Оценка конкурентоспособности ООО «Сибирь 2000»на строительном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:25, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является оценка уровня конкурентоспособности строительного предприятия ООО «Сибирь 2000» и разработка системы мероприятий по его повышению.

Содержание

Введение
4
1.
Обеспечение конкурентоспособности предприятия и маркетинг
7
1.1
Конкурентоспособность и законы конкуренции
7
1.2
Экономические и маркетинговые составляющие конкурентоспособности

1.3
Основы оценки конкурентоспособности строительных организаций

2.
Оценка конкурентоспособности ООО «Сибирь 2000» на строительном рынке г.Тюмени.

2.1
Современное состояние предприятия на строительном рынке

2.2
Анализ маркетинговой среды предприятия

2.3
Оценка конкурентоспособности ООО «Сибирь 2000»
в сравнении с основными конкурентами


Заключение


Литература


Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом 1.doc

— 563.00 Кб (Скачать)

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему: «Оценка конкурентоспособности ООО «Сибирь 2000»на строительном рынке»

 

 

 

 

 

2011

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

4

1.

Обеспечение конкурентоспособности  предприятия и маркетинг

7

1.1

Конкурентоспособность и законы конкуренции

7

1.2

Экономические и маркетинговые составляющие конкурентоспособности

 

1.3

Основы оценки конкурентоспособности  строительных организаций

 

2.

Оценка конкурентоспособности  ООО «Сибирь 2000» на строительном рынке г.Тюмени.

 

2.1

Современное состояние  предприятия на строительном рынке

 

2.2

Анализ маркетинговой  среды предприятия

 

2.3

Оценка конкурентоспособности  ООО «Сибирь 2000»

в сравнении с основными  конкурентами

 
 

Заключение

 
 

Литература

 
 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее  время основным механизмом, определяющим эффективность функционирования рынка, является конкуренция. Понятие конкуренции составляет основу рыночной экономики и является главной движущей силой эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности.

Данная тема актуальна, т.к. успешность функционирования любой  фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

Формирование рыночной экономики обуславливает развитие анализа конкурентоспособности  в первую очередь на микроуровне - на уровне отдельных предприятий  и их внутренних структурных подразделений, поскольку эти низовые звенья составляют основу рыночной экономики при любой форме собственности. Но это не исключает, а скорее, наоборот, предполагает и необходимость возможного перехода анализа на микроуровне не «сверху вниз», как складывалось при командно - административной системе, а «снизу вверх». Народнохозяйственные отношения и обобщения вовсе не противопоказаны коммерческим отношениям, принципам и требованиям свободного рынка.

Особенно актуально  в нынешних условиях повышение доли инновационной продукции и производительности труда. Необходимо поднять производительность труда в три-четыре раза, а также увеличить долю инновационной продукции.

Таким образом, возникает необходимость оценки взаимодействия новых технологий с  социально-экономической средой, выделение  приоритетных направлений ресурсного обеспечения и альтернатив развития промышленности посредством применения методов прогнозирования ее технико-экономического развития.

 Целью дипломной  работы является оценка уровня  конкурентоспособности строительного предприятия ООО «Сибирь 2000» и разработка системы мероприятий по его повышению. В соответствии с поставленной целью в работе определены и решены следующие задачи:

- исследованы  теоретико-методологические аспекты  конкуренции и конкурентоспособности;

- проанализирована и оценена внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия;

- проведена  оценка уровня конкурентоспособности  предприятия;

- разработаны  мероприятия по управлению конкурентоспособностью ООО «Сибирь 2000» и повышению ее уровня.

Объект исследования - строительная организация ООО «Сибирь 2000». Предмет исследования  конкурентоспособность предприятия.

Поставленные  задачи решались с помощью следующих  методов исследования и подходов к рассматриваемой проблеме: модель пяти сил конкуренции по Портеру; методика оценки и управления конкурентоспособностью, предложенная д.т.н, профессором Ю.Н.Бабецом и к.э.н. Л.Е. Замураевой; расчетно-аналитический метод; метод логического анализа.

Источниками информации, необходимыми для выполнения дипломной  работы, являются устав предприятия, формы бухгалтерской отчетности за 2007 - 2010 годы, основные показатели деятельности предприятия, а также статистические данные.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические и методологические аспекты конкуренции и конкурентоспособности. Во второй главе проводится анализ текущего состояния внешней и внутренней среды и оценка уровня конкурентоспособности предприятия, а также разрабатываются мероприятия по управлению конкурентоспособностью ООО «Сибирь 2000» и повышению ее уровня. В заключении работы подведены основные итоги и сделаны основные выводы.

 

1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ  И МАРКЕТИНГ

 

 

1.1 Конкурентоспособность и законы конкуренции.

 

 

Конкурентоспособность предприятия предполагает его способность  осуществлять эффективный экономический  контакт с потребителем, поставщиками и конкурентами. Взаимодействие с  потребителем осуществляется через  куплю-продажу товара, услуги, взаимодействие с поставщиками – через куплю-продажу ресурсов, необходимых для производства товара; наконец, взаимодействие с конкурентами – через систему организационных мер, как текущих, так и перспективных, реализующих поведение фирмы в конкурентной среде. Конкурентоспособность предприятия проявляется в каждый момент, в каждом эпизоде ее деятельности. В долгосрочной перспективе с учетом макроэкономических, политических, социальных и экологических  аспектов, конкурентоспособность обеспечивает устойчивость развития предприятия.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная  характеристика, которая выражает  отличия  развития данной организации  от развития конкурентных организации  по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности  производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможность и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

По мнению Решетова В.В. , под конкурентоспособностью предприятия  следует понимать организационно-экономическую деятельность предприятия, функционирующую по стратегии конкурентных преимуществ, приоритета качества и приемлемой цены продаж. [11, c 27]

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких  факторов, как:

-конкурентоспособность  продукции предприятия на рынке (качество и цена производимой продукции, уровень квалификации персонала и менеджмента, технологический уровень производства, доступность коммерческих источников финансирования);

-вид производимого   товара;

-емкость рынка (количество  ежегодных продаж);

-легкость доступа  на рынок;

-однородность рынка;

-конкурентные позиции  предприятий, уже работающих на  данном рынке;

-конкурентоспособность  отрасли;

-возможность технических  новшеств в отрасли;

-конкурентоспособность  региона и страны.

Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества предприятиям:

      1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
      2. Близость предприятия к клиенту.
      3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
      4. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желание работать.
      5. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
      6. Умение твердо стоять на своем.
      7. Простота организации, минимум уровней управления  и служебного персонала.
      8. Умение быть одновременно мягким и жестким. Держать под жестким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные.

Как показывает мировая  практика рыночных отношений, взаимосвязанное  решение этих проблем и использование  данных принципов гарантирует повышение  конкурентоспособности предприятия .

Конкурентоспособность товара достигается за счет снижения издержек или повышения качества.

Конкуренция за счет снижения издержек представляет собой соперничество  предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, изменения ее ассортимента и качества.

Конкуренция за счет повышения  качества товара и сервиса включает:

·        изменение свойств продукции;

·        придание продукции качественно новых свойств;

·       создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей;

·        создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших раньше;

·       обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа;

·       совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт и т.д.).

В оптовой торговле действует  конкуренция на основе снижения издержек.

Конкурентная борьба — модели поведения конкурирующих фирм на рынке с целью реализации ими конкурентных преимуществ. [8,с.23]

Конкурентоспособность — свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. На одном рынке объект может быть конкурентоспособным, а на другом — нет. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма (организация), регион, отрасль, любая сфера макросреды страны, страна в целом.

В зависимости от дохода потребителей конкурентоспособность  формируется по конкретным видам  товаров:

-среднего качества — для потребителей со средним доходом;

-очень высокого (престижного)  качества — для потребителей с высоким доходом.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению  к конкретному рынку либо к  конкретной группе потребителей, формируемой  по соответствующим признакам сегментации  рынка.

Главной целью предприятия  является, как известно, получение  прибыли и решение социальных проблем путем своевременной и выгодной реализации изготовленного товара. Для достижения этой цели предприятию приходится устанавливать и реализовывать свои конкурентные преимущества, производить конкурентоспособную продукцию и определять свою нишу на рынке, конкретную группу потребителей.

Закон конкуренции — закон, в соответствии с которым происходит объективный процесс повышения качества товаров, снижения их удельной цены. Конкуренция — это объективный процесс “вымывания” с рынка некачественной, дорогой продукции. Никто никого не заставляет работать лучше, повышать качество продукции (работы), кроме угрозы банкротства, если изготовитель засиделся на месте. В соответствии с законом конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества товаров и снижения их удельной цены.

Закон конкуренции длительное время может действовать только при наличии качественного антимонопольного законодательства. Во всех промышленно  развитых странах введены антимонопольные  или антитрестовские законы, ограничивающие действия монополистов. Например, в США антитрестовское законодательство действует с 1890 года.

В Российской Федерации  основу антимонопольного законодательства составляет Закон РФ “О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках” от 22.03.91 г., который регулирует отношения хозяйствующих субъектов на республиканских и местных товарных рынках. Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) утверждены методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Со стороны государства принимаются меры по предотвращению доминирующего положения монополистов на товарных рынках. ГКАП России формирует Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов. [48,с.12]

В чем суть антимонопольного законодательства? Оно регламентирует нормы, ограничивающие монополистическую  деятельность, принципы ведения конкурентной борьбы на рынке, полномочия государственных  органов по надзору за соблюдением соответствующих правовых норм.

 Процессы монополизма свойственны любой экономике, в которой действуют законы товарного производства. Значительную роль в становлении и развитии монополизма в России играет материально-финансовая несбалансированность в экономике. В таких условиях монополистами могут оказаться даже небольшие предприятия, производящие единственную в своем роде продукцию. Отрицание роли рынка в качестве хозяйственного механизма экономики в сочетании с высокой монополизации производства привело к дефицитности продукции, расстройству денежного обращения, нарастанию темпов инфляции.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности ООО «Сибирь 2000»на строительном рынке