Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:45, контрольная работа
Исследуется место, занимаемое Россией по уровню и качеству жизни в соответствии с основными индикаторами
8.
Оценка уровня
и качества жизни
населения в России
Начало
нового столетия в России ознаменовалось
выходом из затяжного социально-
Таблица 13.
ВВП России в сопоставимой валюте (по паритету покупательной способности валют)
|
Сравнивая приведенные выше российские оценки ВВП на душу населения с аналогичными показателями других стран, можно выявить, что уровень развития России в 1996 г. составлял около четверти от уровня США и примерно треть от уровня Германии и Швеции. В 1999 г. разрыв увеличился и ВВП на душу россиянина составил менее пятой части от уровня ВВП, приходящегося на душу американца и примерно четверть - немца или шведа.
За 2001г. специалисты ООН рассчитали значения ВВП на душу населения для мира в целом - 7376 долларов, для России - 7100, для США - 34320, для Швеции - 24180 и для Германии - 25350 долларов. Таким образом, Россия приблизилась к среднемировому уровню развития, но по-прежнему существенно ниже уровня европейских стран и США (около 30% от уровня Швеции и Германии и примерно пятая часть от уровня США). Вполне очевидно, что серьезного улучшения положения не произошло, тем более что Россия еще не достигла докризисного уровня развития (около 80% от уровня 1990 г.).
Среди российских экономистов возникла идея предложить Правительству удвоить объем создаваемого в стране ВВП, настоящее чтобы поднять уровень жизни населения в ближайшие годы. При достигнутом в время ежегодном приросте ВВП в 5-6% удвоение его общего объема может произойти через 12-14 лет, чтобы достигнуть уровня примерно 15 тыс. долларов на одного жителя (это современный уровень Греции, Барбадоса и Багамских островов). Вполне ясно, что потребуется иной масштаб решения задачи, ибо в других странах ВВП по-прежнему увеличивается. Так, по оценкам МВФ, среднегодовые темпы прироста ВВП за 2001-2004 гг. в мире составят 3-4%, в развитых странах - 2-3% (в том числе в зоне евро – около 2%); в развивающихся странах - 5-6% (в том числе в Китае - 7-8%) и в странах с переходной экономикой - 4-5% (в том числе в России - около 5%). Опубликованные официальные прогнозы дальнейшего развития России, ориентированные на сохранение высоких мировых цен на нефть, исходят из среднегодовых темпов прироста ВВП, близких к оценкам МВФ. По разным вариантам, среднегодовой прирост ВВП России за 2002-2007 гг. не превысит практически 5-6% - такие темпы развития не позволят за текущее десятилетие удвоить ВВП на душу населения даже при сокращении численности россиян. Видимо, объем создаваемого ВВП на каждого россиянина необходимо минимум утроить, чтобы выйти на современный уровень европейских стран, то есть более 20 тыс. долларов на душу населения, но и в этом случае достигнутый уровень ВВП остается ниже уровня стран с высоким уровнем дохода. Вполне очевидно, что задача на перспективу выразится в утроении объема ВВП, что потребует среднегодового прироста его в 10-12%, что пока маловероятно.
В этой связи со всей очевидностью возникают естественные вопросы: за счет каких источников можно обеспечить такое увеличение роста российской экономики и подъема жизненного уровня всего населения, а также возможно ли это осуществить за предстоящее десятилетие?
Прежде всего следует отметить, что за последние годы в России стали производиться расчеты валового регионального продукта (ВРП) в долларах США по паритету покупательной способности (ППС) валют. Абсолютные значения ВРП примерно на десятую часть ниже значений показателей ВВП, ибо не включают общероссийские расходы на оборону и содержание федеральных органов и социальные программы, которые невозможно распределить по регионам страны. Это, однако, не мешает использовать показатели ВРП при выявлении уровней региональных различий. Так. значение показателя ВВП на душу населения по России в 2001 г. составило 7,1 тыс. долларов, а значение ВРП на душу населения - 6,7 тыс. долларов. Причем лишь в 13 регионах эти значения выше среднероссийских. Так, ВРП на душу населения в Тюменской области составил 25,2 тыс. долларов, для Москвы - 12,3 тыс., Республики Татарстан - 10,9 тыс.. Республики Коми - 9,6 тыс., Вологодской области - 8,5 тыс., Красноярского края - 8,1 тыс., Липецкой области - 7,9 тыс., Республики Башкортостан и Республики Саха (Якутия) - 7,7 тыс., Томской области - 6,8 тыс., Мурманской области - 7,2 тыс., Оренбургской области - 7,0 тыс. долларов. Во всех остальных субъектах Федерации соответствующие показатели оценены намного ниже общероссийского уровня, а по восьми субъектам РФ уровень ВРП на душу не превышал 2-3 тыс. долларов, то есть около 5 долларов в день (Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, республики Дагестан, Ингушетия, Марий-Эл, Ивановская область, Еврейская автономная область и Республика Тыва).
Валовой
региональный продукт и валовой
региональный продукт на душу населения
Кемеровской области за 1999 год
представлен в таблице 2:
Таблица 13
Таким образом, в большинстве регионов России значение ВРП на душу населения ниже среднероссийского, а среднероссийское - ниже среднемирового. Это позволяет заключить, что большинство населения России имеет доходы ниже среднемировых. С другой стороны, такие показатели по Тюменской области, в которой быстро развивается добыча нефти, малопригодны для сравнительного анализа уровня развития регионов; нетипичны также указанные показатели по Москве.
В
свете изложенного выше рассмотрим
значения показателей прожиточного минимума
для россиян, которые приведены в таблице
3.
Таблица 13.
Прожиточный минимум россиянина (рублей в месяц; до 1998 г. - тыс. рублей)
|
Наиболее существенные — пороговые — изменения в потреблении произошли в первой половине 1992 г. и второй 1998 г. В 1992 г. это было связано с либерализацией цен и «шоковой терапией». Тогда доходы (и текущие, и сбережения) снизились более чем в 2 раза. Финансовый кризис в августе 1998 г. вызвал резкий скачок цен на потребительские товары (более чем на треть в течение короткого времени) и новое падение покупательского спроса и уровня потребления (в августе этого года всего за восемь месяцев индекс роста потребительских цен составил 149,6%, в целом за год он был равен 184,4%). Реальные доходы населения сократились за эти четыре месяца на 18,9%, в целом за год — на 18,5%. В сентябре-декабре 1998 г. реальная заработная плата по месяцам по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снижалась соответственно на 30,9, 32,8, 33,0, 39,1%.
Попытки восстановления уровня текущих доходов делались неоднократно, но кардинально изменить ситуацию пока не удалось. Оживление экономики, наблюдавшееся в последние три года, было вызвано в значительной мере ценовым фактором, а также в некоторой степени повышением конкурентоспособности отечественного производства в результате девальвации рубля в августе 1998 г., государственной политикой по сдерживанию роста цен на энергоносители и услуги монополий, политикой ЦБ по росту денежного предложения.
Все
это позволило повысить темпы экономического
роста на 8,3% в 2000 г. и 5% в 2001 г. увеличить
реальную заработную плату на 20,9 и 19,8%
в 2000 и 2001 гг. За эти годы объем производства
промышленности и сельского хозяйства
вырос соответственно на 17,4 и 13,4%. Но все
же, по данным Госкомстата, объем производства
в 1999 г. и 2001 г. по сравнению с 1990 г. составил
соответственно 49 и 57,6% в промышленности,
58,3 и 66,1% — в сельском хозяйстве. Реальные
денежные доходы к 2000 г. сократились на
50,28%, т.е. стали меньше более чем в 2 раза
по сравнению с 1990 г. В целом за 2000-2001 гг.
их удалось поднять на 15,7%, но по сравнению
с 1990 г. их величина составила всего лишь
57,6%. Среднемесячная начисленная заработная
плата за 1990-1999 гг. возросла в 4 раза, за
следующие два года — еще в 2 раза. Но среднемесячная
начисленная заработная плата в ценах
1991 г. сократилась почти в 3 раза, достигнув
34,7% уровня 1991 г. Если сравнивать динамику
начисленной и реальной заработной платы,
то положение будет еще хуже. Так, среднемесячная
начисленная заработная плата (в ценах
1991 г.) за период с 1991 по 1999 г. снизилась
на 62,6% и составила 37,4% уровня 1991 г. Реальная
заработная плата за этот же период уменьшилась
на 66,6%, она составила 33,4% уровня 1991 г. -
на 4% меньше по сравнению с номинальной
заработной платой (табл. 4). Разница между
динамикой реальной заработной платы
и реальных денежных доходов к 1999 г. и 2001
г. оставила соответственно 17,6 и 10,7% общего
уровня доходов 1991 г.
Таблица 13.
Изменение основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения
Но
большую тревогу вызывает дифференциация
доходов населения, что означает
его существенное расслоение. Доля
населения с денежными доходами
ниже прожиточного минимума в 1992 г достигла
49,7 млн. человек, или 33,5% населения страны.
В последующие годы она относительно и
абсолютно снижалась. Наименьший ее уровень
был в 1997 г. — 30,7 млн. человек, или 20,8% общей
численности (табл. 5). По сравнению с первым
годом радикальных реформ положение лишь
незначительно улучшилось. Приводимые
нами официальные статистические данные
по доле населения, находящегося за чертой
бедности, существенно расходятся с данными
Российской Академии наук. По мнению отдельных
российских ученых, они сильно занижены.
Так, за 1995 г. статистика называет цифру
24,7%, оценочные данные — 40% общей численности
населения. Но основная проблема заключается
в том, что это коснулось значительной
части детей и стариков. В условиях нищеты
в России живут около четверти малолетних
детей до 6 лет, треть детей в возрасте
от 7 до 15 лет и пятая часть людей пожилого
возраста, создавших национальное богатство,
которое мы так бессовестно утратили.
Таблица 13. Уровень бедности
Особый вопрос — сам официальный прожиточный уровень, принятый в нашей стране. Даже индексированный в соответствии с ростом цен, он совершенно неудовлетворителен с точки зрения решения необходимых вопросов нормального воспроизводства человека. Прожиточный минимум (порог бедности) согласно общему экономическому положению в стране должен включать совокупность важнейших товаров и услуг, соответствующую нормативам их потребления хотя бы на минимальном воспроизводственном уровне с учетом уровня цен. Структура потребления, предписанная прожиточным минимумом, действующим в России, может обеспечить потребление семьи лишь на самом низком уровне — физического выживания людей. В него не входят многие неэластичные расходы, например, жилищно-коммунальные платежи, амортизация одежды и обуви работающего и членов его семьи (детей), расходы на транспорт, вынужденная оплата некоторых медицинских услуг. В семьях с минимальными доходами это неизбежно ведет к недопотреблению продуктов питания по сравнению даже с их объемом, предусмотренным прожиточным минимумом. И поскольку прожиточный минимум, принятый в России, гарантирует только физическое выживание людей, то это — граница не бедности, а нищеты. Резкий рост цен на жилищно-коммунальные услуги, новые тарифы на транспорт и другие насущные потребности увеличивают их долю в структуре потребительского бюджета, в том числе и минимального. По данным международной статистики, за период с 1992 по 1997 г. доля в конечном потреблении в России составляла 27,7%, без учета расходов на медицинское обслуживание - 19,3%, а в 2000 и 2001 гг. она возросла в связи с подорожанием услуг пассажирского транспорта, естественных монополий и др. (табл. 6). Доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума в 1999 — 2001 гг. в общей численности населения составляла соответственно 29,7, 29,1, 27%.
Таблица 13. Структура доходов и расходов населения
Одной из причин расслоения населения является изменение структуры доходов той его части, которая живет за счет найма на работу. За годы реформ в стране она резко изменилась: сократилась доля заработной платы при относительном увеличении социальных выплат, появились новые формы дохода — от предпринимательской деятельности и от собственности, которые бедная часть населения не имеет. За прошедший период сохранялись тенденции снижения доли заработной платы в структуре доходов, роста доходов от собственности, предпринимательской деятельности, доходов по ценным бумагам и проч. Доля оплаты труда сократилась более чем в 2 раза: с 69,9% в 1992 г. до 35,2% в 1999 г., что продолжилось в 2000 и 2001 г., соответственно возросли доли доходов от собственности и предпринимательской деятельности с 1,0 и 8,4% до 7,4 и 12,7% в 1999 г., в 2001 г. доля доходов от собственности сократилась до 5,6%, а от предпринимательской деятельности повысилась до 16,1%.
Информация о работе Оценка уровня и качества жизни населения в России