Модели рыночного поведения потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Современный потребительский рынок характеризуется существенно сокращающимся числом непосредственных контактов продавцов со своими клиентами. В результате возникает необходимость всё большее внимание уделять изучению поведения потребителей, чтобы выяснить, каким образом совершаются покупки: кто именно совершает покупки, как именно покупает, где именно покупает, почему именно покупает, а так же что именно побуждает покупателя совершать покупки. Таким образом, основным объектом является исследование отношений между рыночными стимулами и реакцией покупателей. Целью исследования является анализ действия мультиатрибутивной модели на сегмент рынка СВЧ-печей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА
Кардиналистская и порядковая теории полезности…………...………….......5
Бюджетная линия. Оптимум потребителя ……………………...…………...12
Ядерная и периферийные услуги. Модель мультиатрибутивного товара. Ценность или частная полезность атрибута..……... …..….………................15
ГЛАВА 2. МУЛЬТИАТРЕБУТИВНАЯ МОДЕЛЬ ТОВАРОВ
2.1. Анализ мотиваций совершения покупки….………………………………....23
2.2. Идентификация состояния сегмента рынка. Оценка удовлетворения покупательского спроса ………………..………………………………...……..…27
2.3. Определение степени удовлетворения потребительского спроса в сегменте рынка СВЧ - печей …..……………………………………....……………………..32
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СТЕПЕНИ РАЗВИТОСТИ СЕГМЕНТА РЫНКА СВЧ-ПЕЧЕЙ
3.1. Оценка развитости……………………………………...……………………...49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….… 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....55

Работа содержит 1 файл

модели спроса.doc

— 981.50 Кб (Скачать)

                                                                                              (19)

Дальнейшая закупка  прекращается, так как текущий  уровень спроса достигнут. 

Если нарушается условие (17), то объем закупок у последнего m-го поставщика определяется по формуле

                                                                                   (20)

Дальнейшая закупка  прекращается, так как израсходованы все финансовые ресурсы.

Если нарушается условие (18), то это значит, что все товары, предложенные для реализации, проданы. В этом случае

Параметр m определяет количество закупленных товаров. Объем продажи i-го товара определяется из соотношений

                                                                           (21)

Суммарный объем закупки  товаров на рынке Q1 определяется по формуле

                                                                                                     (22)

Суммарные денежные затраты  рынка F1 определяются по формуле

                                                                                                   (23)

 

2.2. Идентификация состояния сегмента рынка. Оценка удовлетворения покупательского спроса

 

Согласно классической теории рынок может находиться в  следующих состояниях :

    • равновесие;
    • предложение превышает спрос;
    • спрос превышает предложение;
    • фиаско рынка.

На каждом рынке  действуют множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состоянии выполнить намеченные планы. Характеристика возможных рыночных ситуаций представлена в приложении А.

Связь между состояниями  рынка и рыночными ситуациями показана в приложении В.

Соотношение между расчетными величинами:

Q1 — суммарный объем закупки товаров на рынке;

F1 — суммарные денежные затраты рынка и исходными данными;

Q0 — текущий уровень спроса;

F0 — финансовые возможности рынка;

Q2 — суммарный объем предложения товара на рынок определяют условия возникновения рыночных ситуаций, приведенные в таблице 2.

 

 

 

Таблица 2

Условия возникновения  рыночных ситуаций

Изложенные  выше соображения позволяют сформулировать этапы                                               идентификации состояния сегмента рынка, соответствующего условиям обмена товара. Идентификация будет производиться в следующей последовательности:

- Проведение маркетингового исследования сегмента рынка с целью выяснения условий осуществления операций рыночного обмена. В процессе проведения исследования выявляют характеристики спроса (текущий уровень спроса; состав объективных характеристик, формирующих оцениваемые покупателем атрибуты товара; структура атрибутов, обеспечивающих получение покупателем необходимых ему выгод; весовые коэффициенты значимости атрибутов и объективных характеристик товара; мотивация покупателя при совершении покупки) и характеристики предложения (текущий уровень предложения; объективные характеристики предлагаемых к продаже товаров; поведение фирм-поставщиков на рынке).

- Определение вида  и расчет параметров функции  полезности.

- Идентификация модели  процесса формирования закупки,  соответствующей условиям обмена товара.

- Расчет по идентифицированной  модели ожидаемой закупки товара.

- Определение суммарного  объема закупки товаров Q1 и суммарных денежных затрат рынка F1.

- Идентификация по  таблице 2 рыночной ситуации, соответствующей  условиям обмена товаров.

- Идентификация по  приложению В состояния сегмента  рынка, соответствующего условиям  обмена товара.

 Дальнейшей задачей  является оценка степени удовлетворения  покупательского спроса, связанная  с условиями рыночного обмена  в сегменте рынка СВЧ-печей. Такая оценка необходима потому, что спрос может быть удовлетворен в различной степени. Например, спрос по объему закупок может быть удовлетворен, но покупатель желает и может купить товары более высокого качества. Этот случай характерен для ситуаций 5; 6. Ситуации, когда план покупателя не выполняется по объемам закупок, также требуют более детальной оценки для выявления причин сложившегося положения.

Необходимую оценку будем  искать с помощью модифицированной методики оценки эффективности функционирования сегмента рынка. Рыночный спрос будет полностью удовлетворен, если:

- объем закупок товара  равен желаемому уровню потребления: Q1 = Q0;

- характеристики товара  полностью удовлетворяют требованиям  покупателя (товар является идеальным).

В этом случае полезность закупаемых СВЧ-печей P0 можно определить следующим образом:

                                                                                                   (24)

где U0 — единичная полезность идеального товара, Q0 — текущий уровень спроса

При компенсационной  оценке товара U0 = 1, так как все характеристики товара полностью соответствуют требованиям покупателя. Все единичные параметрические показатели gj0 = 1.

При некомпенсационной  оценке U0 = 0,99...9, где количество цифр после запятой соответствует числу оцениваемых покупателем характеристик товара. Все единичные параметрические показатели gj0 = 0,9.

Расчеты, проводимые по алгоритмам формирования закупки, позволяют найти  объемы закупок товаров фирм-поставщиков zi . Для первой модели , для второй —

Полезность купленных  товаров при компенсационной  оценке равна

                                                                                    (25)

Легко заметить, что выражение (25) можно представить в виде

                                                                                       (26)

где

                                                       (27)

Значение P1 соответствует значению функции

                                                                                    (28)

при Q = Q1, S = S1, J = J1.

Значение Р0 соответствует значению функции (28) при Q = Q0, S = S0, J = J0.

Полезность купленных товаров при некомпенсационной оценке равна

                                                                           (29)

Обозначим:

                                                                               

                                                                                            (30)

 

                                                                                                      (31) 
  P1 легко приводится к виду

                                                                               (32)

Значение P1 соответствует значению функции

                                                                               (33)

при

Значение P0 соответствует значению функции (33) при Q = Q0, gj = 0,9.

Величина P1 характеризует достигаемый уровень полезности для анализируемых условий обмена. Степень удовлетворения покупательского спроса можно определить с помощью соотношения

                                                                       (34)

Разность

                                                                                           (35)

характеризует величину неудовлетворенного покупательского  спроса.

При компенсационной  оценке товара разложение DP по факторам «объем закупки» , «стоимость потребления» , «качество»

                                                                               (36)

выглядит следующим  образом:


 

                                              (37)    (38)   (39)

 
где .

     Дальнейшие  разложения  и по составляющим атрибутам, характеристикам и поставщикам получаются легко, так как DS и DJ являются линейными функциями.

При некомпенсационной  оценке товара разложение DP по факторам

выглядит следующим  образом:

    (40)   (41)

 

2.3. Определение степени удовлетворения потребительского спроса в сегменте рынка СВЧ-печей

 

Для демонстрации работы описанных выше процедур произведем расчет степени удовлетворения потребительского спроса на показательном примере  сегмента рынка СВЧ-печей.

Основными характеристиками сегмента являются следующие:

- Текущая потребность рынка в СВЧ-печах — 500 шт./мес.

- Финансовые возможности рынка — 150 000 долл. США/мес.

Покупатель производит оценку товара по компенсационной схеме по следующим атрибутам:

- «цена потребления» с весомостью 0,35;

- «качество» с весомостью 0,65.

Атрибут «качество» является макроатрибутом. Он формируется микроатрибутами:

-«имидж» с весомостью 0,35;

-«дизайн» с весомостью 0,3;

-«эксплуатационные характеристики» с весомостью 0,2;

- «технические характеристики» с весомостью 0,15.

Микроатрибут «эксплуатационные характеристики» формируется следующими характеристиками:

- «количество режимов обработки пищи» с весомостью 0,7;

- «срок гарантии» с весомостью 0,3.

Микроатрибут «технические характеристики» формируется характеристиками:

- «рабочее пространство» с весомостью 0,3;

- «диаметр поддона» с весомостью 0,3;

- «количество уровней мощности» с весомостью 0,2;

- «мощность» с весомостью 0,2.

Структура мультиатрибутивной модели товара представлена в приложении С.

Степень удовлетворения потребительского спроса будем определять для двух вариантов мотивации совершения покупки: «преодоление дефицита» и «битва со скукой». Для сравнимости полученных результатов основные характеристики сегмента примем неизменными.

Условия входа товара на рынок приведены в приложении D.

Характеристики печей, предлагаемых на продажу, приведены  в приложении Е.

Расчет степени удовлетворения потребительского спроса производится в следующей последовательности.

Этап 1. Расчет единичной  полезности предлагаемых к реализации товаров

Исходными данными для  расчета являются структура мультиатрибутивной модели товара и данные приложений D и Е. Расчет единичной полезности начинается с определения значений параметрических показателей, оценивающих близость характеристик товара к желаемому покупателем значению. Результаты расчетов приведены в приложении F.

На основе значений параметрических  показателей близости определяется единичная полезность каждого i-го товара в следующей последовательности.

Рассчитывается близость значений микроатрибутов «эксплуатационные характеристики» и «технические характеристики» требованиям покупателя. Расчет производится по формулам

  


Рассчитывается близость значения макроатрибута «качество» требованиям  покупателя:


                              

Рассчитывается единичная полезность i-го товара:


 

Результаты расчета  значения единичной полезности товаров  приводятся в таблице 3.

 

 

 

 

 

Таблица 3

 Значения единичной полезности товаров

        

Этап 2. Определение закупки  товаров, соответствующей условиям обмена товаров в рассматриваемом сегменте.

При мотивации совершения покупки «битва со скукой» ожидаемая  закупка определяется с помощью  второй модели (16)—(23). Шаги формирования закупки показаны в таблице 4. В первой колонке таблицы приведен номер шага формирования закупки; во второй колонке — номер товара, вошедшего в закупку; в третьей — объем поставок qi; в четвертой — цена потребления товара ci; в пятой — стоимость поставки, равная произведению цены потребления единицы товара на объем поставки; в шестой — количество закупленного рынком товара с нарастающим итогом; в седьмой — финансовые затраты рынка с нарастающим итогом.

Информация о работе Модели рыночного поведения потребителей