Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 14:35, курсовая работа
Целью курсового проекта является раскрытие сущности марочного капитала и анализ методов оценки марочного капитала.
В соответствии с данной целью задачами при выполнении проекта будут являться:
1. Изучение всей необходимой информации по избранной теме.
2. Собрание необходимых материалов для проведения конкретного анализа.
3. Проведение анализа собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации.
4. Рассмотреть примеры оценки марочного капитала с помощью рассмотренных методов.
Введение………………………………………………………………………...…..3
1 Методологические основы марочного капитала………………….……………6
1.1 Понятие и сущность торговой марки…………………………..……………..6
1.2 Концепция марочного капитала……………………………………………….9
1.2.1 Определение марочного капитала……………………………………….….9
1.2.2 Осведомленность о торговой марке…………………………………….....11
1.2.3 Имидж торговой марки………………………………………………….….12
2. Оценка марочного капитала………………………………………………..….15
2.1 Подходы к оценке марочного капитала…………………………..…………15
2.2 Методы оценки марочного капитала…………………………………….…..20
2.2.1 Метод дисконтированных будущих прибылей………………….………..20
2.2.2 Метод освобождения от роялти……………………………..……………..23
2.2.3 Метод суммарной дисконтированной добавленной стоимости………....25
2.2.4 Метод суммарных затрат………………………………………………..….26
2.2.5 Метод: Рыночная оценка стоимости бренда…………………………..…..26
2.2.6 Метод оценки стоимости бренда компании «Interbrand»……………..….27
2.2.7 Метод оценки стоимости бренда компании «V-RATIO»………………...30
3 Оценка марочного капитала по методике V-RATIO и Interbrand брендов пива российских компаний «Балтика», «Очаково» и «Солодов»…………………………..35
Заключение……………………………………………………………………..….51
Список использованных источников…………………………………………….
Таблица 10 – Расчет стоимости бренда «Очаково»
Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | Продленная стоимость | Итого |
FCF,млн.руб. | 812 | 528 | 288 | 160 | 91 | ||
DF | 1,2 | 1,4 | 1,7 | 2,0 | 2,4 | ||
PV, млн. руб. | 683 | 373 | 171 | 80 | 38 | 88 | 1 432 |
PV, млн. дол. | 45,7 |
Таблица 11 – Расчет стоимости бренда «Солодов»
Показатель | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | Продленная стоимость | Итого |
FCF,млн.руб. | 228 | 141 | 87 | 51 | 31 | ||
DF | 1,2 | 1,4 | 1,7 | 2,0 | 2,4 | ||
PV, млн. руб. | 192 | 99 | 51 | 26 | 13 | 35 | 417 |
PV, млн. дол. | 13,3 |
Рассчитанная на основе методики V-RATIO стоимость брэнда «Балтика» составила 236 млн. долл., брэнда «Очаково» - 45 млн. долл., а брэнда «Солодов» - 13 млн. долл. Эта оценка в большинстве случаев будет ниже всех остальных оценок, в частности, оценок, рассчитанных по методу компании Interbrand. Это связано с двумя основными причинами. Во-первых, метод BV&A сознательно абстрагируется от учета факторов, влияющих на стоимость самого брэнда, однако, существующих и действующих самостоятельно. Основным среди этих факторов является компетенция руководства по управлению брендом, которая может как положительно, так и отрицательно влиять на стоимость бренда. Планирование и реализация мероприятий по поддержке и развитию бренда являются частью компетенции, поэтому расходы на них учитываются при расчете стоимости самой компетенции. Во-вторых, оценка VR BV&A отражает ожидаемую логику развития событий в будущем. Построение оценки на основе исторических данных будет заведомо смещать ее, в случае брендов пива – в сторону повышения [11].
Расчет стоимости пивных брендов по методике Interbrand производился тремя способами, которые различаются учетом доли бренда. В первой схеме расчета (таблица 12) она принималась равной доле объема продаж, созданной под влиянием брендовых факторов (собственно бренд плюс текущие коммуникации). В качестве значения использовались данные исследования компании V-RATIO. Во второй схеме (таблица 14) для каждой из марок применялась доля влияния собственно бренда, при этом маржа операционной прибыли повышалась из-за «возвращения» в операционную прибыль расходов на рекламу и промоушн-мероприятия. В последней схеме (таблица 15) использовалась величина, равная доле стоимости бренда в нематериальных активах крупных мировых производителей пива. У компании Anheuser-Busch, выпускающей пиво «Budweiser», Heineken и Carlsberg, производящих одноименные марки пива, этот показатель колебался в пределах 32-37%. Для расчета использовалась доля 35%.
Общая схема построения оценки соответствует официально опубликованным материалам. Сначала рассчитывается операционная прибыль, уменьшенная на величину налога на прибыль. В первых двух вариантах она соответствует прибыли, созданной, соответственно, брендовыми факторами и собственно брендом. В третьем варианте рассчитывалась общая операционная прибыль после налогообложения [6].
Затем
на основе среднеотраслевой величины
использованного в отрасли
Расчет бренд-мультипликатора производится с помощью оценки каждого из брендов по семи параметрам (таблица 13). Сумма присвоенных по каждому параметру баллов используется в качестве переменной в уравнении S-образной кривой. Для соответствующего значения на оси баллов находится величина бренд - мультипликатора. Произведение бренд мультипликатора и добавленной стоимости бренда является искомой оценкой стоимости каждого пивного бренда в 2005 г. по методике Interbrand.
Таблица 12 – Расчет стоимости брендов пива в 2005 г. по методу Interbrand с выделением брендовых факторов в объеме продаж
Балтика | Очаково | Солодов | |
Чистая выручка, млн. руб. | 12864 | 6653 | 1440 |
Доля брендовых факторов, % | 79% | 63% | 81% |
Доля брендовых факторов, млн. руб. | 10188 | 4165 | 1164 |
Маржа операционной прибыли, % | 35% | 44% | 32% |
Операционная прибыль, млн. руб. | 3515 | 832 | 372 |
Операционная прибыль за вычетом налога на прибыль, млн. руб. | 2285 | 1191 | 242 |
Средняя величина задействованного капитала, млн. руб. | 11 063 | 5721 | 1238 |
Стоимость капитала, % | 5% | 5% | 5% |
Добавленная стоимость, созданная брендовыми факторами, млн. руб. | 1732 | 905 | 180 |
Бренд-мультипликатор | 9,49 | 3,07 | 4,26 |
Стоимость бренда, млн. руб. | 16428 | 2778 | 768 |
Стоимость бренда, млн. долл. | 526 | 89 | 25 |
Таблица 13 – расчет бренд - мультипликатора
Критерии | Max | Балтика | Очаково | Солодов |
Лидерство | 25 | 18 | 10 | 8 |
Стабильность | 15 | 10 | 8 | 3 |
Привлекательность рынка | 10 | 7 | 6 | 9 |
Интернациональность | 25 | 0 | 0 | 0 |
Тенденции | 10 | 5 | 4 | 6 |
Поддержка | 10 | 7 | 3 | 8 |
Защита | 5 | 4 | 3 | 5 |
Итого | 51 | 34 | 39 |
График 5 – S-образная кривая interbrand
Таблица 14 – Расчет стоимости брендов по методике Interbrand с выделением доли бренда в продажах
Балтика | Очаково | Солодов | |
Чистая выручка, млн. руб. | 12864 | 6653 | 1440 |
Доля бренда, % | 65% | 41% | 58% |
Доля бренда, млн. руб. | 8336 | 2701 | 831 |
Скорректированная операционная маржа, % | 38% | 46% | 42% |
Операционная прибыль, млн. руб. | 3146 | 1250 | 351 |
Операционная прибыль за вычетом налога на прибыль, млн. руб. | 2045 | 812 | 228 |
Средняя величина задействованного капитала, млн. руб. | 11063 | 5721 | 1238 |
Стоимость капитала, % | 5% | 5% | 5% |
Добавленная стоимость бренда, млн. руб. | 1492 | 526 | 166 |
Бренд мультипликатор | 9,49 | 3,07 | 4,26 |
Стоимость бренда, млн. руб. | 14153 | 1615 | 708 |
Стоимость бренда, млн. долл. | 453 | 52 | 23 |
Таблица 15 – Рачет стоимости брендов пива по методу Interbrand с выделением доли бренда, характерной для крупных ТНК, в нематериальных активах
Балтика | Очаково | Солодов | |
Чистая выручка, млн. руб. | 12864 | 6653 | 1440 |
Маржа операционной прибыли, % | 35% | 44% | 32% |
Операционная прибыль, млн. руб. | 4438 | 2927 | 461 |
Операционная прибыль за вычетом налога на прибыль, млн. руб. | 2885 | 1903 | 300 |
Средняя величина задействованного капитала, млн. руб. | 11063 | 5721 | 1238 |
Стоимость капитала, % | 5% | 5% | 5% |
Величина нематериальных активов, млн. руб. | 2332 | 1617 | 238 |
Доля бренда в НМА, % | 35% | 35% | 35% |
Доля бренда в НМА, млн. руб. | 816 | 566 | 83 |
Бренд-мультипликатор | 9,49 | 3,07 | 4,26 |
Стоимость бренда, млн. руб. | 7742 | 1737 | 354 |
Стоимость бренда, млн. долл. | 247 | 55 | 11 |