Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:25, дипломная работа
Целью дипломной работы является оценка уровня конкурентоспособности строительного предприятия ООО «Сибирь 2000» и разработка системы мероприятий по его повышению.
Введение
4
1.
Обеспечение конкурентоспособности предприятия и маркетинг
7
1.1
Конкурентоспособность и законы конкуренции
7
1.2
Экономические и маркетинговые составляющие конкурентоспособности
1.3
Основы оценки конкурентоспособности строительных организаций
2.
Оценка конкурентоспособности ООО «Сибирь 2000» на строительном рынке г.Тюмени.
2.1
Современное состояние предприятия на строительном рынке
2.2
Анализ маркетинговой среды предприятия
2.3
Оценка конкурентоспособности ООО «Сибирь 2000»
в сравнении с основными конкурентами
Заключение
Литература
Приложения
- многоаспектность
проблемы. Ее исследуют специалисты
по маркетингу, управлению качеством,
товароведению, менеджменту,
- высокая теоретизированность и низкий уровень практической применяемости. Развитие рыночной экономики в условиях российской действительности происходило исключительно экспериментальным способом, когда решения принимались, разработки внедрялись, а затем происходило теоретическое осмысление результатов. По такой схеме можно развиваться только до определенного этапа, на незначительных уровнях сложности хозяйственных взаимоотношений. Когда же наступил предел этого направления, возник интерес к более теоретизированным подходам. В результате стали разрабатываться фундаментальные категории рыночных взаимоотношений, и на сегодняшний день отечественная наука накопила некоторый теоретический потенциал [11].
Понятие «конкурентоспособность», если говорить дословно, обозначает «быть способным к конкуренции». Можно обозначить три крайности подходов к формированию категории «конкурентоспособность»: во-первых, наличие собственного мотива к деятельности, ожидание положительных для себя результатов; во-вторых, наличие необходимых ресурсов для реализации деятельности; и в-третьих, возможность и способность противостоять соперникам. Исходя из этих условий можно заключить, что конкурентоспособность объекта - это состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников [11].
Европейский форум по проблемам управления определил, что «конкурентоспособность - это реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов» [35, с. 241]. Недостаток этого определения, на наш взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.
Оценкой и анализом конкурентоспособности в последнее время занимаются различные участники рынка: конкуренты, инвесторы и т. д. Как правило, аналогичных объектов бывает представлено определенное множество (если не рассматривать частные случаи монополий), и ко всем можно применить понятие конкурентоспособности.
Однако любой из субъектов оценки конкурентоспособности, какие бы цели он ни преследовал, желает знать, какой из объектов в наибольшей, а какой в наименьшей степени конкурентоспособен. Возникает проблема количественной оценки конкурентоспособности. В этом случае мы сталкиваемся со сравнительной оценкой, которая в экономической литературе получила название «уровень конкурентоспособности». Необходимо отметить, что многие авторы, применяя понятие «конкурентоспособность», имеют в виду именно это - степень превосходства одного объекта над другим, что отражает уровень конкурентоспособности.
Трактовка категории «уровень конкурентоспособности» в обозначенном ракурсе опирается на факт существования конкуренции, которая предполагает наличие соперников. По отношению к ним и определяется степень превосходства. В противном случае, просто неправильно говорить о конкурентоспособности каких-либо объектов [11].
Оценка уровня
конкурентоспособности каких-
Далее рассмотрим
факторы (критерии), которые определяют
конкурентоспособность
Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд предлагают при разработке стратегии организации на основе анализа отрасли и конкуренции выявлять ключевые факторы успеха, в том числе такие, как: качество и характеристики продукции; репутация (имидж); производственные мощности; использование технологий; дилерская сеть и возможности распространения; инновационные возможности; финансовые ресурсы; издержки по сравнению с конкурентами; обслуживание клиентов [34].
Е.П. Голубков предлагает для оценки конкурентоспособности организации использовать шестнадцать факторов результативности ее деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности [15].
В.Л. Белоусов возможные
критерии конкурентоспособности
Таким образом, проведенный анализ показал, что разные авторы в зависимости от своих научных взглядов и области маркетинговых исследований обосновывают различный набор факторов, определяющих конкурентоспособность организации. Тем не менее можно выделить нечто общее во всех этих подходах и сказать, что в обобщенном виде конкурентоспособность определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности.
Чтобы создать
конкурентоспособное
М. Портер выделял два основных источника конкурентных преимуществ: маркетинг и издержки. Преимущество в маркетинге - это конкурентное преимущество в товарах и услугах, которые лучше удовлетворяют потребности потребителей, чем товары конкурентов. Преимущество в издержках - это конкурентное преимущество, благодаря более низким производственным изменениям и маркетинговым затратам, чем затраты конкурентов, что позволяет компании снизить цены или использовать экономию на рекламу и распределение [28].
Таблица 1.1
Факторы, определяющие
конкурентоспособность
Научный подход, автор |
Факторы |
|
Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд |
Качество и характеристики продукции; репутация (имидж); производственные мощности; использование технологий; дилерская сеть и возможности распространения; инновационные возможности; финансовые ресурсы; издержки по сравнению с конкурентами; обслуживание клиентов |
|
Е.П. Голубков |
Шестнадцать факторов результативности деятельности организации: имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др., детализированные и дополненные за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности |
|
В.Л. Белоусов |
Элементы комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации), а также деловая активность и эффективность деятельности |
|
Обобщенный подход |
Результативность деятельности предприятия на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности |
|
Несмотря на фактор случайности, практически всегда можно выделить одно (иногда более) основное конкурентное преимущество, потеря которого в долгосрочной перспективе приводит к тому, что субъект хозяйственной деятельности не сможет продолжать конкурентную борьбу на этом рынке (при условии, что у него не появится новое основополагающее конкурентное преимущество или же вновь не изменится внешняя среда). Данный тип конкурентных преимуществ можно назвать доминантным. Утрата же конкурентного преимущества, не являющегося основным, лишь изменяет конкурентное положение, которое занимает субъект относительно своих конкурентов, но не угрожает его жизнеспособности в целом [4, с. 109].
Как и к определению самого понятия конкурентоспособности существует множество подходов к ее оценке. Далее рассмотрим методы оценки конкурентоспособности предприятий, предложенные западными авторами, которые, в отличие от отечественных методик, являются глубоко разработанными и широко применяемыми.
Самостоятельное направление исследований зарубежных ученых составляют методы оценки конкурентоспособности фирм-производителей, базирующиеся на теории равновесия и теории факторов производства. Под равновесием понимается такое состояние, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, т.е. для изменения объема производства (изменения своей доли на рынке). В условиях равновесия производителя (при достижении максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке) каждый из факторов производства используется с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. Возможность для расширения выпуска продукции появляется в том случае, когда какой-нибудь фактор производства используется не полностью и существующие масштабы производства не обеспечивают минимума затрат. Критерием же эффективности в рамках данной модели служит наличие у производителя таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у других конкурентов производительностью.
Отдельную группу
составляют методы, основанные на теории
эффективной конкуренции, дающие представление
о конкурентоспособности
В следующую
группу выделяются подходы к оценке
конкурентоспособности
Особое место в зарубежном опыте занимают матричные методы оценки уровня конкурентоспособности. Они основаны на рассмотрении процессов конкуренции в динамике. Главным инструментом исследования здесь служит матрица, построенная с использованием двух показателей, один из которых является временным. По вертикали отмечаются темпы роста емкости рынка в линейном масштабе, а по горизонтали - относительная доля продуцента на рынке в логарифмическом масштабе. Все стратегические единицы бизнеса могут быть расположены на этой матрице в зависимости от своих характеристик и условий рынка. Наиболее конкурентоспособными будут те, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.
Несмотря на
разнообразие подходов зарубежных авторов
к определению
Таким образом, подводя итог можно сказать, что понятие конкуренции составляет основу рыночной экономики и является главной движущей силой эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдержать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках. Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности. Уровень конкурентоспособности любого объекта является относительным показателем и поэтому может быть определен только в результате сравнения. Он представляет собой характеристику объекта, отражающую его отличие от аналогичного по степени выполнения возложенных на него функций.
В настоящее время поле конкуренции для российских строительных компаний значительно расширилось. Наблюдается количественное и качественное усложнение конкурентной среды строительства, повышение уровня и интенсивности конкуренции. Вследствие этого вероятность получения подряда на строительно-монтажные работы систематически уменьшается, а степень выживания строительных организаций существенно зависит от их конкурентоспособности. С расширением возможностей для роста инвестиций в отечественной экономике и постепенным развитием инвестиционно - строительной сферы, возрастает необходимость обеспечения конкурентоспособности строительных предприятий как важнейшего условия эффективности их функционирования.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности ООО «Сибирь 2000»на строительном рынке