного  товара на внутреннем и внешнем  рынках. При определении показателя  патентной чистоты товара необходимо  учитывать, что товары, выпускаемые  для реализации только внутри  страны, не должны нарушать действующие  патенты исключительного права,  выданные в Российской Федерации,  а изделия, которые могут стать  объектами экспорта, не должны  нарушать действующие патенты  третьих лиц, выданные в предполагаемых  странах экспорта.

7) Экологические показатели  характеризуют уровень вредных  воздействий на окружающую среду,  возникающих при эксплуатации  или потреблении продукции. Показатели  экологичности трикотажного товара - это одни из важнейших свойств,  определяющих истинный уровень  его качества. К экологическим  показателям относятся: содержание  вредных примесей (элементы, окислы, металлы и т.п.) в составе трикотажных  товаров; вероятность выбросов  вредных частиц, газов, излучений  при хранении, транспортировании,  эксплуатации или конечном потреблении  трикотажной продукции; уровень  шума, вибрации и энергетического  воздействия и т.п. Учет экологических  показателей должен обеспечить: ограничение поступлений в природную  среду промышленных, транспортных  и бытовых сточных вод и  выбросов для снижения содержания  загрязняющих веществ в атмосфере,  природных водах и почвах до  количеств, не превышающих предельно  допустимые концентрации; сохранение  и рациональное использование  биологических ресурсов; возможность  воспроизводства диких животных  и поддержание в благоприятном  состоянии условий их обитания; сохранение генофонда растительного  и животного мира, в том числе  редких и исчезающих видов.  Все показатели экологичности  по различным объектам регламентируются  в соответствующих нормативных  актах и документах (федеральных  законах, государственных, общероссийских  и международных стандартах, строительных  нормах, правилах, инструкциях).

8) Показатели безопасности  товаров (в том числе трикотажных)  характеризуют особенности определенного  вида продукции, обеспечивающие  безопасность человека (обслуживающего  персонала, например администратора  торгового зала, кассира-операциониста  в магазине трикотажных товаров)  при эксплуатации или конечном  потреблении продукции (товаров), хранении, транспортировании от  механических, электрических, тепловых  воздействий, ядовитых и взрывчатых  паров, акустических шумов, радиоактивных  излучений и т.п. Показатели  безопасности товаров (в том  числе трикотажных) должны отражать  специальные требования, обусловливающие  меры и средства защиты человека  в условиях возникновения аварийной  ситуации, не санкционированной  и не предусмотренной правилами  эксплуатации в зоне возможной  опасности. [8]

Как правило, необходимость  выбора номенклатуры показателей качества определенной группы товаров возникает  в следующих случаях: [9]

разработке нормативно-технической документации, которой выступают - различного рода стандарты, технические условия на товары (ТУ);

проведения экспертизы потребительских свойств определенного вида товара и проведения сертификации качества товаров (продукции);

разработке документов, определяющих договорно-правовые отношения Российской Федерации и стран-партнеров по товарообмену.

При этом сам порядок  выбора номенклатуры показателей качества определенной группы товаров включает, как правило, три этапа:

1. Изучение наиболее полной информации о конкретном виде товара.

2. Разработка развернутой номенклатуры потребительских свойств для выбранной группы товаров (как правило, на основе типовой номенклатуры);

3. Определение номенклатуры показателей качества конкретного товаров (построение так называемой иерархической структурной схемы).

Следует иметь в  виду, что основным и практически  единственным целесообразным методом  определения номенклатуры потребительских  свойств и показателей качества товаров является экспертный метод  оценки.

4. РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВ  ВЕСОМОСТИ

Согласно требованиям  и положениям установленным в  стандартах (ГОСТ 15467-79) при оценке потребительских  свойств и показателей качества товара применяют две группы методов  определения коэффициентов весомости:

1) Аналитические методы  определения весомости (к этим  методам относятся метод регрессионных  зависимостей, метод эквивалентных  отношений)

2) Экспертные методы  определения весомости (к данным  методам оценки качества относятся  метод предпочтения (или оценивания), метод ранжирования, метод попарного  сравнения, метод последовательных  сопоставлений).

Метод предпочтения применяют, если число показателей, входящих в  групповой показатель более высокого уровня не превышает четырех. При  оценивании самому значимому качественному  показателю эксперт назначает коэффициент  весомости, равный единице, а коэффициенты весомости остальных определяют в соответствии с их значимостью  по сравнению с первым.

Ранжирование - данный метод применяют при необходимости  снижения трудоемкости операций, выполняемых  экспертами, и в том случае если процедура оценивания вызывает у  экспертов затруднения. Ранжирование используется также для разделения показателей на группы в соответствии с их значимостью. При ранжировании целесообразно, чтобы число показателей  не превышало 10, при этом ранг 1 присваивается  самому значимому показателю, ранг 2 следующему по значимости осуществляется путем математической обработки.

Парное сравнение - данный метод исходя из требований трудоемкости, рекомендуется применять  исключительно при определении  коэффициентов весомости показателей, число которых не превышает 20. При  этом из попарно сравниваемых качественных показателей выбирается наиболее значимый.

Последовательное  сравнение - данный метод оценки - это  самая трудоемкая из указанных выше оценочных процедур, но которая и  позволяет получить наиболее достоверные  и наиболее реальные результаты. Она  включает в себя процедуры ранжирования (или парного сравнения) и оценивания.

В представленной работе коэффициент весомости показателей  качества трикотажных изделий будет  определен методом последовательного  сравнения с применением метода ранжирования и метода оценивания качества товара.

В соответствии с собственным  представлением о важности (весомости) показателей качества в графе  «Ранг» единичных показателей проставим  порядковые номера (это и будут  ранги показателей) показателей. При  этом номер 1 присвоим наиболее важному  показателю, которым в данном случае выступает показатель «соответствие  моде», номер 2 - следующему по важности за ним и т.д. Затем в графе  «Коэффициент весомости» для показателя, имеющего ранг 1 («соответствие моде») проставим коэффициент весомости  равный 1. Коэффициент весомости  показателя с рангом 2 определим  как долю от весомости первого  показателя. Например, если самый важный показатель качества трикотажных изделий, входящим в комплексный функциональный показатель качества, является прочность  на разрыв, а показатель растяжимости в два раза менее важен, то его  коэффициент весомости м1 = Ѕ=0,5. При  одинаковой важности двух показателей  им присваивают одинаковые ранги  и коэффициенты весомости. Коэффициенты весомости могут иметь значения от 0 до 1 с интервалом 0,05.

Такими последовательными  определениями заполним м1 единичных  показателей качества, после чего определим м1 для комплексных  показателей.

Здесь следует помнить, что:

1) Определяя м1 и  м1 , нужно исходить из того, что  мы - специалисты в области трикотажных  изделий, поэтому будем учитывать  не только позиции покупателя, но и тенденции развития производства  трикотажных изделий.

2) Ранги и коэффициенты  весомости следует определять  лично или вместе с работниками,  не входящими в нашу экспертную  группу.

3) Обычно после  1-го тура определения показателей  весомости экспертная группа  обсуждает значения м1, назначенные  разными экспертами, и проставляют  согласованные значения м1 (показатели  весомости) во 2 туре.

Таблица 2 - Определение  коэффициентов весомости показателей  качества трикотажных изделий

 
Нулевая ступень Комплексные показатели Коэффициенты весомости Единичные показатели 2 уровень Ранг Коэффициенты весомости  
Обобщенный  показатель качества Функциональный 1,0 1. Прочность на  разрыв

2. Стойкость поверхности  к истиранию

3. Усадка при мокрых  обработках

4. Растяжимость

5. Усадка при химчистке

6. Остаточная деформация  при носке

1

2

5

3

4

6

1,00

0,50

0,20

0,33

0,25

0,16

 
  Гигиенический 0,80 1.Гигроскопичность

2.Воздухопроницаемость

3.Паропроницаемость

4.Теплопроводность

5.Электризуемость

1

2

4

3

5

1,00

0,50

0,25

0,33

0,20

 
  Эстетический 0,50 1.Соответствие моде

2.Оригинальность модели  и конструктивно-декоративных линий

3.Художественно-колористическое  оформление

4.Целостность композиции

5.Совершенство производственного  исполнения

1

2

3

4

5

1,00

0,50

0,33

0,25

0,20

 
             

Таким образом, проведя  расчет коэффициентов весомости  показателей качества трикотажных  изделий (см. данные табл. 2) по трем основным групповым признакам: функциональный показатель, гигиенический показатель и эстетический показатель было выяснено, что определяющим показателем с  точки зрения оценки качества трикотажных  изделий является функциональный показатель (его показатель весомости равен 1,00). Вторым по значению показателем  качества является - гигиенический  показатель качества трикотажных изделий (его коэффициент весомости составил 0,80). И последним показателем, определяющим качество трикотажных изделий стал эстетический показатель (его весомость 0,50). Данные были подсчитаны по результатам  проведенного опроса потребителей трикотажных  изделий в магазине «Трикотаж» (см. Прил. 1).

Информация о работе Оценка уровня качества