Оценка конкурентоспособности ООО «Сибирь 2000»на строительном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:25, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является оценка уровня конкурентоспособности строительного предприятия ООО «Сибирь 2000» и разработка системы мероприятий по его повышению.

Содержание

Введение
4
1.
Обеспечение конкурентоспособности предприятия и маркетинг
7
1.1
Конкурентоспособность и законы конкуренции
7
1.2
Экономические и маркетинговые составляющие конкурентоспособности

1.3
Основы оценки конкурентоспособности строительных организаций

2.
Оценка конкурентоспособности ООО «Сибирь 2000» на строительном рынке г.Тюмени.

2.1
Современное состояние предприятия на строительном рынке

2.2
Анализ маркетинговой среды предприятия

2.3
Оценка конкурентоспособности ООО «Сибирь 2000»
в сравнении с основными конкурентами


Заключение


Литература


Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом 1.doc

— 563.00 Кб (Скачать)

Несмотря на то, что общие подходы к пониманию конкуренции и конкурентоспособности применимы и для строительства, все же специфика отрасли оказывает свое влияние, вследствие чего содержание данных понятий приобретает определенные особенности:

- вследствие  того, что инвестиционно-строительный комплекс полноценно раскрывает свою экономическую сущность на региональном уровне, то и конкуренция в строительстве носит региональный характер и конкурентная среда формируется на уровне региона;

- в строительстве  невозможно существование совершенной конкуренции, так как сама строительная продукция не может быть предметом массового спроса и потребления;

- преобладание  в строительстве ценовой конкуренции,  проявляющееся в стремлении снижения  издержек и, как следствие,  получении большей прибыли исходя из твердой цены заказчика. Неценовая конкуренция развита еще достаточно слабо и характерна, как правило, для жилищного строительства;

- поле отраслевой  конкуренции смещено из сферы  реализации строительной продукции  (что характерно для всех остальных товаров народного хозяйства) к моменту проведения подрядных торгов, то есть основная конкурентная борьба происходит тогда, когда самой продукции еще не существует и проявляется в борьбе за заказы;

- применяя схему  «Пяти сил конкуренции» М. Портера  к строительству делаем вывод, что в виду специфики строительной продукции не представляет опасности угроза появления товаров-заменителей. Также остро не стоит проблема появления новых конкурентов, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, вследствие высоких барьеров входа в отрасль. Наибольшую опасность представляет собой способность поставщиков торговаться, по причине сильной зависимости строительных предприятий от их деятельности и способность покупателей (заказчиков) торговаться, так как объемом полученных заказов и их условиями и определяется в конечном итоге способность строительных организаций к выживанию;

- на способность  строительных предприятий выживать  в конкурентной борьбе большое  воздействие оказывают факторы  внешней среды, в особенности:  экономические, политические и экологические.

В настоящее  время поле конкуренции для российских строительных компаний значительно  расширилось. При незначительном спаде в 2008-2009 гг. вновь наблюдается рост числа действующих строительных организаций, прослеживается устойчивая тенденция увеличения объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда, объемов инвестиций на развитие производственной базы строительных организаций. Причем конкурентная борьба разворачивается в основном между строительными организациями частной формы собственности, доля которых составляет 78% и также имеет тенденцию к увеличению. Все это свидетельствует как о количественном, так и качественном усложнении конкурентной среды строительства, повышении уровня и интенсивности конкуренции, в том числе и в Брянской области. Вследствие этого вероятность получения подряда на строительно-монтажные работы систематически уменьшается, а степень выживания строительных организаций существенно зависит от их конкурентоспособности. []

Но как показывает практика, многие российские предприятия, конкурирующие на строительных рынках, еще не готовы к активному ведению конкурентной борьбы. В настоящее время отсутствует единый подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий. Основными причинами этого является недостаточная проработка теоретических основ обеспечения конкурентоспособности, отсутствие у предприятий эффективных управленческих и организационно-экономических механизмов реагирования на изменения внешней и внутренней среды предприятия.

Подходы к повышению конкурентоспособности, используемые строительными организациями на практике, во многом определяются прежними стереотипами поведения, недостаточным опытом работы в конкурентной среде.

В то же время  с расширением возможностей для  роста инвестиций в отечественной экономике и постепенным развитием инвестиционно-строительной сферы все же растет осознание необходимости обеспечения конкурентоспособности строительных предприятий как важнейшего условия эффективности их функционирования. Уже сформировалось понимание того, что конкурентоспособность предприятий в инвестиционно-строительной сфере является необходимым условием повышения конкурентоспособности России в целом. Именно конкурентоспособность является интегральным показателем, характеризующим положение страны на мировом рынке [13].

С экономической  точки зрения конкурентоспособность  строительной организации отражает ее интеллектуальный и производственно-технологический  потенциал по осуществлению программ строительства объектов при оптимальных  затратах финансовых, материальных и трудовых ресурсов [29]. При этом Н.Г. Верстина предлагает различать внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность строительной организации. Внешнюю конкурентоспособность строительного предприятия оценивают, принимая решения о целесообразности и эффективности сотрудничества с ним, различные экономические субъекты - так называемые стейкхолдеры (поставщики строительных материалов и конструкций, заказчики, проектные организации, кредиторы, инвесторы и др.).

 Внутренняя  конкурентоспособность является объектом мониторинга менеджерами строительного предприятия и может быть, и свою очередь, разделена на тактическую и стратегическую конкурентоспособность. Тактическая конкурентоспособность как раз и отражает степень соответствия характеристик строительного предприятия и его основных бизнес-процессов требованиям стейкхолдеров. Например, при прочих равных условиях для заказчика определяющим условием выбора подрядчика может оказаться форма и условия расчетов за выполненные работы на объекте; для банка - краткосрочного кредитора - обороты по счету и показатель ликвидности деятельности строительного предприятия и т. д. Таким образом, оценка тактической конкурентоспособности может быть сведена к выявлению используемых внешними пользователями критериев принятия решений и оценке конкурентоспособности предприятия с точки зрения стейкхолдеров, функционирующих в инвестиционно-строительной сфере.

 Стратегическая конкурентоспособность строительного предприятия предполагает наличие у него устойчивых управляемых конкурентных преимуществ на длительную перспективу развития, отработанных управленческих методов реагирования на изменения внешней и внутренней среды. На поддержание и развитие имеющихся конкурентных преимуществ должны быть ориентированы маркетинговые, производственно-технологические, финансово-экономические и организационные бизнес-процессы, реализуемые с целью обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынках товаров, капиталов и труда. Оценка стратегической конкурентоспособности строительного предприятия может быть проведена с точки зрения стоимостного подхода к управлению [13].

Таким образом, в настоящее время перед строительным комплексом в целом и отдельными строительными организациями стоит  проблема повышения эффективности  функционирования в динамично развивающейся конкурентной среде через создание теоретического базиса обеспечения конкурентоспособности и разработку методологических аспектов по ее оценке и управлению.

Специфика строительства  создает определенные сложности  в оценке конкурентоспособности строительных организаций. В настоящее время в российской экономической науке сформировались два основных подхода к оценке конкурентоспособности строительных организаций. Одни исследователи (П. Л. Яичников, X. М. Гумба и др.) предлагают использовать для этого коэффициент конкурентоспособности, определяемый количеством и объемом выигранных тендеров по отношению к общему количеству конкурентных случаев (тендеров, в которых принимает участие фирма). Нетрудно заметить, что наивысший показатель конкурентоспособности в данном случае может иметь фирма, принявшая участие в одном тендере и выигравшая его.

Таким образом, несмотря на простоту и удобство использования, данный подход имеет существенный недостаток и в связи с этим ограниченный характер применения. Другой подход к определению комплексного показателя конкурентоспособности строительно-монтажной организации предлагают Г. Н. Лапин, Г.Н., Хамхоков, Э. И. Шагиахметова и др. По их мнению, для оценки конкурентоспособности необходимо использовать интегральный показатель, учитывающий комплекс финансовых, экономических, социальных и технических факторов. Так Г.Н. Лапин предлагает в качестве факторов, влияющих на показатель конкурентоспособности строительной организации использовать такие, как финансовое состояние предприятия (обеспеченность собственными оборотными средствами), балансовую прибыль, квалификацию рабочих основного производства, производительность труда, уровень себестоимости [32].

В то же время большинство  исследователей сходятся во мнении, что  конкурентоспособность строительно-монтажной организации определяется ее способностью получать заказы в условиях конкурентной борьбы с другими участниками рынка. Таким образом, строительная организация, чтобы объективно оценить конкурентоспособность производимой ею строительной продукции, должна в первую очередь использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, т. е. заказчик. Следовательно, необходимо определить перечень параметров, существенных с точки зрения покупателей строительной продукции [27]. Таким образом, можно констатировать, что общепринятой стандартной методики оценки и управления конкурентоспособностью строительной организации в настоящее время не существует.

 Все это предопределяет  важность и актуальность разработки  методологических аспектов, создания методики, позволяющей рассчитывать конкурентоспособность строительных организаций с целью предложения мероприятий по ее повышению, принятия грамотных управленческих решений по выходу на рынок, выбору партнеров, привлечению средств и т.д. В дипломной работе используется методика оценки и управления конкурентоспособностью, предложенная д.т.н, профессором Ю.Н.Бабецом и к.э.н. Л.Е. Замураевой [40].

При разработке методики оценки конкурентоспособности строительной организации авторами были использованы элементы существующих общетеоретических подходов. В качестве базовой, позволяющей наиболее полно учесть обеспечивающие конкурентоспособность предприятия факторы, использована концепция, основанная на теории эффективной конкуренции путем рационального использования ресурсов. В основу предлагаемой методики оценки конкурентоспособности строительной организации положен принцип однозначной количественной оценки, реализованный с помощью интегрального коэффициента конкурентоспособности.

 По своей  экономической природе он показывает степень отклонения реальной организации от виртуальной, эталонной. Целью данного этапа является на основе изучения фирменной структуры рынка определение 3-5 ближайших конкурентов по основным видам выполняемых строительно-монтажных работ. Второй этап. Осуществляется в соответствии с предложенным авторами набором исходной информации, необходимой для расчета финансово-экономических показателей, с указанием источников ее получения.

Особое внимание здесь  следует уделить предложению  использовать в качестве базы сравнения условную эталонную организацию, показатели которой являются наилучшими среди всех анализируемых организаций. Такой подход позволяет учесть сложившиеся в условиях конкуренции более высокие результаты из всей совокупности сравниваемых показателей и избежать субъективных предположений экспертов. Установление условной эталонной организации предлагается осуществлять путем выбора показателей наибольших - среди стремящихся к максимуму, наименьших - к минимуму:

аijкl М1 аijкl+1 max k=1К                                  (1.1)                               

аijкl М2 аijкl+1 min                                               (1.2)   

Для условной эталонной  организации в матрице Аijkl создается дополнительный столбец (l+1), куда записываются наилучшие значения.

Четвертый этап. Его результатом является принятие обоснованного управленческого решения по повышению конкурентоспособности путем оценки отклонений фактических величин показателей внутри подгрупп нашей организации от показателей эталонной организации. В качестве критерия деления показателей, применяемых в данной методике, на группы предлагается использовать их отношение к основной первичной и вспомогательной деятельности. Установлено, что все показатели целесообразно разделить на четыре группы, характеризующих: I - эффективность строительной деятельности, II - эффективность вспомогательной деятельности, III - эффективность строительной продукции, IV - финансовые результаты. Для определения экономически однородных показателей группы были разделены на подгруппы. Первая группа оценивается через эффективность использования основных производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, вторая - через эффективность вспомогательных сфер (менеджмент, маркетинг, управление персоналом).

 Потребительские и экономические показатели строительной продукции зависят от основной (производство, сбыт) и вспомогательной (менеджмент, маркетинг, управление персоналом), обеспечивающей основную, деятельности. Эффективность основной и вспомогательной деятельности, строительной продукции в целом формируют финансовый результат деятельности строительной организации. Приведенную выше методику определения конкурентоспособности применим для оценки конкурентоспособности строительной фирмы ООО «Сибирь 2000), в главе 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «СИБИРЬ 2000» на СТРОИТЕЛЬНОМ РЫНКЕ г.Тюмень

 

 

2.1   Современное состояние предприятия на строительном рынке

 

 

ООО «Сибирь 2000» образовано для ведения всего цикла общестроительной деятельности предприятия Капитального Строительства Тюмени, специализируясь при этом на строительстве жилых домов и строительном проектировании.

ООО «Сибирь 2000» - домостроительная компания с частной формой собственности, которое учреждено 19 августа 1998 года, для осуществления хозяйственной деятельности, удовлетворения общественных потребностей в целях извлечения прибыли, выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных предметом, основными задачами и целями  деятельности организации. Географически предприятие расположено в центре города. Это предприятие занимается проектированием, строительством и реализацией жилых домов, строительством всех видов домов.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности ООО «Сибирь 2000»на строительном рынке