Оценка конкурентоспособности ООО «Сибирь 2000»на строительном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:25, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является оценка уровня конкурентоспособности строительного предприятия ООО «Сибирь 2000» и разработка системы мероприятий по его повышению.

Содержание

Введение
4
1.
Обеспечение конкурентоспособности предприятия и маркетинг
7
1.1
Конкурентоспособность и законы конкуренции
7
1.2
Экономические и маркетинговые составляющие конкурентоспособности

1.3
Основы оценки конкурентоспособности строительных организаций

2.
Оценка конкурентоспособности ООО «Сибирь 2000» на строительном рынке г.Тюмени.

2.1
Современное состояние предприятия на строительном рынке

2.2
Анализ маркетинговой среды предприятия

2.3
Оценка конкурентоспособности ООО «Сибирь 2000»
в сравнении с основными конкурентами


Заключение


Литература


Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом 1.doc

— 563.00 Кб (Скачать)

- многоаспектность  проблемы. Ее исследуют специалисты  по маркетингу, управлению качеством,  товароведению, менеджменту, макро-  и микроэкономике, при этом никто из специалистов не пытается выйти за рамки своей специальности. Однако накопленный большой научный и прикладной материал требует синтезировать подходы;

- высокая теоретизированность  и низкий уровень практической  применяемости. Развитие рыночной экономики в условиях российской действительности происходило исключительно экспериментальным способом, когда решения принимались, разработки внедрялись, а затем происходило теоретическое осмысление результатов. По такой схеме можно развиваться только до определенного этапа, на незначительных уровнях сложности хозяйственных взаимоотношений. Когда же наступил предел этого направления, возник интерес к более теоретизированным подходам. В результате стали разрабатываться фундаментальные категории рыночных взаимоотношений, и на сегодняшний день отечественная наука накопила некоторый теоретический потенциал [11].

Понятие «конкурентоспособность», если говорить дословно, обозначает «быть  способным к конкуренции». Можно  обозначить три крайности подходов к формированию категории «конкурентоспособность»: во-первых, наличие собственного мотива к деятельности, ожидание положительных для себя результатов; во-вторых, наличие необходимых ресурсов для реализации деятельности; и в-третьих, возможность и способность противостоять соперникам. Исходя из этих условий можно заключить, что конкурентоспособность объекта - это состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников [11].

Европейский форум  по проблемам управления определил, что «конкурентоспособность - это  реальная и потенциальная возможность  фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать  товары, которые по ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов» [35, с. 241]. Недостаток этого определения, на наш взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.

Оценкой и анализом конкурентоспособности в последнее время занимаются различные участники рынка: конкуренты, инвесторы и т. д. Как правило, аналогичных объектов бывает представлено определенное множество (если не рассматривать частные случаи монополий), и ко всем можно применить понятие конкурентоспособности.

Однако любой  из субъектов оценки конкурентоспособности, какие бы цели он ни преследовал, желает знать, какой из объектов в наибольшей, а какой в наименьшей степени  конкурентоспособен. Возникает проблема количественной оценки конкурентоспособности. В этом случае мы сталкиваемся со сравнительной оценкой, которая в экономической литературе получила название «уровень конкурентоспособности». Необходимо отметить, что многие авторы, применяя понятие «конкурентоспособность», имеют в виду именно это - степень превосходства одного объекта над другим, что отражает уровень конкурентоспособности.

Трактовка категории  «уровень конкурентоспособности» в  обозначенном ракурсе опирается  на факт существования конкуренции, которая предполагает наличие соперников. По отношению к ним и определяется степень превосходства. В противном случае, просто неправильно говорить о конкурентоспособности каких-либо объектов [11].

Оценка уровня конкурентоспособности каких-либо объектов может преследовать самые разнообразные цели: от изучения положения конкретного товара на рынке до изучения инвестиционной привлекательности целых отраслей и стран. Поэтому данное многостороннее понятие может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач. В роли субъектов оценки могут быть различные участники рынка (продавцы, покупатели, конкуренты), органы государственной власти, инвесторы. Конкурентоспособность - самый универсальный показатель рыночного состояния любых объектов и может предоставить полезную информацию многим участникам рынка.

Далее рассмотрим факторы (критерии), которые определяют конкурентоспособность организации.

Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд предлагают при  разработке стратегии организации  на основе анализа отрасли и конкуренции выявлять ключевые факторы успеха, в том числе такие, как: качество и характеристики продукции; репутация (имидж); производственные мощности; использование технологий; дилерская сеть и возможности распространения; инновационные возможности; финансовые ресурсы; издержки по сравнению с конкурентами; обслуживание клиентов [34].

Е.П. Голубков предлагает для оценки конкурентоспособности  организации использовать шестнадцать  факторов результативности ее деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности [15].

В.Л. Белоусов возможные  критерии конкурентоспособности организации  группирует по отдельным элементам  комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации), а также учитывает деловую активность и эффективность деятельности [9].

Таким образом, проведенный анализ показал, что  разные авторы в зависимости от своих  научных взглядов и области маркетинговых  исследований обосновывают различный набор факторов, определяющих конкурентоспособность организации. Тем не менее можно выделить нечто общее во всех этих подходах и сказать, что в обобщенном виде конкурентоспособность определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности.

Чтобы создать  конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества.

М. Портер выделял  два основных источника конкурентных преимуществ: маркетинг и издержки. Преимущество в маркетинге - это конкурентное преимущество в товарах и услугах, которые лучше удовлетворяют потребности потребителей, чем товары конкурентов. Преимущество в издержках - это конкурентное преимущество, благодаря более низким производственным изменениям и маркетинговым затратам, чем затраты конкурентов, что позволяет компании снизить цены или использовать экономию на рекламу и распределение [28].

Таблица 1.1

Факторы, определяющие конкурентоспособность организации

 

Научный подход, автор

Факторы

 

Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд

Качество и  характеристики продукции; репутация (имидж); производственные мощности; использование  технологий; дилерская сеть и возможности  распространения; инновационные возможности; финансовые ресурсы; издержки по сравнению с конкурентами; обслуживание клиентов

 

Е.П. Голубков

Шестнадцать факторов результативности деятельности организации: имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др., детализированные и дополненные за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности

 

В.Л. Белоусов

Элементы комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации), а также деловая активность и эффективность деятельности

 

Обобщенный  подход

Результативность  деятельности предприятия на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности

 
     

 

Несмотря на фактор случайности, практически всегда можно выделить одно (иногда более) основное конкурентное преимущество, потеря которого в долгосрочной перспективе приводит к тому, что субъект хозяйственной деятельности не сможет продолжать конкурентную борьбу на этом рынке (при условии, что у него не появится новое основополагающее конкурентное преимущество или же вновь не изменится внешняя среда). Данный тип конкурентных преимуществ можно назвать доминантным. Утрата же конкурентного преимущества, не являющегося основным, лишь изменяет конкурентное положение, которое занимает субъект относительно своих конкурентов, но не угрожает его жизнеспособности в целом [4, с. 109].

Как и к определению  самого понятия конкурентоспособности существует множество подходов к ее оценке. Далее рассмотрим методы оценки конкурентоспособности предприятий, предложенные западными авторами, которые, в отличие от отечественных методик, являются глубоко разработанными и широко применяемыми.

Самостоятельное направление исследований зарубежных ученых составляют методы оценки конкурентоспособности  фирм-производителей, базирующиеся на теории равновесия и теории факторов производства. Под равновесием понимается такое состояние, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, т.е. для изменения объема производства (изменения своей доли на рынке). В условиях равновесия производителя (при достижении максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке) каждый из факторов производства используется с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. Возможность для расширения выпуска продукции появляется в том случае, когда какой-нибудь фактор производства используется не полностью и существующие масштабы производства не обеспечивают минимума затрат. Критерием же эффективности в рамках данной модели служит наличие у производителя таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у других конкурентов производительностью.

Отдельную группу составляют методы, основанные на теории эффективной конкуренции, дающие представление  о конкурентоспособности предприятия, охватывая наиболее важные аспекты его хозяйственной деятельности. На современном этапе развития западной научной мысли все большую популярность приобретает стоимостной подход к оценке конкурентоспособности. Оценка и управление стоимостью предприятия являются главным инструментом обеспечения конкурентоспособности, так как соответствующие им методики предлагают точные и взаимосвязанные критерии оценки результатов - стоимость компании, отдельных бизнес- единиц и бизнес-процессов, на основе которых можно строить деятельность предприятия. Это означает, что главной задачей и результатом функционирования системы обеспечения конкурентоспособности должно стать увеличение стоимости предприятия.

В следующую  группу выделяются подходы к оценке конкурентоспособности производителя, которые связывают ее с показателями качества и конкурентоспособности его продукции. Исходная позиция метода -конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Чем больше разница между потребительской ценностью товара для покупателя и ценой, которую он за него платит, тем выше запас конкурентоспособности товара для потребителя.

Особое место  в зарубежном опыте занимают матричные  методы оценки уровня конкурентоспособности. Они основаны на рассмотрении процессов  конкуренции в динамике. Главным инструментом исследования здесь служит матрица, построенная с использованием двух показателей, один из которых является временным. По вертикали отмечаются темпы роста емкости рынка в линейном масштабе, а по горизонтали - относительная доля продуцента на рынке в логарифмическом масштабе. Все стратегические единицы бизнеса могут быть расположены на этой матрице в зависимости от своих характеристик и условий рынка. Наиболее конкурентоспособными будут те, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Несмотря на разнообразие подходов зарубежных авторов  к определению конкурентоспособности, отметим, что все ученые сходятся на мысли, что конкурентоспособность  не просто понятие, характеризующее  предприятие и товар по результатам  его деятельности, а совокупность факторов, которыми нужно и можно управлять для повышения эффективности работы предприятия, получения максимальной прибыли и расширения рынка сбыта продукции, путем выработки эффективно функционирующего механизма развития предприятия, через управление конкурентоспособностью товаров [22].

Таким образом, подводя итог можно сказать, что  понятие конкуренции составляет основу рыночной экономики и является главной движущей силой эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих  в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдержать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках. Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности. Уровень конкурентоспособности любого объекта является относительным показателем и поэтому может быть определен только в результате сравнения. Он представляет собой характеристику объекта, отражающую его отличие от аналогичного по степени выполнения возложенных на него функций.

В настоящее  время поле конкуренции для российских строительных компаний значительно  расширилось. Наблюдается количественное и качественное усложнение конкурентной среды строительства, повышение  уровня и интенсивности конкуренции. Вследствие этого вероятность получения подряда на строительно-монтажные работы систематически уменьшается, а степень выживания строительных организаций существенно зависит от их конкурентоспособности. С расширением возможностей для роста инвестиций в отечественной экономике и постепенным развитием инвестиционно - строительной сферы, возрастает необходимость обеспечения конкурентоспособности строительных предприятий как важнейшего условия эффективности их функционирования.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности ООО «Сибирь 2000»на строительном рынке