Поведение потребителя в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Полезность (или «Потребительная стоимость») блага или товара — его способность удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность.
Полезность можно разделить на объективную и субъективную. Проблема измерения субъективной полезности в том, что у каждого человека может быть своя оценка полезности, существенно отличающаяся от средней.
Полезность блага тем выше, чем большему числу потребителей оно служит, чем настоятельнее и распространённее эти потребности и чем лучше и полнее оно их удовлетворяет. Полезность является необходимым условием для того, чтобы какой-нибудь предмет приобрёл меновую ценность.

Работа содержит 1 файл

1 МИКРОЭКОНОМИКАДокумент Microsoft Word.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Кафедра: Экономической теории

 

 

                       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Микроэкономика.

на тему: Поведение потребителя в рыночной экономике.

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

Группа БУ – 11

 

Проверил  преподаватель:

 «___»__________2011г.

 

                                             

Вариант 4.1

1.Полезность. Закон убывающей предельной  полезности.

Полезность (или «Потребительная стоимость») блага или товара — его способность удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность.

Полезность можно разделить на объективную и субъективную. Проблема измерения субъективной полезности в том, что у каждого человека может быть своя оценка полезности, существенно отличающаяся от средней.

Полезность блага тем  выше, чем большему числу потребителей оно служит, чем настоятельнее и распространённее эти потребности и чем лучше и полнее оно их удовлетворяет. Полезность является необходимым условием для того, чтобы какой-нибудь предмет приобрёл меновую ценность.

Характеристика  полезности

Полезность не имеет  физического или материального существования, поскольку полезность существует в голове потребителя.

Полезность не всегда полезна. Например, алкогольные напитки  или сигареты считаются вредными для здоровья, но они могут иметь  высокий уровень полезности для  алкоголика или курильщика.

Полезность не всегда приятна. Например, медицинские лекарства  или инъекции не дают никакого удовольствия, но могут иметь высокий уровень  полезности для пациентов.

Полезность и удовлетворение — разные вещи. Например, потребитель, думая о покупке какого-либо товара, имеет в своей голове представление о полезности этого товара. Но удовлетворение наступает только после приобретения этого товара. «Полезность» — ожидаемое удовлетворение, в то время как, «удовлетворение» — наступившее или реализованное удовлетворение.

Подвиды полезности

Различают субъективную (кардиналистская, количественная ) и объективную (ординалистская, порядковая ) полезность

Субъективная полезность — это полезность, которая может измеряться, например деньгами, или сравниваться.

Объективная полезность — это полезность, которая не может измеряться или сравниваться. Например, полезность воды в реке или песка в пустыне для потребителя не может быть измерена.

Предельная  полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага

Закон убывающей  предельной полезности утверждает, что в непрерывном акте потребления предельная полезность блага начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму и предельная полезность становится отрицательной.

 

2.Бюджетная  линия. Равновесие потребителя  в ординалистском подходе.

 

Бюджетная линия показывает одинаковую величину бюджета потребителя при разных сочетаниях товаров Y и Х (рис.1).

Свойства бюджетной  линии.

1. Точки А и В показывают максимально возможный объем потребления товара Y и Х соответственно, т.е. весь бюджет тратится только на товар Y или товар Х соответственно.

2. Наклон бюджетной линии равен .

3. При изменении дохода потребителя бюджетная линия движется параллельно вправо - при росте дохода или влево - при уменьшении дохода.

4. При изменении цен на товары изменяется угол наклона бюджетной линии, и потребитель может больше (меньше) купить товара Х (Y).

а                                            б                                             с 

 

  

  

 Рис. 1. Линии бюджетного  ограничения

 

Существуют два способа оценки полезности. Кардиналистский подход  связан с попыткой вычислить значение полезности на основе использования  условной единицы – ютили. Сторонники ординалистского подхода утверждают, что полезность невозможно измерить количественно, но на основе предпочтений можно выявить порядковую полезность, т. е. описать поведение потребителя путем ранжирования.

 

Графическое изображение различных  комбинаций двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для  потребителя, называетсякривой безразличия (U). Множество кривых безразличия  одного потребителя  образуют карту безразличия. При этом чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Информацию же о наиболее выгодном наборе продуктов для потребителя дает   линия бюджетного ограничения, уравнение которой можно записать следующим образом:

 

I = P1 Q1 + P2 Q2, где

 

I – доход потребителя;

 

P1; P2 – цена товаров А и Б;

 

Q1; Q2 – количество товаров А и Б.

 

Точка касания кривой безразличия с линией бюджетного ограничения показывает положение равновесия потребителя (оптимум потребителя).

 

 

Потребительское равновесие

 

 

 

 

Оно достигается, когда отношения  предельных полезностей отдельных  товаров к их ценам равны:  MU1 : P1 =  MU2 :  P2

 

 

3. ВЕРНО / НЕВЕРНО:

 

а) Бюджетное ограничение определяет зону, внутри которой делается потребительский выбор.+ верно

б) Принцип уменьшения предельной полезности основывается на следующем: если потребляется больше товара, каждая следующая единица товара приносит меньше удовлетворения, чем предыдущая.+ верно

в)  Кривые безразличия никогда не пересикаются.+ верно

г) Условие потребительского равновесия заключается в том, что общая  полезность товара А равна общей  полезности товара В.- неверно

д) Чем меньше доход  потребителя, тем выше располагается  его бюджетная линия.- неверно

4.ТЕСТЫ

4.1 Изменение цены одного товара- причина того, график бюджетного ограничения:

а) сдвинется вверх и право;

б) сдвинется вниз и в лево;

в) повернется относительно оси товара, цена которого останется постоянной;

г) повернется относительно оси товара, цена которого изменяется.

Ответ:  (в)

 

    4.2 Если цена товара Х падает, потребитель будет всегда стараться купить больше товара из-за эффекта:

а) замещения и иногда дохода;

б) замещения и дохода;

в) замещения, а не дохода;

г) дохода, а не замещения.

Ответ: (б)

4.3 Эффект дохода имеет место в следующем случае:

а) если доходы людей падают, они покупают меньше данного продукта;

б) удешевление товаров  приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объема приобретения других товаров;

в) объем покупок некоторых  товаров сокращается по мере увеличения доходов людей;

г) по мере того как доходы людей растут, они сберегают увеличивающуюся  часть дохода.

Ответ: (б)

4.4 Общая полезность растет, когда предельная полезность:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) увеличивается в  медленном темпе;

г) увеличивается или  уменьшается, но является величиной положительной;

д) является величиной  отрицательной.

Ответ: (г)

4.5 Потребительское равновесие на карте безразличия- это:

а) любое пересечение  бюджетной линии и кривой безразличия;

б) любая точка на самой  высокой из кривых безразличия;

в) та точка, в которой  наклон бюджетной линии равен  наклону касательной к ней кривой безразличия;

г) любая точка, расположенная  на бюджетной линии;

д) любая точка, расположенная  на пространстве, ограниченном бюджетной  линии.

Ответ: (в)

 

5.ЗАДАЧИ

5.1 Пенсионерка Мария Ивановна часто покупает в магазине хлеб и молоко. В сентябре, когда цена булки хлеба составляла 7 руб., она покупала 6 булок хлеба в неделю и 3 л молока. В октябре, когда цена хлеба понизилась до 6 руб. за булку, она стала покупать 8 булок хлеба в неделю. Цена молока при этом осталась неизменной, и поэтому объем потребления молока не изменился. Пенсия Марии Ивановны все это время также не менялась. Известно, что если бы реальный доход Марии Ивановны оставался постоянным, при новой цене хлеба она приобретала бы 10 булок хлеба в неделю.

А. Изобразите схематично бюджетные линии Марии Ивановны, укажите точки ее оптимального выбора для ситуации, когда цена хлеба состовляла 7 руб. и 6 руб. Укажите графически и рассчитайте эффект дохода и эффект замещения, воздействующие на потребление хлеба.

Б. Является ли хлеб товаром  низшей категории качества, с точки зрения Марии Ивановны? Объясните ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.5 В набор потребителя входит два товара: пиво и сухарики, общая полезность которых характеризуется следующими данными:

 

 

К-во                 Общая полезность             К-во порций         Общая полезность

Кружек                    пива                               сухариков                сухариков

 Пива

     1                            10                                        10                               7

     2                            18                                        20                              13

     3                            24                                        30                              18

     4                            28                                        40                              22

     5                            31                                        50                              25

    6                            33                                        60                              27


 

Цена одной кружки пива 10 долл., цена одной порции сухариков-50 центов. Потребитель тратит на пиво и сухарики 25 долл. Какое количество кружек пива и сухариков покупает рациональный потребитель в состоянии  равновесия?

 

 Решение:

Находим предельную полезность:

 

К-во        Общая полез.   Предельн.      К-во порций  Общая полез. Предельн.

Кружек          пива             полезн.          сухариков       сухариков       полезн.

 Пива                                    пива                                                              сухарик.

     1                   10                   10                   10                        7                  0,7

     2                   18                     8                   20                       13                 0,6

     3                   24                     6                   30                       18                 0,5

     4                   28                     4                   40                       22                 0,4

     5                   31                     3                   50                       25                 0,3

    6                   33                     2                   60                       27                 0,2


 

Состояние равновесия:        MUa    MUb

                                                 Pa        Pb

 

Где: MUa, MUb- предельная полезность товара.   10   0,5

       Pa, Pb- цена товара.                                           10   0,5

Т.е потребитель в состояние равновесия покупает 1 кружку пива 30 сухариков.

1*10+30*0,5=25$




Информация о работе Поведение потребителя в рыночной экономике